Отрава у дома: почему с борщевиком борется даже «Северный поток – 2»
Ученые из Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова (ВИР, Санкт-Петербург) сообщили, что разработали и использовали метод, который позволяет помешать распространению борщевика Сосновского. Заказчиком выступила компания Nord Stream 2 AG. Одновременно в Москве вводят штрафы для тех, кто не борется с борщевиком на своей территории, и говорят о разработке городской программы по уничтожению опасного растения. Однако волонтеры и эксперты уверены, что победить борщевик можно, только если этим займется каждый.
Борщеапокалипсис
В соцсетях — обилие сообществ, в которых люди объединяются для борьбы с борщевиком Сосновского. Люди там делятся переживаниями и способами борьбы с растением, завидуют фотографиям из парков, в которых борщевик только-только появился: ах, если бы у нас он был таким маленьким, мы бы от него избавились, а теперь уж проворонили.
Вот в Псковской области местный изобретатель сделал инструмент из старой косы: обрезал носик, саму косу приварил к прямоугольной трубе под углом 45 градусов, сделал очень длинный черенок, прямоугольный — чтобы в руках не крутился.
В деревне Шардонемь Пинежского района Архангельской области — 462 жителя. А в паблике, посвященном борьбе с борщевиком, больше 1 тыс. человек. Активисты собираются группами человек по 10–12 и идут рубить. Судя по фото, происходит это довольно весело и массово. Правда, активисты жалуются: в последнее время людей становится меньше.
— Борщевик у нас уже давно, — говорит местная жительница Ольга Канашева. — Начали в прошлом году людей организовывать на борьбу с борщевиком, и уже не хочется это дело бросать. Сначала побольше людей ходило, но кто-то разочаровался, кто-то устал, кто-то обжегся и больше не хочет. Я вот с прошлого воскресенья тоже со шрамами на лице хожу.
По ее словам, если бы этим не занимались они — не занимался бы никто. Ходили в отдел по сельскому хозяйству местной администрации, но там «ждут методичек» и пока ничего не делают. В правительстве Архангельской области активистам сообщили, что начнут борьбу с 2021 года, но жителей это не устраивает.
Самая большая группа на эту тему в соцсети «ВКонтакте» — «Антиборщевик». Ее создала Мария Попова, жительница Подмосковья. Она занялась борьбой с борщевиком примерно семь лет назад.
— Борщевик начал заполонять места, которые мне очень дороги. Потом я увидела, что своими силами никак не справлюсь, а соседи на помощь не побежали. И я решила, что нужно идти дальше, рассказывать людям, показывать фото и видео, звать на помощь. Стала больше общаться в интернете, и постепенно образовалось сообщество тех, кто пытается решать проблему по всей стране. И вместе, конечно, проще. Чувство локтя — сильная штука.
Сейчас в сообществе более 3 тыс. человек. Это уже не просто место, где люди советуются, как бороться с борщевиком на своем участке, — паблик превратился в настоящее сообщество по интересам. Одна из последних записей, например, посвящена «настольной игре XXI века» под названием «Борщеапокалипсис».
Штрафовать с линейкой
При этом региональные программы по борьбе с растением приняты в Московской и Ленинградской областях, ряде других регионов. На минувшей неделе стало известно, что в Москве введены штрафы для собственников земельных участков за борщевик: для обычных людей 2–5 тыс. рублей, для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 150 тыс. до 700 тыс. рублей.
Мария Попова восприняла новость с радостью — но в первую очередь не из-за штрафов, а из-за того что одновременно предлагается разработать региональную программу по борьбе с борщевиком, в которой есть «много правильных вещей» — в частности, говорится о проблеме неохваченных вниманием земель, собственность на которых не разграничена.
