Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Уход Василия Синайского стал первым вызовом Владимиру Урину

Отставка главного дирижера оказалась для руководства Большого театра «полной неожиданностью»
0
Уход Василия Синайского стал первым вызовом Владимиру Урину
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

2 декабря главный дирижер Большого театра Василий Синайский подал заявление об увольнении, которое в тот же день было удовлетворено гендиректором театра Владимиром Уриным.

— Решение Василия Серафимовича подать в отставку стало для руководства театра полной неожиданностью, — признала в разговоре с «Известиями» пресс-секретарь Большого Катерина Новикова. — Тем более что это произошло за две недели до премьеры оперы «Дон Карлос».

По словам Новиковой, премьера состоится в любом случае, но кто будет стоять за дирижерским пультом, пока не решено. Управляющая оперной труппой Маквала Касрашвили назвала «Известиям» имя второго дирижера постановки — Роберта Тревиньо; вероятно, именно ему предстоит взять на себя ответственность за оркестр 17 декабря.

— «Дон Карлос» — спектакль большой формы, каких уже давно не было в ГАБТе, — комментирует худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман. — В спектакле поют мировые звезды. Дирижирует главный дирижер театра. И не существует такой причины, по которой он может уйти, не доведя дело до конца. Таким поступком он подставляет театр. Отсюда и вывод, какой главный дирижер был в Большом.

Источник «Известий» в ГАБТе рассказал, что труппа предвкушала сегодняшнюю отставку давно — со времени прихода Владимира Урина на пост гендиректора.

— Но никто не ожидал, что она произойдет столь скоропалительно, — добавил собеседник издания. — Впрочем, внезапно хлопнуть дверью — очень в духе Василия Серафимовича, который может терпеть пренебрежительное отношение к себе лишь до поры до времени.

Источник сообщил, что при новом гендиректоре с Синайским стали гораздо меньше считаться. Владимир Урин избегал четкого ответа по поводу будущих постановок «Манон» Массне и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, на которые Синайский очень рассчитывал, а заниматься текущим репертуаром ему почти не давали — каждую репетицию «приходилось выбивать с боем».

— Синайский всегда обращал внимание на такие мелочи, и недовольство в нем копилось очень быстро — хотя нельзя не признать, что для своего ухода он выбрал самый неудачный момент. Это была истерика, — сказал собеседник «Известий».

Отставка Василия Синайского последовала через три месяца после увольнения Михаила Фихтенгольца — начальника отдела перспективного планирования, которого в труппе называли фактическим руководителем оперы ГАБТа. Теперь действовавший при Анатолии Иксанове триумвират оперной власти — Фихтенгольц, Синайский и Касрашвили — окончательно развалился. И хотя трехлетку правления Синайского нельзя назвать сколь-нибудь успешной для оркестра и оперной труппы в целом, с его уходом Маквале Филимоновне будет очень трудно сохранить даже существующий уровень музыкального качества.

Сама она в беседе с «Известиями» ограничилась предположением, что «у Василия Серафимовича были какие-то мотивы», и надеждой, что «Большой театр не останется без главного дирижера».

Владимира Урина демарш Синайского поставил в предельно трудную ситуацию — не столько из-за премьеры «Дон Карлоса», сколько из-за необходимости искать нового музыкального лидера театра в форс-мажорном режиме. Разумеется, гендиректор не мог не думать о преемнике Синайского и раньше, но явно не планировал расставаться с действующим дирижером посреди сезона. А в оперном мире, где графики звезд расписаны на 3–5 лет вперед, спонтанность и успешность кадровых решений — две вещи несовместные.

Дефицит ярких и профессиональных дирижеров в России очевиден. Представители старшего поколения — такие, как Александр Лазарев и Юрий Темирканов — известны своим непростым характером и, в силу возраста, едва ли согласятся взвалить на себя громадную ответственность «подымать из руин» оркестр Большого театра. (Супруга Александра Лазарева заверила «Известия», что в последнее время никаких переговоров с ее мужем ГАБТ не вел.)

Молодые и активные дирижеры — такие, как Василий Петренко и Михаил Татарников — подписали множество контрактов и ангажементов и вряд ли захотят пожертвовать всем ради погружения в сложноскроенный организм ГАБТа. («Это большая честь и большая ответственность. Кроме того, я очень востребован, и в ближайшие 2–3 года всё распланировано буквально по дням», — сказал «Известиям» Петренко.)

Еще двум достойным кандидатам — Владимиру Юровскому и Тугану Сохиеву, по информации источника в Большом театре, место Синайского уже предлагалось. Оба ответили отказом.

Выбор ГАБТа мог бы пасть на амбициозного Теодора Курентзиса, однако дирижер связал себя неоднократными обещаниями не бросать Пермь, которую он намерен превратить в полноценную культурную столицу.

Пригласить в наставники какого-нибудь оперного Гуса Хиддинка тоже будет крайне сложно — в силу всё тех же графиков, у западных звезд расписанных еще более жестко, чем у российских.

Пресс-секретарь Большого подтвердила «Известиям», что решение о новом главном дирижере будет принимать лично Владимир Урин. Спустя пять месяцев после назначения он сталкивается с первым по-настоящему серьезным вызовом. От того, как он сумеет сделать выбор в отсутствие выбора, будет зависеть не только судьба многолюдной оперной труппы Большого, но и будущее самого Урина.

Василий Синайский учился у легендарного ленинградского педагога Ильи Мусина, работал ассистентом Кирилла Кондрашина. В 1973 году стал победителем крупнейшего дирижерского конкурса Герберта фон Караяна. В 1991–1996 годах возглавлял оркестр Московской филармонии, в 2000–2002-м — Госоркестр России. Также руководил несколькими зарубежными коллективами.

Главным дирижером Большого театра Синайский стал в сентябре 2010 года. Срок его нынешнего контракта истекает 1 сентября 2015 года. В настоящее время остается главным дирижером Симфонического оркестра Мальме и главным приглашенным дирижером филармонического оркестра BBC. Проживает в Амстердаме.

Комментарии
Прямой эфир