Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Предпринимателям упростят процедуру открытия и закрытия компаний

Минфин хочет исключить из бюрократической цепочки нотариусов
0
Предпринимателям упростят процедуру открытия и закрытия компаний
Фото: ТАСС/Михаил Джапаридзе
Выделить главное
Вкл
Выкл

Власти решили упростить и ускорить процесс открытия, а главное — закрытия бизнеса. С начала кризиса, по данным Росстата, закрылось около 20% малых и средних предприятий. Минфин разрабатывает законопроект, который позволит заверять подлинность заявлений о регистрации непосредственно в МФЦ (многофункциональных центрах, созданных в рамках исполнения закона о госуслугах). Таким образом, из бюрократической цепочки выпадают нотариусы, услуги которых отнимают время и деньги. Эксперты поддерживают инициативу, но не исключают проблем при ее реализации. 

Поправки, которые разрабатывает Минфин, будут внесены в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к финансовому ведомству. Новация фактически исключает нотариусов из процесса регистрации предприятия: их функцию будут выполнять сотрудники МФЦ. 

Чтобы зарегистрировать компанию, нужно подать пакет документов в местную налоговую инспекцию или МФЦ. В список входят: заявление о государственной регистрации и документы об оплате госпошлины (4 тыс. рублей), протокол или договор о создании юрлица, учредительные документы. Подлинность подписи представителя компании на заявлении о госрегистрации должна быть заверена нотариально. 

За подтверждение подлинности подписи заявителя нотариусы берут с клиентов 1–1,5 тыс. рублей. А подготовка всего пакета документов для регистрации компании у нотариуса или сторонних компаний-регистраторов может обойтись предпринимателю в 5–11 тыс. рублей. То есть самостоятельно регистрировать компанию в разы дешевле.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), через нотариусов сегодня подается каждое шестое заявление о регистрации и ликвидации компании (процесс аналогичный, госпошлина 800 рублей, в список необходимых документов входят заявление о госрегистрации, ликвидационный баланс, сведения о направлении взносов в Пенсионный фонд). Логика предпринимателей понятна: вместо двух визитов — в налоговую или МФЦ и к нотариусу — лучше сразу обратиться к последнему. Кроме того, в понимании бизнесменов нотариальное сопровождение снижает риски неверно оформленных документов.

В случае принятия законопроекта Минфина бизнесмены смогут сэкономить и время, и деньги. По словам собеседника, цель поправок — упрощение порядка регистрации или ликвидации компаний, дальнейшее развитие системы МФЦ по принципу «одного окна». В России свыше 2 тыс. МФЦ и более 10 тыс. офисов государственных и муниципальных услуг (охват — 94,6% населения). 

Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова уверена, что экономия на услугах нотариуса будет ключевым эффектом от реализации инициативы.

— Это плюс для небольших компаний и ИП, занимающихся процедурой регистрации или ликвидации самостоятельно, — отмечает Тамара Касьянова.

Впрочем, представителям бизнеса стоит быть готовыми к тому, что при оплате госпошлины через терминал МФЦ взимается комиссия в 200 рублей. Также аппарат не выдает сдачу, а сотрудники МФЦ не всегда предупреждают об этом. Если предприниматель не хочет заниматься бумажной волокитой сам, новация в принципе не позволит ему существенно сэкономить. 

— Часто бизнесмены отдают процедуру регистрации (ликвидации) на аутсорсинг профильным организациям, в этом случае доля расходов на нотариуса в общем объеме затрат на регистрацию или ликвидацию невысока —  учитывая пошлины, услуги регистраторов и прочие сборы, — отмечает Тамара Касьянова. — В общем объеме расходов на запуск предприятия затраты на нотариуса, как правило, вообще незначительны. А сумма резервных средств на непредвиденные расходы в рамках открытия бизнеса может значительно превышать затраты на нотариуса.

Начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты (ФНП) Александр Сагин не поддерживает проект Минфина.

— Нотариусы заверяют подлинность заявителей на документах о регистрации компаний по меньшей мере два года, — пояснил «Известиям» Александр Сагин. — Они действуют в режиме «одного окна», предоставляя сервис при подаче заявлений о внесении сведений в ЕГРЮЛ (включая заявление о регистрации юрлица). Нотариус сам подает заявление в ФНС в электронном виде, получает обратно соответствующие листы записи в ЕГРЮЛ и  выдает заявителю. Это позволяет свести к минимуму риски появления недостоверной информации в ЕГРЮЛ и вероятность рейдерских захватов, а также успешно бороться с мошенничеством в корпоративной сфере.

По мнению представителя ФНП, из-за отсутствия должной квалификации у сотрудников МФЦ могут появиться массовые ошибки в ЕГРЮЛ.

— Нотариус по закону несет полную имущественную ответственность за свои действия, то есть в случае своей ошибки нотариус возмещает весь причиненный ущерб (гражданам, юрлицу или государству), — добавляет Александр Сагин. — Сотрудники МФЦ — равно как МФЦ в целом — такой ответственности не несут. Более того, если заявление подписывают не физлица, а представители юрлица, сотрудникам МФЦ потребуется знание законодательства (для профессиональной проверки документов компании на предмет установления реальных полномочий лица, подписывающего заявление). Еще более важно это в случае, если речь идет о ликвидации или реорганизации юрлица.

Представитель ФНП опасается, что принятие законопроекта откроет дорогу методам рейдерских захватов, успешная борьба с которыми стала возможной именно благодаря введению нотариуса в корпоративную сферу в целом и в регистрационные процедуры в частности.

Президент коллегии адвокатов «Левант и партнеры» Матвей Левант недоумевает, почему в рамках новации МФЦ передают только возможность приема документов о регистрации и ликвидации.

—  В чем принципиальное отличие от приема документов о внесении изменений в устав и ЕГРЮЛ? — рассуждает Матвей Левант. — Необходимо предоставить возможность подачи документов на все виды регистрационных действий, тем более что такая инициатива не затрагивает требования к форме сделок, порядку проведения собраний компаний.

В Минфине не ответили на запрос.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением