Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Сергей Светлаков: «Меня воспитали КВН, здравый смысл и Урал»

Актер и шоумен — о внутренней цензуре, юмористических клише, России и Евросоюзе
0
Сергей Светлаков: «Меня воспитали КВН, здравый смысл и Урал»
Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В сентябре на экраны страны выходит комедия «Жених» режиссера Александра Незлобина. Сергей Светлаков, выступивший в этой картине как актер, сценарист и продюсер, ответил на вопросы корреспондента «Известий».

— Вы — знатный шутник. Писали не только для себя, но и для КВН, и для резидентов Comedy Club. Как-то сортируете шутки на хорошие и плохие, допустимые и ниже пояса?

— У меня есть внутренний цензор. Даже если люди снимаются в одной юмористической программе, у каждого своя грань приличия. Для одних пикантная острота будет грубостью, для других совершенно обычным делом, а для некоторых — даже крутым поступком. Всё относительно. Но для меня существуют темы, которых я не буду касаться ни при каких обстоятельствах.

— Какие же?

— Это просто вычислить — возьмите темы, которые есть, и вычтите из них те, про которые шутил я (смеется).

— Вы уже пару раз пытались уйти в серьезное кино. Я имею в виду фильмы «Камень» и «Бедуин».

— «Бедуин» — очень глубокая драма, тяжелая, не для широкой публики. Это мои маленькие эксперименты в актерской профессии.

— Дороговато для эксперимента.

— Эксперимент — это поиск своего, способ понять, смогу или нет. Соглашаясь сниматься в триллере «Камень», я понимал, что множество актеров справились бы с этой ролью гораздо лучше меня, человека с юмористическим клише.

— Режиссеры не воспринимают вас иначе?

— Да. Дело конкретно во мне. Большую часть времени у меня занимал юмор, а драматизм копился. И я понимал, что если периодически не «выравнивать баланс», то можно с ума сойти, превратиться в конченого сноба или уйти в депрессию. Фильм «Камень» помог мне как портал, через который нечто мрачное и тяжелое из меня ушло. После этого кино мне стало намного легче.

— Как вы «переламывали» амплуа?

— Это оно меня переломало. В пальто, в котором снимался, уходил домой спать. А утром в нем же молча шел на работу. Погружение в драматического персонажа позволяет сбалансировать самого себя и помогает далее без маски играть юмор.

— Но фильм не собрал столько, сколько бы собрала комедия.

— Это было невозможно. С точки зрения коммерции жанра «русский триллер» не существует. Но все говорили: «Если Сережа там сыграет, может быть, это увидит большее количество людей и тогда...» Фактически, мы вернули вложенное, хотя и не заработали ничего.

— «Жениха» вы снимали не ради денег? Вообще можно ли начинать кино только ради заработка?

— Достоевский сказал бы: «Да!» Если помните, многие его гениальные работы были заказом и имели срок реализации — нужно было платить за азарт в казино. Я по образованию экономист. Поэтому пытаюсь свои творческие возможности реализовать так, чтобы это позволило мне кормить семью и при этом заниматься тем, что мне нравится, не уходя в творческие глупости.

Сейчас очень не хватает позитива и чего-то объединяющего нас — шуток, фильмов, передач. Хочется делать кино, после которого у зрителей будет приподнятое настроение и какая-то гордость внутри.

— Гордость за Россию?

— Да. А в течение фильма им будет грустно за самих себя. Может, даже и всплакнет кто-то.

— Стыдно будет?

— Есть фильмы, где бывало стыдно, но только не за «Жениха». Хотя «стыдно» — не совсем то слово. Надеюсь, кто-то подумает: «Блин, какие же мы, если в борьбе с Евросоюзом наши доводы — такие».

Сергей Светлаков: «Меня воспитали КВН, здравый смысл и Урал»











— А вы боретесь с Евросоюзом?

— Напротив. В фильме есть сцена, когда немец идет по деревне и не может найти дом невесты — потерялся. В расстроенных чувствах ступает в коровью лепешку. «Русские! Что это за страна? — кричит он в запале. — Вы какие-то непонятные для меня и для всего мира. Мы не понимаем, на что вы все надеетесь?!» И на этих словах из-за угла выезжает настоящий танк. Символичная шутка, которую и объяснять не надо.

— Ну да. Как и эпиграф к фильму, которым стала цитата Черчилля: «Русские могут казаться недалекими, нахальными или даже глупыми людьми. Но остается только молиться тем, кто встанет у них на пути».

— Эту фразу мне прислала жена Тося, когда услышала, что мы приступили к работе над сценарием комедии про русских и немцев. И надо заметить, с появлением этой цитаты будущий сценарий стал нам понятен.

— Хотите посмеяться над нашими недостатками?

— Мы говорим не про бытовуху, а про нашу ментальность, страну, про ее прошлое и будущее. Во всём плохом есть хорошее, а после обвинений обязательно должно быть оправдание. Ну и объятия, конечно. Мне кажется, в нашей комедии соединились юмор, современная дерзость и доброта. Так что «Жених» — доброе кино.

— Фильм о том, как парень из Германии приезжает в Россию за невестой, с которой познакомился в Берлине. И другого времени, как прилететь сюда 9 Мая, он не нашел.

— Да, его даже на таможне встречают словом «самоубийца».

— Откуда такая фантазия, что 9 Мая немцам в России худо?

— Это плод нашего воображения, но получилось всё максимально реалистично. Многие монологи и истории взяты из жизни. Мне досталась роль Толяна, бывшего мужа главной героини, который, завидя на горизонте конкурента, решил вернуть жену. Знакомясь с Гельмутом, он абсолютно конкретно предлагает: «Давай за деда моего выпьем. Он до Чехословакии дошел. Если бы не контузия, и в Берлине бы оказался. А там бы встретил твоего деда, и ты бы здесь не сидел. Давай, за Венедикта Михайловича, как за живого». Я говорил это от чистого сердца, потому что это не сценарий, а реальная жизнь и мой реальный дед Венедикт.

— А вы бывали в Германии 9 Мая?

— Нет. Возможно, этот поворот станет сюжетом нашей следующий картины — «Жених-2».

— Жениха играет швейцарский актер Филипп Рейнхардт. А с поиском русской невесты, говорят, были сложности. В нашем кино нет красивых актрис?

— Красивых много, прекрасных — нет. Поиск главной героини стал самой большой проблемой кастинга. Она должна была быть светлой, доброй, но по-современному прагматичной, потому что пытается выбрать между настоящим чувством и достатком.

Бытовой рай, который она себе представила, сражается в ее голове с любовью. И при этом зритель должен влюбиться в нее и сопереживать. К нам приходили толпы хороших актрис — и известных, и не очень. Но всё не то. Мы уже отчаялись, как  вдруг появилась Светлана Смирнова-Марцинкевич («Обратная сторона Луны», «Дорога в пустоту». — «Известия»). Вы бы видели, с каким счастьем мы ее встретили, потому что поняли: ради этой простой симпатичной девчонки два мужика действительно могут подраться.

— В анонсе авторы фильма заявляют, что «Жених» — это «истинно народная комедия, способная рассмешить всех жителей нашей необъятной родины». Откуда такая уверенность?

— Жизненный опыт и немножко профессионального. Честно говоря, мы с режиссером Сашей Незлобиным уже можем сказать, какая шутка будет понятна в любом городе нашей страны человеку с любым достатком и в любом состоянии. Такие шутки в нашем фильме есть.

Сергей Светлаков: «Меня воспитали КВН, здравый смысл и Урал»











— Так может вам написать учебник для создателей комедий?

— Не всё кино состоит из шуток, даже в комедии самое главное — драматургия. Если ты хоть в чем-то промазал, ничего работать не будет. Одну и ту же шутку произнесут разные люди, будет разная реакция, и никакой учебник не поможет. Шутки — это мясо на шампуре, а вот шампуры — самое главное и сложное в кино. Шутки можно прогнозировать, шампур — нет.

— Вы уже побывали и актером, и сценаристом, и продюсером. А узкоспециальных знаний хватает? Не было желания поучиться?​​​​​​​

— Нет. Профессиональные актеры каждый день репетируют, играют в театре, в кино, сходят с ума на почве совершенствования в своей профессии. Я так не могу и не берусь за роли, с которыми не справлюсь. Никогда не стану играть классику. Хотя не зарекаюсь.

Вместе с тем красные «корочки» ВГИКа еще не говорят о том, что человек будет профессионально относиться к своей работе. Я видел несколько тысяч таких «спецов» на кастингах. Актеру нужно сказать элементарные десять фраз, а он не справляется. Не знает, как это сделать. Тогда я иду и сам показываю.

— Вы самоучка?

— Получается, да. Меня воспитали КВН и здравый смысл. Ну и немножко — Урал.

— Ваш коллега по Comedy Club Александр Незлобин в титрах впервые значится режиссером. А какая у вас цель в кино?

— Очень хочется, чтобы у моей падающей кометы был длинный красивый хвост (смеется).

Справка «Известий»

Сергей Светлаков родился в Свердловске. Окончил Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС) по специальности «Экономика на железнодорожном транспорте». Там же начал выступать в команде КВН. Вместе с Гариком Мартиросяном и Семеном Слепаковым писал сценарии для КВН и Comedy Club. Работал в проектах «Прожекторперисхилтон», «Наша Russia» и др. Снимался в фильмах «Ёлки», «Горько!» и др. Женат, имеет сына и дочь.

Комментарии
Прямой эфир