Производитель электропоездов «Ласточка» получит льготы
СП немецкой Siemens и группы «Синара» по сборке скоростных электропоездов «Ласточка» еще на старте получило крупный контракт от РЖД, а теперь производитель может получить бонус и от властей. Минпромторг предлагает временно освободить комплектующие для «Ласточек» от ввозных пошлин. Льгота позволит экономить на ввозе отдельных деталей и узлов от 3 до 19% их стоимости.
Согласно проекту постановления, подготовленного Минпромторгом, компоненты и узлы (всего 85 наименований) для производства электропоездов на платформе Desiro (в России получили название «Ласточка») предлагается включить в перечень товаров, «в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления», то есть освободить их временно от ввозной таможенной пошлины.
— Данные поправки предложены в целях поддержки локализации новых инновационных разработок на территории России. Локализация производства компонентов позволит сократить техническое отставание российских производителей и окажет благоприятное воздействие на смежные отрасли промышленности, — прокомментировал «Известиям» Виктор Евтухов, замминистра промышленности и торговли.
На данный момент импорт готовых вагонов облагается меньшими пошлинами, чем компоненты, напоминают в Минпромторге. Если на комплектующие пошлины варьируются от 3 до 19%, то на сами вагоны пошлины временно обнулены по предложению РЖД. Производитель электричек не комментирует возможную экономию от обнуления пошлин.
— Локализация производства нуждается в активной поддержке, особенно если в ней заинтересован российский рынок и российские заказчики. Поэтому снижение пошлин было бы важным шагом на этом пути. Оно бы позволило наладить производство высокотехнологичных поездов с сохранением надежности и качества подвижного состава до момента локализации соответствующих компонентов на территории России, — говорит Рольф Эпштайн, директор направления «Локомотивы и компоненты» департамента «Системы рельсового транспорта» Siemens в России.
Еще в 2009 году РЖД договорились с Siemens о покупке «Ласточек» к Олимпиаде, но в Сочи будут курсировать поезда немецкого производства. В 2011 году РЖД решили купить еще 1,2 тыс. вагонов (240 составов) на €2,1 млрд, которые должны быть произведены в 2015–2020 годах на российском заводе «Уральские локомотивы» (СП Siemens и «Синары). Производство стартовало в мае 2013 года, уже в 2014 году уральская «Ласточка» пройдет сертификацию.
Таможенные льготы на некоторые компоненты для «Ласточки» будут действовать до 2020 года: они будут отменяться по мере запуска их производства в России. Так, в 2014 году должен начаться выпуск моторных и немоторных тележек, а вот туалетные системы и стеклопакеты можно будет ввозить беспошлинно до конца 2020-го.
Изначально планировалось, что на первом этапе локализация «Ласточек» будет не более 20%, но, как рапортовал в сентябре президент группы «Синара» Дмитрий Пумпянский, в ходе выпуска первого электропоезда глубина локализации достигла 62%. К 2017 году, надеется руководство СП, будет достигнута локализация 80%. Поставщиками комплектующих выступят более 80 российских предприятий, напоминает «Синара».
Разработанные концерном Siemens «Ласточки» могут развивать скорость до 160 км/ч и подходят как для пригородных, так и для межрегиональных перевозок. С начала 2013 года «Ласточки» курсируют по маршрутам Санкт-Петербург – Великий Новгород и Санкт-Петербург–Бологое, позднее их пустили между Москвой и Нижним Новгородом. РЖД также протестировали их на маршруте Москва — Санкт-Петербург и, по неофициальным данным, могут поставить их на это направление в регулярном режиме. В будущем планируется расширение маршрутной сети для «Ласточек», обсуждается даже возможность создания «спальной» модификации для использования в межобластном сообщении.