До осени, считают: в ПФР напомнили, что детские выплаты можно оформить до октября
Часть отделений Пенсионного фонда России начала работать с 7 утра, чтобы сократить наплыв желающих оформить новую выплату в 10 тыс. рублей, о которой объявил президент. Очереди, в которые ежедневно выстраиваются граждане, вынудили ряд клиентских служб ПФР вести прием и в нерабочие часы. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе организации. В фонде напомнили, что новое детское пособие можно оформить до 1 октября. Однако деньги в непростой период пандемии нужны многим уже сейчас, поэтому ПФР стоит найти способ эффективнее выстроить процесс, считают эксперты.
Получилось как всегда
12–13 мая у отделений ПФР в ряде регионов образовались очереди из желающих получить 10 тыс. рублей, положенных на каждого ребенка с трех до 16 лет в семье. За прошедшие дни СМИ сообщали о столпотворениях в Саратове, Красноярске, Барнауле, Чите, Сочи, Смоленске, Тюмени, Брянске и других городах. Судя по кадрам ТВ и очевидцев, в большинстве случаев пришедшие за деньгами люди не соблюдали предписанную социальную дистанцию в 1,5 м.
На вопрос «Известий» о том, что ПФР делает для ликвидации этих очередей, в организации сообщили, что теперь прием в некоторых клиентских службах начинается с 7 часов утра и может переноситься на нерабочие часы. Также специалисты начали консультировать ожидающих приема: подсказывать, как можно получить услуги альтернативными способами, и помогать пользоваться терминалами самообслуживания.
— Прием в клиентских службах идет только по предварительной записи с соблюдением необходимых санитарных требований, включая дистанцирование 1,5 м, защитные стекла между специалистами и посетителями, проведение дезинфекции помещений. Специалисты ведут прием в масках, — рассказали в ПФР.
В пресс-службе фонда подчеркнули, что выплату «проще и быстрее» оформить дистанционно на портале госуслуг. Однако стоит напомнить, что в первый же день подачи заявлений сервис был недоступен, а позже «лег» и специально запущенный сайт posobie16.gosuslugi.ru. Кроме того, в соцсетях некоторые родители жаловались, что портал считал недействительным СНИЛС их детей, который требуется для оформления выплаты. После этого и образовались очереди в отделения. Проблемы с доступностью сайта госуслуг наблюдаются до сих пор — на одном из совещаний на это даже обратил внимание президент.
В ПФР напомнили, что детям, родители которых еще не получили для них страховой номер, СНИЛС выдается автоматически при оформлении выплат. Те же, у кого нет регистрации на портале госуслуг, могут пройти ее дистанционно через личные кабинеты ВТБ и Сбербанка и получить доступ к электронным услугам, никуда дополнительно не обращаясь. Более того, причин для спешки в оформлении пособий нет, считают в фонде.
— Объективных предпосылок к очередям нет, поскольку заявления принимаются до 1 октября и в распоряжении семей есть несколько месяцев, чтобы обратиться за средствами, — отметили в пресс-службе ПФР.
Сбои продолжаются
Хоть ажиотаж и спадает и серьезных очередей больше не наблюдается, большинство людей нуждаются в деньгах прямо сейчас, обратил внимание директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрей Покида. Официальных данных об изменении материального положения россиян за время пандемии пока нет, однако в опросах частных компаний о снижении доходов говорят до 49% работающих граждан. Во II квартале реальные располагаемые доходы населения могут упасть на 17,5%, отмечал в апрельском прогнозе Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ.
Понятно, что обращений миллионы и отработанных схем выплаты большого количества единоразовых пособий пока нет, если не учитывать выплату пенсионерам в 2017 году, отметил Андрей Покида. Тем не менее процедуру для граждан можно было значительно упростить, уверен эксперт.
— Государство имеет информацию о том, сколько в стране детей нужного возраста: многие родители подавали через тот же сайт госуслуг заявления на прием в детский сад и школу. Даже данные счета многих граждан в системе уже присутствуют. Поэтому можно было бы организовать работу так, чтобы получить пособие предлагал людям сервис госуслуг, а не они самостоятельно подавали заявление, — считает эксперт.
В Национальный родительский комитет продолжают поступать жалобы, касающиеся процесса оформления новых выплат — люди сообщают, что портал госуслуг по-прежнему перегружен, рассказала председатель организации Ирина Волынец. Также приходит очень много сообщений о недовольстве матерей и отцов детей старше 16 лет, но младше 18, из-за того что им не положено пособие, добавила она. В целом же, по мнению эксперта, было бы правильнее оказывать адресную поддержку нуждающимся без привязки к возрасту детей.
— Например, для малообеспеченной семьи, находящейся на грани выживания, 10 тыс. рублей — явно недостаточная сумма, и пособие в таком случае должно быть больше. А кто-то прекрасно себя чувствует вообще без господдержки, — отметила она.
О введении с 1 июня единовременных выплат на детей с трех до 16 лет в качестве новых мер поддержки при пандемии коронавируса президент Владимир Путин объявил 11 мая. Один из родителей может получить 10 тыс. рублей на каждого ребенка. Обратиться за помощью можно дистанционно с помощью портала госуслуг или через отделение Пенсионного фонда России.
В мае глава государства также подписал указ, в соответствии с которым семьи, воспитывающие детей до трех лет, в апреле, мае и июне получат по 5 тыс. рублей на ребенка. Ранее на пособие могли рассчитывать только семьи, имеющие право на материнский капитал.