Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и облачность в Москве 18 апреля
Общество
Военный эксперт Никулин объяснил позицию США отсутствием интереса к Украине
Общество
Корреспондент показал кадры с места двойного убийства в Москве
Экономика
Реальные располагаемые доходы россиян увеличились рекордно за 14 лет
Армия
Истребители МиГ-31И оборудовали системой дозаправки в воздухе
Мир
Эксперт объяснил причины сильного затопления Дубая после ливней
Мир
Генпрокурор РФ Краснов прибыл с рабочим визитом в Венесуэлу
Происшествия
Гладков сообщил о 21 сбитой воздушной цели на подлете к Белгороду
Мир
В штабе АдГ в Ганновере прошли обыски после лишения иммунитета двух депутатов
Мир
Профессор СПбГУ объяснила важность темы Ближнего Востока на саммите ЕС
Общество
Бастрыкин взял на контроль дело о калечащем пациентов нейрохирурге из Москвы
Экономика
Поиск атак в IT-cистемах ускорится благодаря искусственному интеллекту
Мир
Премьер Нидерландов предложил выкупить Patriot у не планирующих помогать Киеву стран
Происшествия
Средства ПВО перехватили три беспилотника в Ростовской области
Мир
ВКС РФ уничтожили три места базирования боевиков в Сирии
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Киевской области

Не выплеснуть вундеркинда

Столичные вузы традиционно считаются самыми сильными. Однако ежегодная аккредитация высших учебных заведений в Министерстве образования и науки доказывает: в регионах немало талантливых студентов и перспективных ученых, и лишь статус "нестоличности" относит периферийные университеты к вузам второго разряда. Тем не менее по результатам нынешней проверки признано, что самые квалифицированные медики получают образование в Саратове, самые разносторонние юристы - в Томске, а самые умные технари - в Орле
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Столичные вузы традиционно считаются самыми сильными. Однако ежегодная аккредитация высших учебных заведений в Министерстве образования и науки доказывает: в регионах немало талантливых студентов и перспективных ученых, и лишь статус "нестоличности" относит периферийные университеты к вузам второго разряда. Тем не менее по результатам нынешней проверки признано, что самые квалифицированные медики получают образование в Саратове, самые разносторонние юристы - в Томске, а самые умные технари - в Орле.

В Орловский государственный технический университет на непрестижную профессию инженера огромный по нынешним временам конкурс - 3,5 человека на место. Каждый второй студент к окончанию вуза имеет запатентованные изобретения, научные работы, а с третьего курса его, как правило, уже ждет хорошая должность на заводе. Побывав в Орле, "Известия" разузнали, как вузу удалось решить кадровую проблему региона и почему молодежь привлекает "заводская проходная".

Все четыре "и" в одном университете

ОрелГТУ - первый и пока единственный вуз в России, где реализуется новая модель интеграции учебной, научной и производственной деятельности. Проще говоря, студент, профессор и заводской технолог пять лет работают в одной команде. В результате регион получает не просто дипломированного выпускника, а специалиста, досконально знакомого с производством.

В структуру университета входят 50 крупных промышленных предприятий, три НИИ, восемь научных лабораторий и 17 испытательных центров. Все они являются базовыми предприятиями для факультетов, где студенты и аспиранты не только проводят исследования, но и имеют возможность реально подработать. Считается, что орловские "технари" - самые богатые студенты, а после выпуска - самые богатые специалисты. С некоторыми работодатели заключают договора уже на третьем курсе, "сумма прописью" в графе "зарплата" - от 50 000 до 100 000 рублей, что начисто опровергает сложившийся стереотип о невостребованности инженерных профессий.

Ректор ОрелГТУ Вячеслав Голенков любит рассказывать, что университетский комплекс создавался еще в те времена, когда слова "инновации, инвестиции, человеческий капитал, нематериальные активы, интеллектуальная собственность" были не в моде. И никто не цитировал, как сейчас, светочей экономической мысли Шумпетера и Друкера, утверждавших, что любое предпринимательство - это инновационное производство. В начале 90-х до Друкера с Шумпетером вообще никому не было дела, потому что из-за безденежья рушилось все - отраслевая наука, производство, система образования. В этих условиях додуматься соединить всех бедствующих под одной крышей могли только самые отчаянные.