Об этой же проблеме говорит и энтомолог, сотрудник лаборатории Института проблем экологии и эволюции РАН Марина Кривошеина: «Бывает, что фермер обработал свой участок, обочину обработали дорожные службы, у леса обработало лесное хозяйство. А маленькая полоса между лесом и шоссе ничья. Фермер, лесное хозяйство считают, что они не должны тратить на это деньги, силы. А чья это полоса? Тут сантиметром надо мерить, чтобы штрафовать. В итоге семена с ветром перелетят через шоссе к тому же фермеру и он будет иметь через год, через два опять ту же самую проблему».
В Московской области региональная программа с крупными штрафами для собственников земельных участков существует уже несколько лет. В 2020 году на борьбу с борщевиком направлено 350 млн рублей. Штрафуют тоже активно: в прошлом году за борщевик собственникам земельных участков наказали на 58 млн рублей. В этом году региональные власти ищут новые способы — предлагается, к примеру разрешить представителям властей самостоятельно уничтожать опасное растение на чьей-либо территории. И уже потом, через суд, потребовать возмещения затрат на эти работы.
Море борщевика
— Прежде чем в Московской области приняли программу в прошлом году, до этого я года четыре писала в Минсельхоз региона, местным властям, — говорит Мария Попова. — Борьба властей с борщевиком связана с многочисленными запросами местных жителей.
Но любопытно, что борьба с этим растением в России на федеральном уровне не предусмотрена. У нас есть понятие карантинного объекта, но только для опасных и мало распространенных инвазивных растений — повилика, горчак ползучий, например. А борщевик не может быть признан карантинным, так как он уже широко распространен. Впрочем, во «Всероссийском центре карантина растений» (ВНИИКР) «Известиям» пояснили, что с переходом в статус карантинного растения для борщевика ничего особо не поменяется, схема борьбы с ним, по сути, такая же, как сейчас в Московской области.
— Борьба с растением в случае его перехода в статус карантинного будет осуществляться за счет владельца территории, на которой находят карантинный объект, — пояснили во ВНИИКР. — Инспектор обеспечивает выполнение всех предписаний или наказывает за несоблюдение их системой штрафов. Перечни потенциально опасных для здоровья человека и ядовитых видов растений носят ознакомительный характер для информирования населения об их вредоносности. Ничто не мешает инициировать общественность на создание программ, в том числе и государственных, направленных на борьбу с борщевиком Сосновского.
Пока федеральной программы нет, и в национальных парках, которые принадлежат федеральным властям, особенные сложности: если региональные программы еще «шевелятся», то там, где отвечают федеральные власти, всё сложнее. В «Лосином острове», например, борщевик косят только в местах общего пользования, утверждает Попова.
— А если сейчас проблемой не заниматься, то перспективы очень мрачные, — рассказывает Попова. — Я недавно выкладывала видео из Республики Коми, снятое с квадрокоптера. Там видно, что в море борщевика вырезаны квадратики для огородов.
Трубой по борщевику
Некоторым природным территориям в смысле борьбы с борщевиком повезло. Например, в Кургальском заказнике в Ленинградской области активно работают ученые из Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова, которые разработали метод, препятствующий распространению борщевика Сосновского. Тут заказчиком работ выступила Nord Stream 2 AG, компания-оператор строительства газопровода «Северный поток – 2», у которой есть План действий по сохранению биоразнообразия заказника.
— В России газопровод «Северный поток – 2» на отрезке длиной 3,7 км пересекает южную часть этой охраняемой природной территории, и мы с особенной ответственностью подходим к сохранению его уникальных экологических характеристик, —сообщили «Известиям» в Nord Stream 2 AG.
Отмечается, что план должен обеспечить абсолютный прирост показателей биоразнообразия Кургальского полуострова. Мероприятия рассчитаны на 30 лет, а их началу предшествовали три года экологических исследований.
— ВИР был привлечен в 2018 году для того, чтобы исследовать распространение инвазивных видов в заказнике «Кургальский» и на прилегающих территориях, — пояснили в Nord Stream 2 AG. — Необходимо было определить степень влияния инвазивных видов на биоразнообразие заказника, выявить источники их появления и ареал распространения, а также разработать методы борьбы с ними.
