«Если бы не травмы, «Адмирал» мог удержаться в зоне плей-офф»
Хоккейный клуб «Адмирал» не примет участие в ближайшем сезоне КХЛ. Приморский край перераспределил средства, выделенные в этом году профессиональным спортивным командам, на борьбу с пандемией коронавируса. При этом «Адмирал» и так имел в КХЛ самый маленький бюджет. Но даже в этих условиях первую половину сезона команда шла в зоне плей-офф. Лишь к концу чемпионата она угодила в кризис и не смогла попасть в Кубок Гагарина. Но качество игры «Адмирала» вызывало симпатию у болельщиков и специалистов. Последние два сезона «моряков» тренировал знаменитый в прошлом нападающий московского «Динамо» и сборной СССР, олимпийский чемпион – 1988 Сергей Светлов.
Это было его второе пришествие в «Адмирал». В первый год существования клуба, в сезоне–2013/14, главному тренеру удалось вывести владивостокский коллектив в плей-офф. В интервью «Известиям» Сергей Светлов оценил выступление команды, поделился мнением о перспективах своих бывших подопечных, а также высказался на тему введения жесткого потолка зарплат в КХЛ.
— Как проводите время на карантине?
— Нахожусь с женой в Сочи — у нас там своя квартира в Адлере, недалеко от Олимпийского парка. Погода хорошая, свежий воздух. Но, как законопослушные граждане, почти не выбираемся из дома — только иногда в магазин выходим. И на основной рынок в Адлере — он сейчас тоже открыт. С продуктами проблем, о которых часто говорят, нет.
— Получается дистанционно вести с кем-то переговоры о трудоустройстве или на время пандемии этот процесс заморозился?
— Ну почему же заморозился? Я всегда на телефоне. Переговоры можно и дистанционно провести, раз уж сложилась такая ситуация с карантином. Я открыт для любых предложений. Другое дело, что сейчас в КХЛ почти все клубы укомплектовали свои тренерские штабы. Поэтому трудно что-то конкретное сказать о моем будущем. Но связь поддерживаю со многими в хоккейном мире: обсуждаем игроков, обмениваемся мнениями о тех или иных вопросах. Я постоянно пересматриваю матчи прошедшего сезона, стараюсь анализировать игры как своей бывшей команды, так и других. В общем, делаю всё, чтобы, когда доведется вернуться к тренерской работе, сделать это с новым багажом информации и переосмыслением того, что видел во время сотрудничества с «Адмиралом».
— Вакантных мест на позиции главного тренера не так много и может быть еще меньше, если кризис вынудит еще какие-то клубы вслед за «Адмиралом» сняться с КХЛ. В связи с этим рассматриваете вариант поработать в ВХЛ?
— Я бы хотел работать в КХЛ. Насчет ВХЛ пока не думал — не хочу раньше времени туда идти. Считаю, что могу трудиться в Континентальной хоккейной лиге и хорошо справляться с этой работой.
— «Адмирал» здорово провел первую треть регулярного чемпионата, даже одно время находился на третьем месте в Восточной конференции. Команда могла удержаться в зоне плей-офф?
— Тут ситуация двоякая. Есть очень большие нюансы нашей географии. Рано или поздно, как бы ты ни хотел, силы начнут заканчиваться. Перелеты, смена часовых поясов — это колоссальная нагрузка. Поэтому усталость накапливается.
Но самый важный момент для «Адмирала» в прошедшем сезоне — мы его заканчивали не совсем в полном составе. Была очень жесткая концовка, как в плане травм ведущих игроков, так и в плане календаря — очень мало домашних игр, много выездных и совсем небольшая пауза между ними. Не хочу на это жаловаться, поскольку идеальных условий и обстоятельств в принципе не бывает. Но ребята к февралю были серьезно выжаты. Помимо того что подкосили травмы, нас еще накрыл вирус. Не коронавирус, а совершенно обычная простуда. Игроки по пять-семь дней лежали с повышенной температурой. И всё это так «хорошо» наложилось на наши перелеты и переезды, что концовку сезона пришлось играть в пять защитников. Я был вынужден нашего центрального нападающего Юру Петрова переставлять в оборону, чтобы хоть как-то в этих тяжелых условиях можно было проводить ротацию в этой линии.
— Чья травма особенно сказалась на концовке сезона?
— Нашего вратаря Юхи Олкинуоры. Он очень здорово играл в этом сезоне. И без него было тяжело. На замену вышел молодой и перспективный мальчишка Антон Красоткин, но он пока сыроват. Поэтому потеря Олкинуоры сказалась. При наших небогатых возможностях и географии наличие сильного первого вратаря очень важно. Хотя даже в конце сезона большинство матчей мы проигрывали с небольшим отставанием. Ребята бились до конца, но при нашем небольшом бюджете и скромной обойме любая травма создает трудности. А то количество, что случилось в прошедшем сезоне, совсем загнало «Адмирал» в угол. В богатых клубах можно одного-двух травмированных хоккеистов заменить. Нам это сделать сложно. С учетом всего этого считаю, что качество игры было хорошим. И благодарен за это игрокам. Да, в итоге из-за неудачной концовки сезона мы заняли последнее место в Восточной конференции. Но, к примеру, набрали одинаковое количество очков с «Трактором», имеющим больший бюджет. Если бы не травмы, «Адмирал» мог удержаться в зоне плей-офф, где находился большую часть сезона.
— Ваши бывшие подопечные по «Адмиралу» сейчас подписывают контракты в богатых клубах. Владимир Бутузов перешел в «Металлург», Кирилл Воронин — в «Ак Барс», Иваном Мищенко интересовался «Авангард». Каковы их шансы закрепиться на новом уровне?
— Я очень рад за ребят. Думаю, не только названные вами игроки получат возможность снова попробовать себя в КХЛ. Большинство хоккеистов «Адмирала» в минувшем сезоне до этого не имели опыта выступлений на таком уровне, многие пришли из Высшей лиги. Мы их брали оттуда, исходя из небольшого бюджета. Но они смогли воспользоваться шансом и доказали, что способны играть в КХЛ. Сейчас и на молодежь нашу есть спрос в КХЛ — и на Тимура Ахиярова, и на Сашу Коннова, и на Степана Островского. Очень рад, что хоккеисты находят хорошие команды и имеют возможность расти дальше. Им придется еще выигрывать конкуренцию в новых клубах. Надеюсь, что они будут постоянно играть. Необязательно в первых двух звеньях, но иметь твердое место в составе им по силам.
— Вы наверняка следите за переходами игроков в первую неделю регистрационного периода. По вашим ощущениям, жесткий потолок зарплат в 900 млн рублей уже меняет расклад сил в КХЛ?
— Думаю, да. Как только сделали потолок жестче, больше команд получили возможность собирать у себя топовых игроков. В этой ситуации и ценник на некоторых хоккеистов может опуститься, что расширит возможности клубов со средними бюджетами. А топ-клубы не смогут держать у себя по несколько десятков звезд. Не только из-за потолка, но и из-за экономической ситуации в мире, связанной с коронавирусом. Поэтому ожидаю, что теперь появится больше кандидатов на победу в Кубке Гагарина, а не три-пять клубов, как раньше. Может быть, число таких претендентов на статус топ-команд вырастет уже до десяти.
— Есть угроза, что «Адмирал» окажется не последним клубом, снявшимся в этом году с соревнований КХЛ?
— Сейчас можно ждать чего угодно, очень уж непростая обстановка из-за пандемии. Но хочется, чтобы клубы не теряли свое лицо. Мне очень обидно за «Адмирал», с которым я уже дважды работал. И еще в первый год его существования возглавлял команду — уже тогда было видно, как люди во Владивостоке любят хоккей. Спустя годы, вернувшись туда, обнаружил, что у клуба по-прежнему замечательные болельщики, а условия для работы даже при ограниченных финансах просто потрясающие. Поэтому очень хочу, чтобы через год «Адмирал» вернулся в КХЛ, а никто из других клубов не лишился места в лиге.