История одного захоронения

Сегодня в каждом опаленном той далекой войной уголке нашей страны стоят памятники и обелиски на могилах павших героев. Однако мемориала, подобного возведенному в калининградском поселке Шатрове, нет нигде.
В самом центре поселка на пустыре сложена аккуратная пирамидка из камней, на лицевой стороне эпитафия, нанесенная от руки масляной краской: "Место захоронения воинов России, погибших в 1945 году".
- Все они тут как один, - указывает на просевшую вокруг груды камней землю местный старожил Сергей Рудниченко. - Все триста тридцать семь. Почитай три роты в полной комплектации. Лежат неприкаянные в разгромленной могиле, и никому до них нет дела. За что их так?
Поселение Вайденен (так раньше называлось Шатрово) навсегда останется в истории Восточно-Прусской операции.
- Поселок несколько раз переходил из рук в руки, - рассказал "Известиям" краевед Станислав Самойлов. - В феврале сорок пятого батальон танкистов несколько дней сдерживал натиск превосходящих в несколько раз сил противника, зашедших в тыл нашей 39-й армии. В живых тогда осталось немного. Тем не менее солдаты выполнили свою задачу, внезапный удар немцам не удался.
По окончании войны в уже переименованном Шатрове на месте захоронения советских солдат возвели достойный мемориал. Там же в братской могиле погребли и красноармейцев, умерших от ран в близлежащих госпиталях.
- Всего там лежат 334 установленных воина и 3 неизвестных солдата, - рассказал "Известиям" следопыт Андрей Клименко. - Часть имен перенесли на мемориал в поселке Русское. Но вот сами останки находятся до сих пор здесь, и давно были бы разорены и раскиданы, если бы не местные жители.
Беда с шатровским мемориалом произошла в 80-х годах прошлого века, когда "сверху", из области, поступила директива: в целях укрупнения мемориальных комплексов перезахоронить солдат в соседней братской могиле в поселке Русское.
- Варварство какое-то творилось в тот день, - вспоминает старожил Рудниченко. - В считанные часы разгромили могилу, отодрали плиты с именами. Те, что при этом раскололись, тут же и бросили, фамилий не переписывали.
А сами останки перенести "забыли".
Освободившееся после такого "перезахоронения" место долго пустовало, пока новые демократические власти не нашли ему применение. В начале 90-х они дали разрешение некоему бизнесмену построить на этом самом месте магазин. Местные объяснили предпринимателю, что бизнес он будет строить на костях. Человек все правильно понял, обматерил власти и уехал. А шатровцы, чтобы избежать в будущем подобных накладок, собственными силами построили памятник на развороченной могиле. Так полтора десятка лет назад в поселке снова появился мемориал, надпись на котором ежегодно подновляется. Потому что на несмываемую краску у жителей поселка денег нет - пользуются обычной масляной.
В юбилейный год Великой Победы калининградские чиновники рассчитывают освоить более 50 миллионов на ремонтно-реставрационные и благоустроительные работы на памятниках, обелисках и мемориальных комплексах. Однако шатровское захоронение в списках не значится - официально оно перенесено.
- Мы не раз обращались к властям: примите меры, похороните воинов в Русском или восстановите мемориал, - наперебой говорили мне жители поселка. - Как только очередной юбилей, какое-то движение начинается, потом выясняется, что денег нет, - и тишина на последующие пять лет. А в этом году власти даже изображать движение не стали...
Похороны воинов обойдутся бюджету в 40 тысяч рублей - это как раз средняя месячная зарплата чиновников регионального правительства
По-чиновничьи это понятно - ведь памятника как бы и не существует.
- Мы ухаживаем за теми могилами, которые нам переданы областным министерством культуры, - пояснил "Известиям" замглавы Зеленоградского района Игорь Кондратов. - А деньги, затраченные на официально снесенный мемориал, - это нецелевое использование бюджетных средств, уголовная статья.
- В Шатрове нет никакого захоронения, - говорит ведущий специалист регионального минкульта Олег Панасенко. - Не значится оно у меня в компьютере.
В архиве военного комиссариата хранится список всех мемориалов региона - и снесенных, и действующих.
- Мы уже не в первый раз бьем тревогу по таким захоронениям, - разводит руками военком области Александр Пономарев. - Но воз и ныне там. Хотя там и деньги-то небольшие нужны.
- Эксгумацию останков и рытье могил на мемориале в Русском мы сделаем, как всегда, бесплатно, - обещает следопыт Андрей Клименко. - Изготовление гробов и организация похорон обойдутся бюджету не более чем в 40 тысяч рублей. Но, похоже, никому это не нужно. У чиновников совсем другое понятие о долге и памяти.
40 тысяч - это как раз средняя месячная зарплата чиновников регионального правительства.