В ожидании Формулы
Эксплуатировать в качестве автодромов масштабные объекты, построенные к различным громким международным событиям, – идея не новая. Гран-при Канады, например, проводится на искусственном острове, построенном к выставке «Экспо-67» и служившем во время Олимпийских игр в Монреале центром гребного спорта. Другое дело, окупаемость таких комплексов, принимающих соревнования от случая к случаю, – вопрос весьма острый, ответ на который очень хотят слышать те, за чей счет гонки обычно и проводятся.
Представим. Прохладное октябрьское утро 2014 года. Буквально несколько дней назад над трассой в Сочи гудело два десятка турбодвигателей V6 «Формулы-1». Но – отгремели салюты, опорожнены солидные запасы шампанского, сейчас о минувшем празднике напоминают лишь оставшиеся вдоль трассы рекламные плакаты. Шоу закончилось, а Большой цирк уже устремился в новые страны.
Какой толк нам от этого действа? Говорили, что Гран-при России придаст ускорение развитию автоспорта в нашей стране. Вообще, подобные речи слышатся на торжественном открытии каждой новой трассы, построенной с прицелом на F1. Но как не было никакого автоспорта на Ближнем Востоке, так его там и нет. Широко ли известны гонщики или команды из Малайзии, Сингапура?
«Формула-1» – это по большому счету все-таки красочное, переливающееся всеми цветами радуги шоу. А по этой части у нас никогда проблем не было. Конечно, не концерт Жан-Мишеля Жарра в Москве, но свои 30 тыс. зрителей в 2014 году Гран-при России совершенно точно соберет. Другое дело, мы вряд ли когда-нибудь узнаем, каких трудов это стоило организаторам, которых бросили с места на амбразуру в карьере, – при масштабах события именно так выглядит замена промоутера за год до события. Остается только догадываться, как в этой неразберихе решился вопрос с финансированием.
Напомним, что контракт между Formula One World Championship Ltd (FOWC) и администрацией Краснодарского края был подписан 14 октября 2010 года. Однако планомерная подготовка к мероприятию постоянно сбивалась из-за чехарды управленцев. В середине 2012 года два заместителя губернатора края, отвечавшие за проект, ушли в отставку, а директором фирмы промоутера «Формула Сочи» назначили Александра Богданова, который, как и заместители губернатора, автоспортивными проектами ранее не занимался. В начале 2013 года выяснилось, что фирма-промоутер не может обеспечить финансовые гарантии контракта, рассчитанного до сезона-2020. Сам Богданов уволился, а компания «Формула Сочи» стала частью организации «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега», которая занимается организацией строительства трассы и, соответственно, не имеет никакого опыта в сфере организации непосредственно гонок.
Кстати, а почему именно Сочи, а не Тула или, например, Новосибирск? Конечно, главным нужно признать туристический аспект, желание лишний раз загрузить олимпийские объекты и получить от них дополнительную прибыль в местный бюджет. Следует добавить, что и географическое расположение здесь, на Черноморском побережье Кавказа, самое выгодное, чтобы иметь возможность приткнуть Гран-при России в удобное для календаря F1 место, когда Большой цирк перебирается из Европы в Азию. Ранее планируемая Москва, а точнее, Подмосковье, Волоколамск, ныне уже представляются «запасным аэродромом» на черный день.
Что касается того же финансирования, то нужно учесть, что постройка одного только автоспортивного комплекса оценивается в 6 млрд рублей. Эти затраты распределили между собой федеральный (90%) и местный (10%) бюджеты. Промоутерам придется дополнительно заплатить за лицензию на право проведения Гран-при, а это еще $60 млн. Причем – ежегодно! В Японии, где F1 куда популярнее, сходный уровень расходов помогает перекрыть выручка от продажи билетов. Но там гонка собирают 100 тыс. зрителей. У нас, по прогнозам специалистов, будет в 3 раза меньше. Именно эти средства в основном призваны перекрыть часть затрат промоутера. Остается только надеяться на спонсоров, которые решатся вложиться в рекламу. А вот доход от размещения, кормежки и сопутствующих расходов многочисленных туристов прямиком пойдет в местный бюджет.
В качестве живого напоминания о грядущих финансовых сложностях организации гонок «Формулы-1» можно смело взять Гран-при Австралии. Соревнования, которые проводятся на городской трассе Альберт-Парк в Мельбурне и которые обычно открывают сезон. За 15 лет суммарные убытки организаторов составили около $180 млн. Примерно столько же было выплачено за лицензию. В одном только 2010 году правительство штата Виктория было вынуждено выделить на гонки $40 млн – из них половина ушла на продление лицензии. А автоспорт в Австралии куда популярнее, чем в России.
Выход в том, чтобы не допускать простоя автодрома, приглашать как можно больше чемпионатов, проводить больше соревнований. Но с другой стороны, как подчеркивает корифей отечественного автоспорта Марк Подольский, организация приема разнообразных чемпионатов потребует огромной отдачи от дирекции трассы. «Загруженность строящегося автодрома в Сочи будет зависеть от профессионализма команды, эксплуатирующей сооружения, – размышляет мэтр. – С этим могут возникнуть проблемы. Работающие сейчас в Сочи пока не имеют абсолютно никакого опыта подготовки «под ключ» серьезных проектов. Там пока нет ни одного такого специалиста, и, нужно заметить, значительная часть проблем, с которыми столкнулся автодром Moscow Raceway, была рождена этой командой. Причем под Москвой до конца это еще никто не разрулил, хотя, к счастью, очень серьезно продвинулись».
Но в любом случае на кону – репутация страны. Вернемся в будущее, в 2014 год, и убедимся, что Гран-при прошел на высшем уровне, участники чемпионата неустанно хвалили устроителей соревнований. И, затоварившись матрешками, шапками-ушанками и балалайками, преспокойно укатили в известном направлении, тут же и думать забыв о прошедшей гонке.
А нашим-то жителям какой толк от этого Гран-при? Ну, кто-то повеселился в VIP-ложах, счастливчики, мечтавшие о приезде «Формулы-1» с 1992 года, всласть помучили барабанные перепонки на трибунах. А что же наш автоспорт? Неужели и ему какая-то выгода от приезда F1 или постройки трассы? Вопрос сложный.
Вообще, F1 – это что-то вроде открытого урока в школе. Возможность показать себя, заработать репутацию. Но никак не поднять уровень образования в конкретно взятом классе. Вот и в случае с Сочи, если автодром не будет использоваться по назначению отечественными гонщиками, то смысл от его существования будет чисто символический. Согласитесь, планы по проведению на малом, стационарном, кольце гонок на ускорение и соревнований по картингу как-то не тянут на звание «домкрата для отечественного автоспорта». Не говоря уж о том, чтобы стать трамплином для развития отрасли.
Однако не будем сгущать краски. Игорь Ермилин, советник президента Российской автомобильной федерации, успокаивает и заверяет, что у организаторов есть понимание, что трасса должна постоянно работать, и к этому сейчас стремятся.
И стремиться – нужно. Английский Сильверстоун помимо F1 принимает национальные чемпионаты в классах легковых машин, GT, молодежные чемпионаты, не говоря уж о десятке различных клубных мероприятий, собирающих немало владельцев весьма мощной техники. Точно так же дело обстоит на других знаменитых трассах, принимающих Гран-при: Хоккенхаймринге, Спа-Франкошаме и пр.
Кстати, раз уж речь зашла про иностранные автодромы, то нужно упомянуть про конфигурацию трасс. Болельщик F1 может набросать примерную схему того же Сильверстоуна или Хоккенхаймринга с Монцей. А вот кто рискнет изобразить вид с высоты птичьего полета на новые трассы в Бахрейне или Абу-Даби? Благодаря своей плоскогорности они абсолютно безлики. В Сочи, скорее всего, наиболее запоминающейся будет дуга, чем-то смахивающая на участок одной из трасс легендарной игрушки Flat Out 2. Но в остальном – это стандартный набор прямых углов, характерный для временных городских трасс. Вот что думает по поводу схемы нашего автодрома Михаил Горбачев (просим не путать!), чемпион и мастер спорта СССР, тренер-инструктор: «Сравнивать Сочи можно только с временными трассами F1. Но и Альберт-Парк, и Валенсия с точки зрения пилотажа значительно интереснее».
Вот такие у нас получаются предварительные впечатления о Гран-при России, красочном и быстрорастворимом шоу, которое встало в один ряд с феерическими представлениями Большого цирка в Абу-Даби и Сингапуре. Очень бы хотелось, чтобы оргтехника в сочинском пресс-центре была загружена куда чаще, чем раз в год. Понятно, что и без автоспорта наша столица зимней Олимпиады недостатка в туристах не испытывает, но для того, чтобы как-то окупить затраты на постройку гоночной трассы, идеально было бы принимать несколько международных чемпионатов. Само собой, срок окупаемости в случае приема одной только «Формулы-1» исчисляется десятками лет. Что касается развития автоспорта, то нашим гонщикам лишний полноценный автодром, даже такой «плоскогорный», никогда лишним не будет. Получается, толк от этого спортивного объекта будет в случае его постоянной загрузки.