ФАС нашла способ заставить нефтяников перейти на «Евро-3»
Минэнерго обсуждает с ФАС способы компенсации дефицита бензина на внутреннем рынке, который возникнет в случае перехода с 2013 года на топливо экологического класса «Евро-3». Об этом «Известиям» сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Объем дефицита бензина оценивается в 800 тыс. т, и недостающие объемы антимонопольное ведомство предлагает импортировать из Европы. Низкие цены импортируемого топлива на внутреннем рынке предполагается обеспечить за счет предоставления импортеру права не платить экспортную пошлину с сопоставимого объема экспортируемых нефтепродуктов — дизтоплива или мазута. При этом предложенная схема будет использована для давления на компании, чтобы заставить их поторопиться с модернизацией НПЗ.
— Мы разрабатываем интересную схему: речь идет о том, чтобы направлять на экспорт нефтепродукты, например дизель или мазут, а взамен получать бензин, — рассказал «Известиям» Голомолзин. — Предполагается реализовать это в порядке обмена (свопа), поскольку при чистых экспортно-импортных операциях всегда будут иметь место дополнительные платежи. Своп позволит снизить цену импортируемого бензина за счет экспортной пошлины. Если экспортируется дизельное топливо и этот объем просто замещается импортируемым бензином, то получается, как будто топливо продается внутри страны.
Впрочем, по словам Голомолзина, данная схема — лишь один из трех вариантов решения проблемы. В числе других — перенос срока перехода на «Евро-3» еще на год либо получение дополнительных объемов бензина из Белоруссии.
Сроки перехода на топливо экологического класса «Евро-3» и «Евро-4» утверждались Минэнерго на основе инвестпрограмм компаний. Предполагалось, что Россия откажется от топлива «Евро-2» с 2009 года, однако из-за неготовности нефтяных компаний сроки перехода на «Евро-3» трижды переносились. Последний раз сроки перехода на «Евро-3» были перенесены летом 2011 года в разгар бензинового кризиса.
Запрет на продажу топлива «Евро-2» с 2011 года привел к тому, что ряд госкомпаний — в первую очередь «Роснефть» и «Газпром» — был вынужден увеличить поставки на экспорт запрещенного к реализации внутри страны бензина «Евро-2». По оценке Минэнерго, экспорт бензина в I квартале 2011 года вырос на 67%, одна «Роснефть» экспортировала до 500 тыс. т некачественного бензина. Чтобы обеспечить бензином собственные сети АЗС, «Роснефть» закупала бензин «Евро-4» у «Газпром нефти» и «Лукойла». Последние, в свою очередь, были вынуждены сократить продажи топлива независимым сетям АЗС, что привело к перебоям с бензином в ряде российских регионов. В итоге правительство было вынуждено перенести срок перехода на «Евро-3» на 2013 год и ввести запретительную пошлину на экспорт бензина в размере 90% от нефтяной. Кроме того, правительство зафиксировало обязательства 12 нефтяных компаний своевременно провести модернизацию производства в четырехсторонних соглашениях с представителями ФАС, Ростехнадзора и Росстандарта.
Однако к октябрю 2012 года в очередной раз стало ясно, что условия соглашений компаниями не выполняются.
— Очевидно, что многие заводы, особенно на востоке страны, не смогут перейти на выпуск топлива более высокого экологического класса к 2013 году. Соответственно, придется либо в очередной раз переносить сроки перехода на «Евро-3», либо получить нехватку бензина на внутреннем рынке уже к весне, когда заводы встанут на профилактику, — поясняет «Известиям» директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов.
По его словам, сегодня расчет экономической эффективности инвестиций в строительство мощностей по производству качественного бензина осложнен тем, что цены на него в России регулируются и не всегда отражают объективные факторы конъюнктуры внутреннего рынка. При этом российские НПЗ стремятся наращивать производство дизельного топлива, более половины которого поставляется на экспорт.
В понедельник в Минэнерго не смогли прокомментировать ситуацию.
Директор по развитию ИАЦ «Кортэс» Павел Строков пояснил «Известиям», что предложенная ФАС схема перекрестного субсидирования цен на топливо вполне жизнеспособна. По его словам, экспортная пошлина на дизель (с 1 октября — $276,4 за 1 т) даже превышает транспортные издержки при поставках бензина из Европы на российский рынок. Другими словами, оптовые партии импортного бензина будут конкурентоспособны на российском рынке. Однако, отмечает эксперт, подобная схема может носить исключительно временный характер, так как ударит по всем российским нефтяным компаниям, сделав поставки на внутренний рынок менее рентабельными. Больше всех пострадают те компании, которые исполняют четырехсторонние соглашения с правительством и вложили средства в модернизацию производства топлива. По мнению эксперта, более простым решением для правительства станет очередной перенос сроков перехода на «Евро-3».
Однако такой перенос может натолкнуться на политическое решение главы государства. В минувший четверг 11 октября Владимир Путин заявил, что «бесконечно оттягивать» переход на «Евро-4» невозможно. Правда, переносить сроки перехода на «Евро-4» (с 2016 года) никто и не предлагал, поэтому формально любое решение правительства не будет противоречить наказу президента. Впрочем, не исключен вариант, при котором расплачиваться за неготовность российских компаний к производству бензина «Евро-3» придется Белоруссии. В настоящее время Минэнерго обсуждает с Белоруссией параметры индикативного баланса на 2013 год, а также условий исполнения баланса 2012 года. В текущем году Белоруссия должна была поставить в Россию 2,1 млн т бензина, однако не сделала этого. В ответ Минэнерго сократило поставки в Белоруссию российской нефти («Известия» писали об этом 10 октября). Если Минэнерго РФ согласует с Белоруссией поставки около 2 млн т бензина на российский рынок в течение 2013 года, то прибегать к сомнительным схемам экспортно-импортного свопа правительству не придется.