Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Две трети российских специалистов задумались о смене места работы в 2023 году
Мир
Посольство РФ выразило соболезнования в связи с жертвами землетрясения в Иране
Мир
Зеленский назвал жесткой ситуацию под Артемовском и Угледаром
Мир
Блинкен выразил обеспокоенность США якобы поставляемыми России иранскими БПЛА
Общество
Шеф-редактор «Союзмультфильма» рассказал о таланте Вячеслава Назарука
Происшествия
«Известия» получили видео умышленного поджога автомобиля в Москве
Мир
Выступившая против санкций для РФ партия Австрии заняла второе место на выборах
Мир
Ведущая Welt перепутала Красную армию с организацией немецких радикалов
Мир
WSJ узнала о единственной подконтрольной ВСУ дороге в Артемовск
Общество
Умер создатель кота Леопольда художник Вячеслав Назарук
Армия
Сержант Теплов предотвратил атаку на тактическую группу десантников РФ
Мир
Супруга Ассанжа заявила о его плохом физическом и психологическом состоянии

Нет ничего дороже скидок

С тех пор как меня чуть не задавили в битве за уцененный блендер, дала себе слово по распродажам не ходить и сумасшедшим скидкам не верить. Почти год держалась, потому что их не было. А в начале декабря скидка в образе молодого человека с двумя рюкзаками сама явилась ко мне домой
0
Приметы праздника можно увидеть даже в метро (фото: РИА Новости)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С тех пор как меня чуть не задавили в битве за уцененный блендер, дала себе слово по распродажам не ходить и сумасшедшим скидкам не верить. Почти год держалась, потому что их не было. А в начале декабря скидка в образе молодого человека с двумя рюкзаками сама явилась ко мне домой.

Рюкзаки, конечно, страшно насторожили, потому что в них обычно приносят всякие нанотехнологии для просвещенных домохозяек - типа зубочисток с дистанционным управлением.

Этот был не такой. Он принес потолки. Не целиком, конечно, просто образцы натяжного, подвесного, зеркального и еще какого-то чуда. Целый час он, как Тарзан, прыгал по стремянке, прикладывая свои кусочки к разным углам, и стандартно-унылая квартира на глазах преображалась то в ретробудуар, то в стильный модерн, то в космический хаос, где столы и кресла двоились и троились, перед тем как уплыть в вечность.

- Я бы на вашем месте мебель вообще выбросил, - сказал молодой человек. - Представляете: зеркальный потолок, на полу шкура - да хотя бы вон та, с дивана, - и все. Ваши знакомые облезут от зависти.

Втайне мне бы этого хотелось. Но шкура на диване была козья. Учитывая, что потолок из зеркальных осколков имеет свойство многократно умножать предметы, жить пришлось бы в козлином стаде. Боюсь, долго я этого не выдержу.

Мастер огорчился. Его фирма - "строй-чего-то-рус" - давала на зеркала самую большую скидку - 70% плюс бесплатные работы по монтажу в виде бонуса.

- А чё такая халява? - спросила я с подозрением.

- Никакого обмана. Просто фирма из своей прибыли делает новогодние подарки жителям вашего дома. У шефа тут дедушка помер, на втором этаже, - добавил он для достоверности.

В память о дедушке я отважилась только на побелку потолка. Тем более что ее тоже делали со скидкой 50%.

Еще час он мучил меня, составляя смету и высчитывая процент с каждой мелочи в мою пользу. В итоге я могла задохнуться от счастья прямо на месте, но взяла тайм-аут до утра. Всю ночь изучала смету. В самом деле, вроде бы все по-честному: работа бесплатная, и даже синька за полцены. Осталось понять, зачем мне по 20 кг шпатлевки и по 12 кг краски на каждый квадратный метр. Решила подумать до следующего нового года. Тем более что потолки терпят. Нам их прошлой осенью белили таджики. За пять тысяч рублей и без всяких скидок на дедушку.

Выпей воды

Бывалые люди, между прочим, так и советуют: "выпить воды", прежде чем платить за огромные скидки или ненужные услуги.

- Если вы вдруг почувствуете сильное желание поместить какой-то товар в свою тележку - не противьтесь, - говорит психолог Московского общества защиты прав потребителей Ольга Сидоренко. - Кладите туда все, что вам понравилось, и чем быстрее вы заполните ее доверху, тем лучше. Однако не спешите к кассе. Прогуляйтесь вдоль стеллажей, посмотрите на ценники, помечтайте. Помните: ваш здравый смысл временно ушел погулять и необходимо дождаться его возвращения. О возвращении вы узнаете, когда при взгляде на свою тележку обнаружите в ней три одинаковые кофточки, отличающиеся только цветом, и кучу другого барахла, "ценность" которого лишь в том, что оно на пять рублей дешевле. Выбросьте все, без чего можно обойтись, оставьте самое необходимое. Таким образом вы сможете удовлетворить свой "хватательный инстинкт" без ущерба для кошелька.

Вооружившись умной теорией, мы с Сидоренко пошли по магазинам. В каждом выпили по литру воды на троих со здравым смыслом. А потом он куда-то ушел и не вернулся.