Выявили четыре опасных вида: рейнутрию японскую, лох серебристый, шиповник морщинистый и борщевик Сосновского. Именно последний был определен как представляющий наибольшую угрозу биологическому разнообразию.
— По заказу компании ВИР разработал специальную технологию: уничтожение борщевика проводят исключительно вручную, с применением малой механизации и обычной сельхозтехники, без использования каких-либо химических препаратов, недопустимых из-за охранного статуса заказника, —заявили в компании-операторе «Северного потока – 2».
Пресс-служба сообщила, что в 2019 году от борщевика была обработана территория заказника и близлежащих населенных пунктов площадью 150 га. Работа была продолжена в 2020 году и повторится при необходимости в 2021 году, однако эффективность уже видна.
Старший научный сотрудник отдела Агроботаники и in situ сохранения генетических ресурсов растений ВИР Лилия Шипилина объяснила, что технология заключается в активизации прорастания почвенного банка семян этого растения. Для начала специалисты разделили 150 га на участки — получилось примерно 30 штук. По каждой отдельно взятой территории давались рекомендации, химические средства использовать было нельзя, поэтому всё пришлось делать вручную.
— В мае, когда снег только сошел, люди в первый проход выкапывали все растения, сохранившиеся с прошлого года. Уже в 2019 году на участке не появилось ни одного зонтика, который бы дал новые семена, — рассказывает Шипилина.
По ее словам, целью было расшевелить банк семян в земле, чтобы они начинали активно прорастать. После того как старое растение выкапывали, семена, лежащие в земле, получали необходимую влагу и солнечный свет и начинали давать всходы. Тогда бригады возвращались на участок и выкапывали новые растения.
— В совокупности бригады проходили в 2019 году каждый участок по семь раз, — говорит Шипилина. — Взрослых растений не оставалось, а молодые активно росли.
За это время из заказника вывезли 40 15-тонных машин, загруженных уничтоженными борщевиками.
В сентябре землю вспахали и засеяли злаками. В 2020 году на участки вернулись и увидели, как и ожидалось, гораздо более редкие всходы борщевика. И работа началась снова, чтобы проросли оставшиеся в земле семена.
Справится только системность
Успешная борьба с борщевиком для России пока скорее исключение, чем правило. Однако, как говорит Мария Попова, сейчас по крайней мере есть внимание к этой теме — еще пять лет назад никто о борщевике не говорил, хотя он уже заполонял территории.
— Многим регионам нужно поучиться у Nord Stream: как крупный работодатель может помочь тем территориям, где он проводит работы. Кургальскому заказнику в этом смысле повезло. — Говорит Шипилина. — Причем, если взглянуть на тендеры в Московской области на обработку территории гербицидом и сравнить с нашей механической обработкой, стоимость получится сопоставимая. И в нашей методике, по сути, ничего нового нет, просто мы работу систематизировали и получили поразительные результаты. Помогает только системность.
По ее словам, в целом по России больше нигде масштабной работы по борьбе с борщевиком не было. А активистам во главе с Марией Поповой, считает Шипилина, не хватает сил.
По словам Кривошеиной, наука пока не нашла глобальных способов справиться с борщевиком —помогли бы избирательные гербициды, которые могли бы уничтожать только борщевик, но таких сейчас нет. Есть такие, что могут оставить однодольные растения (борщевик — двудольное), а есть такие, после которых остается выжженная земля.
— И во втором случае очень важно эту землю чем-нибудь занять. Многолетними травами, другими зонтичными — дудник, сныть. Можно засеять иван-чаем, многолетними травами, озимой рожью, горчицей, рапсом, — говорит Кривошеина. — Если земля занята, то борщевику заселиться уже сложно: земля должна быть закрыта, чтобы семена были в тени, где они не прорастают либо прорастают с большим трудом.
По ее словам, нынешний год оказался для борщевика благоприятным. Фото из сети подтверждают: люди видели четырехметровое растение, толщина стебля — как нога человека.