Вводить ли налог на сироту?
Перед самым началом учебного года Федеральная служба по налогам и сборам заинтересовалась деньгами, которые выплачивает государство приемным родителям. В ответе на запрос ФНС замминистра финансов Сергей Шаталов написал, что договор о передаче ребенка на воспитание в семью относится к договорам возмездного оказания услуг. А значит, деньги, которые органы опеки выплачивают приемной семье, подлежат обложению единым социальным налогом. Придется ли теперь 12 тысячам российских приемных семей идти в налоговую? Уменьшится ли их бюджет после налоговых вычетов и сколько на этом заработает государство? "Известия" попытались ответить на эти вопросы.
Договор передачи ребенка
"Поскольку предметом договора о передаче ребенка на воспитание в семью, предусматривающего оплату труда приемных родителей, являются действия - фактические и юридические, связанные с воспитанием, содержанием и образованием ребенка, то такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг", - писал Шаталов. Иными словами, воспитание приемного ребенка - коммерческое предприятие.
Такое толкование обидело приемные семьи, которых, кстати сказать, в Москве всего шесть, а на всю страну - меньше 12 тысяч. В конце 2006 года в приемных семьях росла 21 тысяча маленьких россиян, еще 7577 детей передали в приемные семьи за 6 месяцев 2007 года. Это не так много для федерального бюджета. Но совсем немало для сирот: ведь российское усыновление не достигает и 7 тысяч детей в год.
Самая известная в Москве многодетная мать - Ирина Полежаева вырастила 23 детей, и лишь шестерых родила сама. Сегодня в ее семье девять детей до 18 лет, и они оформляют в семью десятого.
- Смешно брать с нас налоги. Какой доход мы принесем государству? - удивляется Ирина Полежаева. - Но вот государство давно перестало считать меня многодетной матерью, и даже эти смешные льготы я не могу получить. Потому что из моих кровных детей четверо студенты и только двоим еще нет 18. Одной рукой государство берет с нас налог, а другой лишает льгот - боится упустить копейки. И если рассматривать государство как человека, его можно упрекнуть в некорректности и бездушии.
Без статуса
Ирина понимает, что проблемы пошли с 1994 года, когда возникло понятие приемной семьи, но законодатели так и не определили статус приемных родителей.
- Действительно, нас очень сложно куда-либо отнести. Это не трудовой договор - даже при ненормированном рабочем дне возможно только 120 часов переработки, а мы вообще никакого отдыха не имеем. Так что получатся сплошные нарушения. Нам давно предлагали оформлять договор возмездного оказания услуг. Нам платят вознаграждение в размере 3,5 минимальных размера оплаты труда за одного ребенка. Если это зарплата - надо брать налог. Но если это - зарплата, у нас должны быть выходные, отпускные, больничные. Коммерческой деятельностью наше дело не назовешь - какую прибыль от детей мы имеем? Кстати, налог с меня берут уже с января. Хочется, конечно, сказать: это безобразие! Но такой ответ был бы слишком упрощенным.
Другое следствие невнятного статуса приемных родителей в том, что за воспитание детей они не получают трудовой стаж. Вот и приходится приемным мамам, чтобы стаж все-таки шел, устраиваться техничками.
- Чтобы уйти от противоречий, надо внести в статью 49 Трудового кодекса дополнение о том, что воспитание ребенка в приемной семье является видом госслужбы, - говорит руководитель РОО "Право ребенка" Борис Альтшулер. - Труд надомного воспитателя должен быть таким же равноправным видом деятельности, как и труд воспитателя детского сада, учителя и врача.
Мама как надомник
19-й детский дом известен в Москве и по всей России. Специалисты детского дома раздали 130 сирот в патронатные семьи, и только шестеро остались в детском доме. Дети по-прежнему считаются воспитанниками детского дома, а их патронатные родители - нанятыми детским домом воспитателями. Но при этом ребенок растет в семье и получает несравнимо больше внимания. С патронатными родителями заключают договор возмездного оказания услуг, платят все налоги. Директор детдома Мария Терновская не видит ничего плохого в том, что налог будут платить и приемные семьи.
- Нет ничего странного в том, что люди сидят дома и выполняют для государства социально значимое дело. Но это не совсем услуги, - говорит она. - Это похоже на труд надомника. В любом случае работодатель, заключив договор социального найма, обязан оплачивать ЕСН. И сумма должна взыскиваться с органов опеки, а не с родителей. С патронатными родителями мы заключаем трудовой договор: они заменяют собой детдом, помогают государству воспитывать детей. И патронатные семьи еще могут с нас спросить, потребовать, чтобы мы устроили ребенка в школу, нашли врачей, оформили документы, уладили отношения с кровными родителями. А приемные семьи все в конфликте с органами опеки, потому что изначально он был заложен юридически. И государство с них только требует.
А Минобразование против
Против того, чтобы считать работу приемных родителей коммерческой деятельностью, настроено Министерство образования и науки. Однако там не видят ничего оскорбительного в договоре возмездного оказания услуг. Как и в том, что приемных родителей обяжут платить ЕСН.
- Слово "налог" у всех вызывает недобрые чувства, кроме специалистов по этому вопросу, - говорит начальник отдела социально-правовой работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, Минобразования Владимир Кабанов. - Однако единый социальный налог - это обязательный взнос, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды. Из них людям платят пенсии и больничные, на эти деньги их лечат. Но платит ЕСН организация, заключившая договор о передаче ребенка в приемную семью, а не приемные родители.
Получается, что государство будет перекладывать деньги из кармана в карман. Экономии - ноль, бумажной волокиты - море. Но даже налог, которым обложат приемные семьи, не поможет прояснить их статус.
- Это ключевой вопрос, - соглашается Владимир Кабанов. - Договор о приемной семье и статус родителей давно пора пересмотреть. На сегодня это не прописано в законодательстве, и нам это очень сложно сделать. Есть депутаты, они должны печь законы, а мы их должны исполнять. У нас тоже есть возможность проявлять законодательные инициативы, но на это нужно много времени, серьезные юристы. Возникает очень много вопросов. Нужно ли приемной семье платить надбавку за работу в ночное время? Работают ли они, когда идут с детьми в театр и сами этот спектакль смотрят? Можно приравнять их труд к труду надомников, а это тоже целая история. Поэтому хотелось бы от депутатов услышать предложения. Но мы их не слышим.
Депутат Госдумы Павел Крашенинников: Приемным родителям надо премии давать
Елена Шишкунова
В Госдуме сейчас готовится закон об опеке и попечительстве, который должен подробно описать все юридические и экономические тонкости приема детей в семью. Обозреватель "Известий" Елена Шишкунова побеседовала с одним из авторов законопроекта, председателем комитета по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству Павлом Крашенинниковым.
вопрос: Павел Владимирович, инициатива Министерства финансов, на ваш взгляд, обоснована с экономической точки зрения?
ответ: Облагать налогом приемные семьи - абсолютный бред. С точки зрения экономики это сущие копейки - администрирование налогов обойдется дороже. А с этических позиций письмо Минфина - полное безобразие. За счет приемных семей мы точно не улучшим бюджетные показатели. Мы не должны устанавливать барьеры в подобных вещах. Наоборот, я считаю, надо премии какие-нибудь таким людям давать.
в: Есть еще одна форма опеки - патронат. Получается, что и патронатные воспитатели, если следовать логике Минфина, тоже должны налоги платить...
о: В Министерстве финансов практически не разделяют понятия приемной семьи и патроната. Проблема в том, что в нашем законодательстве есть упоминание о патронате как форме устройства детей в семью, но никаких подробностей не прописано. Существуют нормативные акты, но только на уровне отдельных субъектов федерации. Патронатные воспитатели получают зарплату, следовательно, считают в Минфине, должны платить подоходный налог. А приемные семьи - это надомный труд, индивидуальное предпринимательство, которое должно облагаться единым социальным налогом.
в: Когда этот "бред", как вы сказали, закончится?
о: Мы планируем, во-первых, внести в Семейный кодекс специальные нормы, которые бы раз и навсегда решили вопрос с налогами для таких семей. Во-вторых, мы хотим прописать все подробно, в том числе и все детали относительно патронатных семей, в законе об опеке и попечительстве. Закон уже внесен на рассмотрение Госдумы, сейчас мы его активно обсуждаем, надеюсь, в осеннюю сессию примем. Следующий год у нас объявлен Годом семьи, так что к его наступлению у нас будет обновленное семейное законодательство.
в: А пока приемные и патронатные семьи будут налоги платить?
о: Отменить письмо Минфина Госдума не может. Если они такие умные, то пусть. А когда вступит в силу закон об опеке и попечительстве, все инициативы министерства на этот счет автоматически будут признаны утратившими силу.