Новое имя короля: ученые предложили другое название COVID-19
Ученые из Италии предложили в ряде случаев использовать термин MicroCLOTS вместо COVID-19. Это связано с тем, что болезнь вызывает повреждения сосудов и повышенное образование тромбов, которые могут возникать не только в легких, но и в мозге, и других жизненно важных органах. Российские специалисты уверены, что переименовывать уханьскую инфекцию не нужно, а сам факт специфической связи COVID-19 c сосудистыми патологиями пока не доказан. Однако исследования биологических материалов умерших пациентов подтверждают факт повышенного тромбообразования.
Назвать по-итальянски
Группа ученых университета Св. Рафаэля (Vita-Salute San Raffaele University) в Милане, в которую вошел профессор и известный реаниматолог Джованни Ландони, опубликовала отрытое письмо, в котором предложила переименовать уханьский коронавирус.
«Мы предлагаем использовать термин MicroCLOTS (microvascular COVID-19 lung vessels obstructive thromboinflammatory syndrome) в качестве нового названия для тяжелой легочной коронавирусной болезни 2019 (COVID-19)», — говорится в тесте письма.
Термин можно перевести как «микрососудистый COVID-19 сосудов легкого с обструктивным тромбовоспалительным синдромом». Ученые связали необходимость его введения с тем, что у пациентов наблюдаются повреждения сосудов легких, обусловленные образованием тромбов. Причем, как отмечают авторы письма, такие сгустки крови могут возникать не только в органах дыхания, но и в мозге и других жизненно важных системах организма, что в итоге приводит к полиорганной недостаточности и смерти.
С тем, что тяжелое течение коронавирусной инфекции может сопровождаться повышенным тромбообразованием, согласны и российские специалисты. Однако пока не доказана прямая связь между COVID-19 и этим патологическим процессом, сообщил «Известиям» научный сотрудник лаборатории анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Давид Наимзада.
— Говорить о специфической связи коронавируса и тромбообразования рано. Ученые отмечают формирование таких состояний у больных с острым респираторным дистресс-синдромом, в частности и при гриппе, — отметил специалист.
Что же касается нового названия для болезни, вызванной коронавирусом, то речь может идти о введении нового термина для синдрома, развивающегося у пациентов с тяжелой формой болезни, считает ученый. По его мнению, заменять формулировку COVID-19 было бы нецелесообразно.
Вскрытие показало
Ученые полагают, что большое число тромбозов может быть связано с тяжелым течением болезни у лиц старше 65 лет, у которых обычно уже есть сердечно-сосудистые патологии. Однако аномальное тромбообразование встречаются и у молодых людей. Как сообщила «Известиям» врач-патоморфолог, кандидат медицинских наук Лилия Селиванова, она лично исследовала материалы 10 пациентов, умерших от COVID-19. У девяти из них были обнаружены тромбы самых разных локализаций: легочной артерии, сосудов почек, селезенки, коронарных артерий сердца. Причем треть из исследованных были молодые мужчины.
— Раньше болезнь COVID-19 рассматривалась исключительно как респираторная, с поражением легких и развитием ОРДС (острого респираторного дистресс-синдрома), — подчеркнула медик. — Однако сегодня есть данные, что такой же процесс происходит и в сосудах.
По словам врача-патоморфолога, сосуды изнутри выстланы эндотелием, в котором присутствуют рецепторы ACE2. Проникая в них, патоген запускает тромбообразование. Причем это может происходить во всех органах, а не только в легких. Как пояснила специалист, вирус действует не избирательно и поражает любые сосуды.
Тромбоз мелких сосудов — один из аспектов развития патологической картины COVID-19, сообщил «Известиям» вирусолог, заведующий лабораторией экологии микроорганизмов ДВФУ (вуз-участник проекта повышения конкурентоспособности «5-100») Михаил Щелканов.
— В итоге мы получаем даже не пневмонию, а полноценный физико-химический пневмонит (воспаление сосудистой стенки альвеол, сопровождающееся их рубцеванием. — «Известия»). Именно из-за него снижается эффективность искусственной вентиляции легких. Подобное течение заболевания является тяжелой патологической формой и развивается далеко не у всех, — отметил вирусолог.
Минздрав предупреждает
То, что тромбоз может быть клиническим проявлением COVID-19, указано и в обновленных временных методических рекомендациях по профилактике, диагностике и лечению коронавируса, выпущенных российским Минздравом для врачей (шестая версия от 28 апреля 2020 года).
«Следствием тяжелого жизнеугрожающего синдрома высвобождения цитокинов может стать развитие синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания, который сопряжен с высоким риском венозной тромбоэмболии и летальных исходов», — говорится в документе.
Речь идет о ДВС-синдроме — неконтролируемом чрезмерном образовании факторов свертывания крови (группа веществ, содержащаяся в плазме и тромбоцитах и обеспечивающая свертывание. — «Известия). Медики отмечают, что этот синдром встречается при различных угрожающих жизни состояниях, а предложенная итальянскими учеными формулировка MicroCLOTS фактически обозначает эту же патологию, поэтому вводить новый термин нет необходимости.
— Что касается терминологии, то сейчас гораздо важнее заниматься поиском средств для снятия патогенной картины заболевания, чем пересмотром его названия, — пояснил Михаил Щелканов.
При развитии ДВС-синдрома Минздрав предлагает врачам применять гепарин. Ликвидируя микротромбозы, лекарство нормализует микроциркуляцию в легком, указано во временных рекомендациях ведомства.