Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил о важности учитывать взаимные интересы при контактах с партнерами
Мир
Спецслужбы Франции отвергли беспокойства об опасности церемонии открытия ОИ-2024
Общество
Мурашко сообщил о смерти в больнице пострадавшего при теракте в «Крокусе»
Политика
Политолог указал на перспективу мирного плана Китая по Украине
Авто
Haval раскрыла подробности о заводе двигателей в России
Пресс-релизы
Газета «Известия» вновь стала лидером по цитируемости в России
Мир
В Британии отменили 100-летний запрет для военных на ношение бороды
Здоровье
Врач назвала тофу продуктом для долголетия
Общество
В Твери простились с погибшими при крушении Ил-76 летчиками
Мир
В Гагаузии жители устроили протесты при встрече президента Молдавии Майи Санду
Культура
Работы художника Волка представили на ярмарке современного искусства Art Russia
Авто
Аналитики подсчитали, где в России чаще всего покупают иномарки
Экономика
Лихачев указал на обеспеченность России ледоколами
Мир
Daily Mail сообщила об отказе Питта от совместной опеки над детьми с Джоли
Спорт
Александр Овечкин получил удар по лицу за успешный силовой прием в матче НХЛ
Происшествия
В ЛНР задержали работавшего на разведку Киева украинца

Гаврилов-Ям попал в капкан

Специальная программа поддержки моногородов, на которую правительство обещало выделить 27 миллиардов рублей, сворачивается. Причина, по мнению чиновников, - в нерасторопности регионов, слишком медленно расходующих бюджетные деньги. По экспертным оценкам, разочарование связано с тем, что вместо проработанных инвестпроектов глубинка представила "неинтересный шлак", который в 90% случаев нет смысла финансировать. Выяснять, почему моногорода не могут освоить деньги, "Известия" отправились в Гаврилов-Ям Ярославской области
0
Уличная скульптура - главное украшение Гаврилов-Яма (фото: Глеб Щелкунов/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Специальная программа поддержки моногородов, на которую правительство обещало выделить 27 миллиардов рублей, сворачивается. Причина, по мнению чиновников, - в нерасторопности регионов, слишком медленно расходующих бюджетные деньги. По экспертным оценкам, разочарование связано с тем, что вместо проработанных инвестпроектов глубинка представила "неинтересный шлак", который в 90% случаев нет смысла финансировать. Выяснять, почему моногорода не могут освоить деньги, "Известия" отправились в Гаврилов-Ям Ярославской области.

Понятие "моногорода" стало общеупотребительным весной 2009 года. Финансовый кризис нанес удар по многим секторам российской промышленности. Значительная часть предприятий, входящих в производственные цепочки крупных корпораций, оказалась без заказов и средств к существованию. Ситуация стала критической, поскольку заводы обеспечивали работой в общей сложности 25 миллионов человек, проживающих в небольших городках - от Калининграда до Владивостока.

В итоге была разработана программа поддержки моногородов. На их поддержку федеральный бюджет зарезервировал 27 млрд рублей (в том числе 10 млрд - дотации на инфраструктуру, еще 10 млрд - бюджетные кредиты, 2 млрд - на поддержку малого и среднего бизнеса и 5 млрд - на ЖКХ).

Не прошло и полугода, как выяснилось, что выделенные из бюджета средства осваиваются моногородами крайне медленно, а планы по переустройству местной экономики бедны идеями. К примеру, остались невостребованными 6,52 млрд рублей кредитов и 1,08 млрд рублей федеральных дотаций, на малый бизнес из регионов запрошено всего 1,2 млрд рублей.

Глядя на такую неповоротливость, правительство передумало тратить деньги на моногорода.

Рискнуть лбом

- Не знаю, что теперь сказать людям, - печалится глава Гаврилов-Ямского района Ярославской области Николай Бирук. - Весь год от них прохода не было: где деньги, которые нам обещали? Жили надеждой, что будет хоть какое-то ускорение... А повернулось так, будто муниципалитеты тянут резину и не готовы брать бюджетные средства. Да готовы мы, просто времени не хватило.

По словам Бирука, чтобы составить и обосновать инвестпроект, нужно три-четыре месяца. Пройти экспертизу и получить одобрение правительственной комиссии - еще столько же. Район и область "рыли землю" с января, придумывая планы процветания Гаврилов-Яма, практически донесли их до Белого дома в Москве, но в решающий момент двери коварно захлопнулись.

- Я все равно буду стучаться, - воинственно настроен глава. - Лоб расшибу, но финансирование выбью.

Рисковать лбом он собирается ради технопарка, который планировалось открыть на двенадцати пустующих гектарах льнокомбината, чтобы обеспечить работой человек 50, а также ради малого бизнеса, который в будущем застрахует Гаврилов-Ям от безработицы, потому что будет расти как на дрожжах - с нынешних 600 торгашей до полутора тысяч "белых воротничков" с каким-нибудь более интеллектуальным видом деятельности. На эти цели требуется 4227,9 млн руб. Если бы столько дали, мечтают районные чиновники, тут бы все заколосилось.

Измотанному безработицей народу просто хочется, чтобы на полную мощность запустили льнокомбинат и прекратили сокращения на авиационном заводе "Агат". В добрые времена на этих предприятиях работала половина города с 18-тысячным населением. Больше и негде...

Технопарк пока в зачаточном состоянии, да и малый бизнес закручивается как-то вяло. За год в центре занятости 128 человек получили деньги для открытия собственного дела, но только шесть из них выжили в свободном плавании - пчеловод, парикмахерша, фотограф и тройка производителей пеноблоков.

Интересно, что опытные хозяйственники тоже не очень-то верят в подъем местной экономики с помощью малого бизнеса. По словам директора завода "Агат" Владимира Корытова, нужны не кустарные богадельни, а специализированные промышленные производства. Пусть предприниматель делает только гайку, но ультрасовременную, с гарантированным качеством. Организовать этот процесс может только государство, но оно этим не занимается, поэтому в глубинке идет простое сотрясение воздуха.

Однако здешняя история знала и другие примеры.

Купеческий тренд

Своим превращением из села в город Гаврилов-Ям обязан бывшему крепостному Алексею Локалову, на которого раскрепощение подействовало так благотворно, что он стал преуспевающим купцом и в начале 70-х годов ХIХ века открыл в селе текстильную мануфактуру.

В советское время "северный шелк" тоже оставался в почете, 75% продукции льнопереработки шло на экспорт. "До ста тысяч скатертей поставляли в Италию", - вспоминают гаврилов-ямские ткачихи. Правда, уже тогда начались неприятности: посевы льна стали сокращаться - то под кукурузу, то ради "младшего брата" - узбекского хлопка. В перестройку они и вовсе свернулись. Устарело и прядильное оборудование. В итоге треть мирового производства льняного волокна приходится теперь на Китай, около 10% - на Францию и по 3-4% - на Белоруссию и Россию. Собственного сырья практически не осталось, оно стало импортным.

Купец Локалов был бы в шоке.

Два несчастья

Гаврилов-Ямский комбинат, не по своей воле попавший в переплет, попросту был обречен. По мнению экспертов текстильной промышленности, изменить ситуацию могла бы масштабная господдержка льнопроизводителей. Но, как водится, лечить стали не болезнь, а ее симптомы, подбирая хиреющему комбинату разных богатых "докторов". Побывав в составе холдинга "Гута-текстиль", в 2006 году предприятие перешло под контроль столичной "Трехгорной мануфактуры", 80% акций которой контролирует знатный олигарх Олег Дерипаска. Были обещания перевести "Трехгорку" из центра Москвы в Гаврилов-Ям и вложить в модернизацию комбината 6 млрд рублей. Но дело кончилось тем, что ведущие производства постепенно прекратили работу, число рабочих сократили до минимума.

- Рабочие в отчаянии, они не понимают, почему и для чего такой богатый человек, как Олег Дерипаска, купил наш комбинат, - говорит председатель профкома Елена Кузнецова. - Всем стало только хуже.

В открытую "наезжать" на собственников здесь побаиваются. Дело в том, что финансовая помощь, как неоднократно заявляло правительство, достанется только тем территориям, где будет четко работать механизм государственно-частного партнерства.

- Да, мы дружим, - заверил "Известия" Николай Бирук. - С представителями "Трехгорной мануфактуры" иной раз разговариваем по телефону час и даже два.

Однако телефонные разговоры переезд "Трехгорки" в Гаврилов-Ям не ускорили. Тем не менее Бирук надеется на скорое воссоединение. Говорит: "Я оптимист, верю, что "Трехгорку" из Москвы будут убирать: земля там дорогая, да и Лужков сказал, что переезд неизбежен". "Трехгорная мануфактура" находится в столь же плачевном состоянии, что и Гаврилов-Ямский льнокомбинат. Что даст объединение двух несчастий в одном месте - неизвестно.

Пустой карман

Насколько богат или беден город, можно судить по дорогам и фасадам. По гаврилов-ямским колдобинам удобнее ездить на тракторе, машины выходят из строя после года эксплуатации. Поэтому народ в основном ездит на велосипедах. И это похоже на цирковые трюки.

- Зато у нас пробок нет, - шутит мэр города Валерий Попов.

Стабильность только на бирже труда - как было в начале кризиса около тысячи официально безработных, так и осталось. На самом деле болтающихся без дела гораздо больше - за последнее время только льнокомбинат уволил свыше 2000 человек, несколько сотен рабочих сократили на "Агате". Куда они рассосались?

- Большинство дома сидят, - предполагает мэр Попов. - Их даже на общественные работы не вытянешь, хотя за это платят. Часть ездит в Ярославль, там работа есть. Слава Богу, конечно, только нашему бюджету от этого не легче.

Доходная часть гаврилов-ямского бюджета формируется в основном за счет НДФЛ. Поэтому работа двух городских предприятий отражается в бюджете как в зеркале. Льнокомбинат подоходный налог не платит уже два года, "Агат" платил исправно, но сейчас и у него трудности.

- Собираем по крохам 56 миллионов рублей, - рассказывает Попов. - А весь бюджет района 600 миллионов. Недостающее добавляет область. Можно на эти деньги развиваться, благоустраиваться и все такое прочее? Нет, конечно. У нас денег не было даже на подготовку инвестпроектов, клянчили у губернатора. Теперь оказывается, что программу прикрывают и эти траты напрасны.

По кабинету разливается такая тоска, что Москва просто обязана дать денег загнанным в угол гаврилов-ямским властям.

- Вы так и напишите, - простодушно подсказывает Николай Бирук.

Так и хотела написать в виде утешения беспросветно бедным территориям. Но над ними, похоже, сжалились. На днях глава правительства Владимир Путин подписал распоряжение о выделении моногородам в качестве дотаций 4,6 млрд рублей. Кроме того, регионам дадут еще около двух миллиардов, чтобы вывести из ступора малый и средний бизнес.

Комментарии
Прямой эфир