- Мы просто оказались прозорливыми, - говорит Голенков. - Потерять прикладную науку, которая обеспечивала развитие промышленных отраслей, - это катастрофа для региона. Так возникла идея включить умирающие НИИ и КБ в структуру университета. Потерять уникальное производство, каким был, например, завод "Научприбор", - это все равно что вернуть экономику области к началу 50-х годов.

Университет нашел возможность сделать предприятие своей производственной площадкой. Когда кризис закончился, стало ясно, что мы поступили правильно: не только сохранили для региона экономическую базу, но и получили ресурс для качественно иной подготовки кадров.

К слову, материальная база ОрелГТУ в результате "слияния и поглощения" научных и производственных структур возросла в 100 раз. Цифра немыслимая для большинства российских вузов, влачащих жалкое бюджетное существование. Университет к тому же владеет от 25% до 100% акций предприятий, входящих в учебно-научный комплекс, что дает ему возможность контролировать и эффективно управлять производством, а студентам, непосредственно участвующим в этом процессе, получать практические навыки менеджмента, внедрять новые технологии и собственные рационализаторские предложения. Результат налицо - вуз получает в год более ста патентов на изобретения по многим отраслям науки и техники. Причем большинство из них уникальны и не имеют аналогов в мире. Например, цифровые флюорографы, уменьшающие лучевую нагрузку на пациента в 100 раз по сравнению с ныне действующим оборудованием. В России и странах СНГ широко известны модели жидкостного хроматографа, разработанные в ОрелГТУ для контроля за медико-биологическими нормами в пищевой промышленности, медицине и санитарно-эпидемиологических учреждениях.

Загранице мы поможем

Не всякий периферийный вуз может похвастать и научным сотрудничеством с университетами Франции, Италии, Германии, Японии и США по разработке и изготовлению деталей для микроэлектронной техники.

Успехи на мировой арене кое-кому кажутся даже чрезмерными. В области и своих проблем немало - главного инженера, толкового технолога или конструктора днем с огнем не сыщешь. Ректор Голенков устал отбиваться, что кадровый голод - вовсе не вина университета. У него-то как раз 70% выпускников остаются в региональной экономике. Другое дело, что самой экономике чаще требуется заткнуть кадровую дыру, чем принять специалиста, уровень подготовки которого не соответствует допотопному производству. Технари, конечно, не теряются - бывшие выпускники ОрелГТУ создали в области более ста наукоемких производств, продолжают крупномасштабные проекты, начатые еще на базе университетского комплекса. Например, разработку оборудования для легкой и кожевенной промышленности, создание быстровозводимых и энергоэффективных жилых зданий. С зарубежными компаниями созданы совместные предприятия по выпуску профилей из эластичных материалов.

Кстати, лесопромышленный трактор - совместное детище профессоров и выпускников ОрелГТУ - по технологическим возможностям превосходит европейские аналоги. И это еще одно подтверждение того, что модернизация образования очень скоро оборачивается эффективным вкладом в реальную экономику.

- Инвестиции в интеллектуальный капитал - самые прибыльные, - считает Вячеслав Голенков. - До недавнего времени не все об этом задумывались. Считалось, что продажа нефти, газа и леса позволяет купить почти все. Однако никто не собирается продавать нам высокие технологии и оборудование последних поколений. Тем более невозможно вывезти из-за границы творцов новой техники, специалистов по обслуживанию, инженеров, техников, менеджеров. Россия сделала выбор в пользу инновационной модели экономики. Значит, подготовка кадров приобретает особую актуальность. Будем думать, как эффективнее использовать наши возможности.

Похоже, уже придумали. В систему университетского учебно-научно-производственного комплекса включены практически все ПТУ и техникумы области, что, по мнению ректората, "обеспечивает эффективность подготовки специалистов на основе новейших образовательных технологий". ОрелГТУ, кроме шуток, присматривается к детским садам и начальной школе. А что? Талантами не рождаются, ими становятся. И чем раньше, тем лучше для страны.

Комментарии
Прямой эфир