- Да черт с ним, - сказала Сидоренко. - Уже ноги не ходят, а подарки все равно нужны. Давай уж здесь купим.

Зуд миллиардов

Ну и купили... В полном соответствии с так называемым "покупательским зудом", на который рассчитывают ритейлеры, прибегая к различным уловкам - от специфической атмосферы магазина с хитрым освещением, запахами, специальной выкладкой товаров до всевозможных рекламных акций, бесплатных дегустаций и праздничных скидок.

К слову, все скидки у нас так и называются - "праздничные". Почему? Продавцы важничают: "А у нас все как на Западе". Хотя на самом деле во многих западных странах "праздничные скидки" считаются нонсенсом. Массовые распродажи там практикуют не до, а после народных гуляний, и в этом есть своя логика: зачем делать скидки, если народ и так сломя голову бегает по магазинам в поисках подарков. А вот потом, когда схлынет праздничный бум, и приходит время истинных распродаж.

- Москва живет по тем же законам, - уверяет аналитик УК "Финам-Менеджмент" Максим Калягин. - Серьезные компании начнут распродажи после Нового года, когда придет время обновления коллекций и им будет выгодно продать оставшийся сезонный товар со скидками до70%. А то, что происходит сейчас - от ЦУМа до лабаза в спальном районе, - больше напоминает обыкновенный лохотрон. Ритейлеры просто избавляются от залежалого товара и скидывают неликвид, украшая его бантиками.

Интересно, что, купившись на "бантики", мы только в декабре помогли торговле довести объем розничных продаж до $10,7 млрд, что на 0,5% выше, чем в канун 2010 года. По прогнозам экспертов, за оставшиеся предрождественские дни продажи вырастут еще на 1,6% и достигнут докризисных показателей.

При таком наваре вполне справедливо установить для покупателей реальные скидки в 10-15%, считает Калягин, а не морочить им голову заоблачными посулами.

Мешает элементарная жадность. Ведь то, что хорошо потребителю, для бизнеса может быть хуже смерти. Именно так пессимистично объясняет предпраздничные скидки управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. По словам эксперта, многим компаниям далеко до "благотворительности" из-за собственных экономических проблем. Как минимум треть из них не переживут провальные для торговли январь-февраль, и поэтому распродают товар сейчас, чтобы выйти из бизнеса.

- Я вас уверяю, - заявил Потапенко, - количество надписей "аренда" после Нового года увеличится.

Сбудется ли этот прогноз - ждать недолго. Поэтому пока не будем о грустном, а просто поиграем в предновогоднюю игру по правилам ритейлеров, в которой покупателю изначально определена роль лоха. Впрочем, иногда ради пользы полезно именно таким и прикинуться.

Дайте жалобную книгу!

Вот я, например, взяла и прикинулась. Стою себе в одежном отделе, ковыряю ценник - что-то он мне показался слишком толстым, несмотря на "похудевшую" со вчерашнего дня цену. Отковыряла один слой - вроде не врут, до распродажи кофта стоила на тысячу рублей дороже. Исследую дальше. На третьем слое она стоит 800 рублей, на четвертом - 500. До пятого не добралась - накинулись продавцы. Ну я тоже не робкая - пригрозила натравить на них ФАС (Федеральную антимонопольную службу), если не признаются, какая цена была этому топику в самом начале. Отдали, как миленькие, за смешные деньги, потому что встреча с ФАС грозит магазину совсем не смешным штрафом за недобросовестную рекламу, которая извещала о 30%-ных скидках на кофты, но умалчивала, что до этого цены повысились на 60.

Иногда совсем не обязательно привлекать в союзники такую грозную структуру. Достаточно вспомнить учителя математики, который еще в четвертом классе рассказывал, что суперпредложение "две вещи по цене одной" на русский язык переводится так: "скидка 50% при покупке не менее двух вещей". А они вам нужны, целые две мясорубки или две пары обуви? Есть, конечно, задачи и посложнее - например, "50% скидки на товар, если он третий в чеке", но тут математика не поможет. Надо просто купить две пачки стирального порошка и потребовать к ним ж/к телевизор за полцены. Принесут смирительную рубашку. Не вашего размера, но тоже недорого.

Еще мне нравится слоган "Полная ликвидация товара. Обвал цен". Сколько они стоили до ликвидации, не помнят уже и сами продавцы. Но, похоже, круто, если дают скидку 90% на всё... что находится "вот в этой куче". Можно, конечно, и нарыть какой-нибудь неликвид, но без права возврата, как гласит упреждающая надпись на кассе. На самом деле по закону о защите прав потребителей вернуть в магазин или обменять можно любой товар, в том числе купленный на новогодней распродаже. Отказываются - требуйте жалобную книгу. Но лучше не индивидуально, а в составе многотысячного коллектива, как это делают клиенты интернет-магазина pleer.ru, которых новогодними скидками на хлам разводят с той же частотой, с которой приходит и сам Новый год. Их жалобную книгу можно читать запоем - куда там Толстому с его "Войной и миром". Возврата денег не добились ни разу. Зато какой драйв накануне праздника...


Несмотря на заоблачные обещания, магазины никогда не остаются в минусе (фото: Анатолий Белясов)
Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир