Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России уничтожили более 100 украинских боевиков на краснолиманском направлении
Мир
Евросоюз вывел из-под потолка цен две категории российских нефтепродуктов
Здоровье
Россиян предупредили о возможности появления тропических болезней в стране
Мир
Красный Крест призвал снять санкции с Сирии для облегчения помощи после землетрясения
Мир
Лукашенко заявил об ожидании новых санкций Запада против Белоруссии
Мир
Число погибших при землетрясении в Турции выросло до 3419
Мир
В Швейцарии допустили отказ от нейтралитета в вопросе поставок оружия Киеву
Наука
Космический грузовой корабль «Прогресс МС-20» затопили в Тихом океане
Мир
Россиянин погиб при землетрясении в Турции
Общество
Сотрудники ФСБ ликидировали ячейку террористов в Москве и Красноярске
Армия
Шойгу сообщил об освобождении ВС РФ семи населенных пунктов
Мир
СМИ узнали о планах ФРГ дать разрешение на поставку Киеву 187 танков Leopard 1

Расследование "Известий": Танцующие с мостами

В Волгограде наконец открыли движение по мосту через Волгу, взбесившемуся неделю назад. Событие произошло буднично: сотрудники ГИБДД просто убрали шлагбаумы, преграждавшие путь в нескольких местах. Корреспондент "Известий" Людмила Бутузова, перекрестившись, в числе первых въехала на мост со стороны центра города
0
Мостовые опоры не дрогнули перед стихией. Но их все равно укрепят рассекателями ветра (фото: Глеб Щелкунов/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Волгограде наконец открыли движение по мосту через Волгу, взбесившемуся неделю назад. Событие произошло буднично: сотрудники ГИБДД просто убрали шлагбаумы, преграждавшие путь в нескольких местах. Корреспондент "Известий" Людмила Бутузова, перекрестившись, в числе первых въехала на мост со стороны центра города. К этому моменту картина произошедших здесь таинственных событий была уже ясна: без мистики не обошлось.

- Чё бояться-то, - всю дорогу твердил наш водитель Андрей Быстров. - Я вот ничуть не боялся. Горжусь даже, что поучаствовал.

Андрей не просто очевидец, 20 мая он попал в самый эпицентр событий на мосту и даже "потанцевал" с ним дважды - по дороге в Краснослободск и обратно. Спустя несколько дней происшествие уже кажется ему небывалой удачей, выпадающей человеку раз в сто лет.

- В четверг где-то в 18.00 повез шефа на огород, - с подробностями рассказывает он. - Впереди было машин десять, навстречу тринадцать. Вдруг чувствую: снизу закачалось, ощущение такое, будто оказался на канатной дороге. Встречные тоже плывут - покачиваются. Ясно: с мостом что-то не то. Говорю шефу: "Он сейчас разломится". Тот задремавши был: ну и дурацкие, дескать, у тебя шутки. А потом пригляделся: гони! На мосту ограничение - 60 км, но когда под тобой многотонная конструкция и внизу в 40 метрах вода, педаль давишь сам собой. У мужика, ехавшего сзади, нервы совсем сдали - газанул под 180. Его еще гаишник на выезде остановил - типа штрафовать. Мы ему: посмотри, что у тебя за спиной делается. Короче, высадил шефа на даче. Что дальше? В объезд возвращаться - это почти сто верст. Решил: если движение не закрыли, рискну еще раз. Ничего, проехал, но на волнах качало раз в десять сильнее прежнего. Мост перекрыли только в 18.44. Я запомнил, потому что дожидался специально.

Теория вероятностей

Рисковый парень Андрюха немножко даже сожалеет, что эксперимент не повторить. Почему? Ну, во-первых, есть пословица, что снаряд дважды в одну воронку не падает. Во-вторых, работающая в Волгограде комиссия по расследованию ЧП пришла к выводу, что виной всему теория вероятностей. К тому же склоняются и ученые: произошло редкостное, еще никогда не случавшееся в мире совпадение частот колебаний моста с дующим со скоростью 16 м/сек северо-восточным ветром, что и спровоцировало изгибание пролетов волнами до метра. Андрей верит в науку. Хотя ему не очень понятно, почему под эту самую теорию вероятностей попал именно их волгоградский мост. Для себя нашел объяснение: мистика.

- Было действительно сверхъестественное явление, - заявил корреспондентам "Известий" вице-губернатор области Игорь Пикалов. - Других объяснений нет.

Эти две фразы мы слышали уже по меньшей мере раз шесть - на встречах с представителями заказчиков, проектировщиков, генподрядчиков, застройщиков. Их повторяют так часто, что создается впечатление хорового заклинания. И растет подозрение, будто от журналистов что-то скрывают.

- Нет никакого смысла, - устало твердит Пикалов. - Речь идет о безопасности сотен тысяч людей. Кто возьмет на себя ответственность скрывать хотя бы малейшие отклонения в состоянии моста? Обследовано все до последнего сантиметра. Мост цел, невредим и не имеет даже царапины на лакокрасочном покрытии.

При всей - как бы это поделикатнее выразиться - неожиданности версии о сверхъестественном явлении другого объяснения причин ЧП на сегодняшний день, похоже, нет. Съехавшиеся в Волгоград эксперты ("лучшие умы России" - характеризуют их в обладминистрации) произвели визуальный осмотр опор моста - трещин или сколов бетона не обнаружено. Проезжая часть - в идеальном состоянии, не нарушено даже перильное и барьерное ограждение. Ультразвуковой контроль сварных швов и стыков каких-либо отклонений тоже не выявил. Испытание пролетов нагрузкой (помните кадры по ТВ - 15 груженных песком "КамАЗов" идут по мосту колонной?) подтвердило соответствие прогибов расчетным параметрам.

Похоже, этот укачанный ветром мост просто подшучивал над людьми, показывая им свою гибкость и прочность. Некоторые "архитекторы" сооружения обсуждают это на полном серьезе. Под впечатлением от дискуссии один наш коллега заметил: "Уж не знаю, что хуже - когда качается мост или когда у его "отцов" едет крыша?"

Поэтому чем больше положительных оценок в пользу моста-шутника, тем сильнее чешутся руки перепроверить связанную с ним "теорию вероятностей" еще раз.

"У них, в Гудзоне мост рухнул, а у нас эластично покачался и опять как с новья"

Корреспонденты "Известий", лазая под опорами, старательно искали хоть какие-нибудь свидетельства недавнего происшествия. Тем же самым занимались представители администрации президента и Генпрокуратуры, накануне прибывшие из Москвы. Высмотреть что-то невооруженным глазом, похоже, не удалось никому. Московские проверяющие углубились в чтение четырехстраничного акта обследования моста (точно такой же экземпляр имеется и в распоряжении редакции). Три страницы занимали подписи членов комиссии, что называется, головой ручавшихся за содержавшиеся в документе выводы. А сами выводы уложились в семь строк: "...Конструкция моста находится в рабочем состоянии, его несущая способность соответствует проектной. Движение по мосту может быть открыто без ограничений грузоподъемности". Акт подписан 23 мая. Областное начальство пережило нечеловеческое напряжение, чтобы через трое суток после ЧП услышать этот результат. Теперь, похоже, отпустило. Некоторые даже шутят.

- На тему "танцующего" моста напишут еще не одну диссертацию, - с вымученной улыбкой говорит замначальника ГУП "Волгоградкапстройинвест" Анатолий Лучинин. - А что? Первый случай в мировой практике. Я слышал, за рубежом уже заинтересовались...

Его начальник Игорь Елизаров сидит рядом с толстенной папкой наперевес. В ней вся техническая документация на многострадальный отрезок первой очереди мостового перехода, который их организация как заказчик-застройщик пестовала с первого до последнего дня. С готовностью разворачивает чертежи моста и опор, дает технические пояснения к конструкции, как будто в кабинете уже очередь из зарубежных спецов, размечтавшихся "слизать" волгоградское сооружение.

Пока никого нет.

- У них, в Гудзоне мост рухнул, а у нас эластично покачался и опять как с новья, - г-н Елизаров уже явно гордится своим детищем.

Однако при всем совершенстве нашего сооружения почему-то с момента ЧП сразу встал вопрос о необходимости принятия целого ряда технических решений, чтобы исключить "повторение пройденного". В ближайшее время намечены аэродинамические исследования, по результатам которых на мосту будут установлены отсекатели ветра. Стала очевидной и нужда в дополнительной системе мониторинга: при "ненормальных" параметрах - то есть при скорости ветра от 16 м/сек - она должна выдавать запрет на движение по мосту. А если учесть, что в Волгограде постоянно дуют сильные ветра, особенно над Волгой, то городу, похоже, чаще придется стоять в пробках у моста, чем ездить по нему.

Плохие приметы

К слову, о необыкновенных конструктивных особенностях моста стали взахлеб говорить только сейчас. В 2006 году, когда только что установленные пролеты стали прогибаться и провисать, никто не спешил успокоить взволновавшийся народ. Возникла волна слухов, что мост рухнет еще до ввода в эксплуатацию. Конструкция угрожающе покачалась, но в какой-то момент сама собой выровнялась, на время погасив страхи.

После "танцев" на прошлой неделе люди это припомнили. Вновь пошли разговоры, что с мостом не все ладно. Город активно перетирает тему воровства и коррупции во время строительства. Что было, то было. В 2005 году волгоградская прокуратура выявила хищения при поставках металлопроката на сумму 60 млн рублей. Директор фирмы-поставщика Евгений Алейников был осужден на 4 года условно. За мошенничества, связанные со сносом частных домов в зоне строительства, несмотря на громкие скандалы, никто так и не ответил.

Когда мост уже был построен, но не сдан в эксплуатацию, некие дельцы продавали строительные пропуска. По ним местные "уважаемые люди" ездили через Волгу, не обращая внимания на отсутствие перил. Явление стало массовым, и в городе тоже был скандал.

Наконец, самая плохая примета, по мнению местных жителей, связана с тем, что бывший губернатор Николай Максюта так и не сумел зазвать на открытие моста Владимира Путина. В ожидании его приезда торжественное открытие откладывали несколько раз, но у высокого гостя нашлись более важные дела. Он не приехал.

Хотели умилостивить мост, выделив на праздник немалые деньги, но, видимо, тоже зря.

Мог он обидеться и на то, что строители лишили его всяческих архитектурных изысков. Когда-то обещали и статуи на нем поставить, и перила необыкновенной красоты, но из экономии сделали обычным и безликим. Вот он и показал характер.

Волны цен на недвижимость

Разгоревшаяся буча меньше всего нужна сейчас команде нового губернатора Анатолия Бровко, заступившего на пост полгода назад, как водится, под обещание стабильности в области и в ее бюджете. Незадолго до ЧП Бровко обратился к президенту с просьбой о выделении 8 млрд рублей на завершение второй очереди мостового перехода. Его тут ждут как воздух, особенно в городе Волжском, отрезанном от Волгограда бездорожьем. Возможно, это простое совпадение, но когда мост "танцевал", пришло известие: в этом году денег не будет.

Надо отдать должное окружению Бровко: после ЧП они не прятались от народа и не забивали ему мозги всякими сказками, а в мельчайших деталях информировали о каждом предпринятом шаге. Возможно, поэтому в городе обошлось без паники и мало кто отваживался спекулировать на беде.

- Да уж беда - хуже не придумаешь, - по-житейски оценивает свалившиеся на голову события жительница Краснослободска (некогда захолустья, ставшего вдруг благодаря мосту центром города) Нина Зверева. - В теплицах огурцы подошли, надо сбывать, а тут мост закрылся. Как везти в Волгоград? На речной трамвайчик с ящиками не пролезешь, на лодке - целая оказия. Скорей бы уж починили нашу "дорогу жизни", теряем заработок.

В пойме на левом берегу Волги огурцы и помидоры - бизнес десятков тысяч семей. Овощи выращивали и раньше, но с появлением "дороги жизни" народ развернулся - всюду стройки, площадь теплиц можно измерять километрами, в каждом дворе - хорошая машина.

- Изменения начались года за два до ввода моста в эксплуатацию, - говорит местный риэлтор Наталья. - Так всегда: появляется инфраструктура - начинает расти цена на землю. Раньше 6 соток с домиком - 20-30 тысяч рублей, сейчас тот же участок стоит миллион. Много земли под строительство коттеджей скупили московские предприниматели. Спрос на коттеджи был огромный. И вот, представляете: только наш мост закачался - ни одной сделки, как отрезало. А еще говорят, что на биржах все определяет индекс Доу-Джонса. Нет, наш рынок реагирует совсем на другие вещи.

Говорят, в волгоградских церквях прошли молебны за "здравие мостового перехода", очень многие люди ставили свечки. Наверное, это не по канонам - не живое все-таки существо. Или живое?

Будем надеяться, что небеса не оставят без внимания молитвы волгоградцев. А может, те еще не поняли своего счастья. Мост-то прогремел на всю страну и уже стал туристической достопримечательностью. Накануне летнего сезона тысячи туристов приедут сюда хотя бы только для того, чтобы проехать по легендарному "танцующему" мосту. 

Почему не треснул асфальт?

Александра Пономарева

Этот вопрос "Известия" задали специалистам дорожно-строительного факультета Московского автодорожного института. Вот что нам ответили: "То, что асфальт выдержал такие деформации, говорит о том, что материал подобран правильно. Он не лопнул, потому что его прочность достаточно высока. Такой асфальт, который применяется в России, выдерживает огромные перепады температур. Летом асфальт подогревается и имеет большую пластичность. Зимой он, наоборот, твердеет, но в любом случае плотность сохраняется". 

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Общая протяженность комплекса мостового перехода в Волгограде - 29 833 м. Строительство начато в 1996 году компанией "Волгамост" (входит в "Строительный объединенный концерн" (СОК)). Ориентировочная сдача в эксплуатацию - 2015 г. Первая очередь (всего их четыре) завершена 10 октября 2009 г. Балочный мост через Волгу соединил центр Волгограда с районами Заволжья. Его длина - 7,1 км, протяженность надводной части - около 2 км. Проектная нагрузка - 80 тонн, пропускная способность - 12,5 тыс. машин в сутки. При строительно-монтажных работах применена конструкция опор с разделением вертикальной и горизонтальной нагрузки. На строительство моста-долгостроя затрачено 12,5 млрд рублей (80% - из федерального бюджета, 20% - из областного). Завершение всего комплекса мостового перехода оценивается в 40 млрд рублей.

"Известия" первыми получили заключение экспертизы

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир