Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Валерий Фокин вступился за спектакль о святой Ксении Петербургской

Сцену с критикой духовенства в «Тильзит-театре» вырезали после жалобы монахинь
0
Валерий Фокин вступился за спектакль о святой Ксении Петербургской
Валерий Фокин. Фото: Игорь Захаркин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Член президиума Совета при президенте РФ по культуре и искусству, худрук Александринского театра Валерий Фокин обратился к губернатору Калининградской области Николаю Цуканову с просьбой вернуть в постановку вырезанную сцену из спектакля «Тильзит-театра» города Советска «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии». 

По словам Фокина, после завершения работы над постановкой режиссера Павла Зобнина по пьесе драматурга Вадима Леванова в спектакле были сделаны купюры, а именно — вырезана сцена, где святая обличает пороки духовенства.

Как рассказал «Известиям» сам режиссер, цель его обращения — вернуть постановке целостность.

— Мы считаем, что пьеса должна идти целиком — так, как она написана. Мы призываем обратить внимание на некорректное вмешательство и ставить во главу угла художественные вопросы, — пояснил Валерий Фокин. 

Вырезанная сцена происходит возле церкви апостола Матфея на Петербургской стороне. По сюжету святая блаженная Ксения Петербургская просит милостыню у проходящих мимо отца Паисия и попадьи. По тексту произведения, представители духовенства реагируют на ее просьбы негативно.

ПОПАДЬЯ. А ну, пошла отсюда, курва, дрянь, дура, побирушка, голь перекатная, рвань подзаборная…

КСЕНИЯ. А ты, матушка, зря серчаешь. У тебя тоже рыльце в пушку. Не блуди с дьяконом, да с регентом, да с певчими!

ПОПАДЬЯ. Да ты!.. Да я!.. Собака бешеная! Полоумная! Я тебя в каторгу, в батоги! В остроге сгниешь! В Сибирь тебя!..

КСЕНИЯ (с поклоном). И тебе Господь воздаст, матушка.

По словам директора «Тильзит-театра» Нины Лемеш, купюра была сделана по предложению режиссера-постановщика спектакля Павла Зобнина. 

— Монахини местного Свято-Елисаветинского женского монастыря обратились в Министерство культуры Калининградской области, а оно апеллировало к театру, чтобы решить этот вопрос более-менее безболезненно для всех сторон. Мы долго решали, как сделать так, чтобы всем сторонам было хорошо, но режиссер Павел Зобнин сам решил убрать сцену, которая в карикатурном обличии показывает попа и попадью. Эта сцена проходная, и он пожертвовал ею без сожаления. Однако после этого он убрал свое имя с афиши, — пояснила директор.

По ее словам, напрямую в театр никто из духовенства не обращался. Сам режиссер отказался от комментариев. Автор пьесы, драматург Вадим Леванов, скончался в 2011 году.

Согласно договору, театр имеет право на внесение изменений в текст пьесы. Директор тем не менее надеется, что со временем представители духовенства проявят толерантность и позволят вернуть сцену в спектакль.

Как пояснил настоятель храма блаженной Ксении Петербургской города Твери, руководитель Информационной службы Тверской митрополии иерей Максим Мищенко, в житии святой Ксении эпизодов обличения духовенства не было, а вырезанная сцена является фантазией драматурга. 

В настоящее время спектакли по пьесе Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» идут в нескольких российских театрах, в том числе в столичном Российском академическом молодежном театре (РАМТ) и Александринском театре Санкт-Петербруга. 

Директор РАМТа Софья Апфельбаум рассказала, что их постановка никогда не вызывала нареканий. 

— У нас пьеса идет в полном виде. Спектакль был и на фестивалях, и на гастролях, и нигде не вызывал никаких отрицательных реакций. Я не видела спектакль «Тильзит-театра» и не знаю, что там может быть оскорбительного. Наш спектакль поставлен в несколько сказочной, где-то даже лубочной манере, и эта сцена совершенно не выбивается из общей стилистики. Весь спектакль сделан гротесково, былинно. Если же искать в нем оскорбления, то можно сказать, что во всех сказках есть что-то не то. Например, у Пушкина в «Сказе о попе и работнике его Балде» тоже обличительно выставляется священнослужитель, — считает Софья Апфельбаум.

По ее словам, пьеса Вадима Леванова идет во многих театрах. Купюры в «Тильзит-театре» она расценила как акт цензуры. 

Худрук Александринки Валерий Фокин также подтвердил «Известиям», что за 6 лет присутствия «Ксении. Истории любви» в репертуаре театра никаких нареканий по постановке не было.

Тем не менее экс-ректор Академии балета имени Вагановой Вера Дорофеева полагает, что постановка Валерия Фокина порочит святую Ксению.

— Фокин имеет право делать всё, что он хочет. Но Ксения Блаженная — святыня Санкт-Петербурга, и я резко отрицательно отношусь к этому спектаклю. Я считаю, что это кощунство. Со мной согласны многие зрители, которые были возмущены постановкой. Когда возник скандал в Новосибирске, я даже подумала: почему в Новосибирске нельзя, а у нас — можно? — интересуется Вера Дорофеева. 

Святая блаженная Ксения Петербургская — русская православная святая, юродивая. Родилась между 1719 и 1730 годами, скончалась в Санкт-Петербурге не позднее 1806 года. После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала путь юродства. Она пожертвовала свой дом одной из знакомых, облачилась в одежды мужа и стала отзываться только на его имя, говоря, что он жив, а Ксения умерла. 

После многолетнего народного почитания была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном соборе РПЦ. 

Комментарии
Прямой эфир