Очевидец трагедии Галина Комарова: "Самолет кружил над полем, а потом камнем рухнул вниз"
- Статьи
- Общество
- Очевидец трагедии Галина Комарова: "Самолет кружил над полем, а потом камнем рухнул вниз"

На месте катастрофы самолета Ту-154 под Донецком обнаружены два "черных ящика". Они будут переданы для расшифровки правительственной комиссии. Следственно-оперативная группа во главе с заместителем генерального прокурора России Иваном Сыдоруком приступила к работе на месте крушения самолета Ту-154 под Донецком. Ранее Генпрокуратура Украины дала согласие на участие российских коллег в расследовании обстоятельств авиакатастрофы. Ведутся работы по поиску тел погибших, в которых задействованы и 136 спасателей МЧС России, прибывшие на Украину из Москвы и Ростова-на-Дону. По сведениям МЧС Донецкой области, в настоящее время "визуально обнаружено" от 10 до 30 фрагментов тел погибших. За минувшую ночь в донецкий оперативный штаб обратились 15 родственников пассажиров Ту-154, 13 из которых сделали это по телефону, а двое - приехали из Анапы. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
Напомним, что страшная авиакатастрофа произошла во вторник в Донецкой области Украины. В 16.25 в районе села Сухая Балка Донецкой области рухнул самолет Ту-154 виакомпании "Пулковские авиалинии". На борту лайнера в момент катастрофы находились 169 человек - 159 пассажиров и 10 членов экипажа. Все они погибли. 45 погибших - дети.
Самолет Ту-154 следовал рейсом № 612 из Анапы в Санкт-Петербург. Он вылетел с курорта в 15.05. Самолет был практически полон - в салоне гомонили дети, взрослые вспоминали только что закончившийся отдых.
- Никаких проблем с этим рейсом не было, - сообщил "Известиям" источник в аэропорту города-курорта на условии анонимности. - Обычный рейс, каких у нас за день десятки. Обычные пассажиры. Все та же галдящая публика. Малышня и их родители. Люди отдохнули и летели домой.
Но спокойный полет прервался через 1 час 20 минут. После вхождения в воздушное пространство Украины самолет столкнулся с грозовым фронтом. Командир экипажа подал сигналы SOS.
- Самолет запросил экстренной посадки в аэропорту Донецка в 15.25 по нашему времени, - рассказал "Известиям" дежурный министерства по чрезвычайным ситуациям Донецкой области Александр Киселев, - но после этого практически сразу исчез с радаров.
Сигнал о трагедии поступил в дежурную часть милиции близлежащего города Дзержинска в 15.37 по местному времени.
- Нам позвонил неизвестный, - рассказал "Известиям" помощник дежурного по ГОВД Дзержинска Александр Коваль. - Говорил с надрывом в голосе. Он сообщил, что в районе поселка Сухая Балка рухнул самолет. Мы сначала не поверили, но потом решили все-таки выслать наряд.
Падение лайнера видели десятки жителей поселка.
- Была страшная гроза, сильный дождь, а самолет как раненая птица кружил над поселком, - рассказала "Известиям" очевидица трагедии, уборщица поселкового сельсовета Галина Комарова. - Он кружил, кружил, а затем вдруг резко плашмя пошел вниз. Прямо камнем. Потом - взрыв и огонь. Пацаны сразу туда побежали, взрослые бросились по машинам и тоже туда. А вернулись - лица на них нет. Говорят: "Там такое творится! Вряд ли кто уцелел!" Милиция приехала почти сразу же. Все оцепили, машин "Скорой помощи" примчалось столько, сколько я в жизни не видела. И как-то сразу прошла гроза, дождь закончился...
Местом падения стало колхозное поле в трех километрах от Сухой Балки. Самолет перелетел колхозные ставки - искусственные пруды и рухнул плашмя на землю. Черный дым, поднявшийся в момент падения, был виден за несколько километров, несмотря на проливной дождь.
Начало спасательной операции осложнялось неблагоприятными погодными условиями: грунтовая дорога, ведущая к месту катастрофы, была изрядно размыта дождем. Спасательные работы на выжженном поле смерти продолжались всю ночь.
Спасатели увидели изрытое оврагами поле, на котором дымились и горели обломки самолета. Пожарные принялись заливать огонь пеной. Поиски погибших и разбор обломков самолета продолжались допоздна. На месте развернули десятки мощнейших прожекторов. Надежды найти кого-то живым не было - сразу удалось извлечь 30 изуродованных тел.
В "Пулково" по глазам вычисляли родственников погибших пассажиров
В аэропорту "Пулково" начали собираться родственники пассажиров. Их собирали в кинозале аэропорта. Нигде никаких объявлений - но служащие "Пулково" по глазам вычисляли встречавших рейс № 612 и провожали их на третий этаж. Там на стене уже был вывешенный список зарегистрированных на рейс. На четырех листах. В зале витал стойкий запах валерьянки. Людей в белых халатах едва ли не больше, чем родственников. То, что происходило в этот вечер в питерском аэропорту, можно смело назвать зрелищем не для слабонервных.
Вот женщина раскачивается на стуле, громко выкрикивая: "Нет, нет, нет!" Она потеряла всех: дочку и двух внуков. Ее пытаются успокоить, дать лекарство. Но она лишь громче кричит: "Лучше бы я, лучше бы я там была!" Рядом мужчина растерянно держит в руках огромный букет желтых хризантем и игрушечный танк. Для жены и сына. "Они не собирались возвращаться так рано. Но у сына началась ангина. Жена сказала, что билетов на этот рейс не было", - говорит он. В списке пассажиров рейса № 612 он нашел родные фамилии и имена.
- Ее там нет, нет, - другой мужчина в очках ищет дочь и не находит. Подходят сотрудники "Пулково", милиционеры, еще и еще раз проверяют списки: "Добровольская. Нет такой".
Рядом с ним стоят двое молодых парней. Лица хоть и тревожные, но без той печати обреченности, что у остальных. Они встречают девушку одного из них. Корреспонденту "Известий" они рассказывают удивительную историю спасения.
- Моя девушка должна была лететь этим самолетом, но накануне мать велела ей: "Не лети этим рейсом, полетишь другим", - говорит один из них. Представляться отказывается - ждет следующего рейса, на котором летит девушка. Весь на нервах. Говорит с трудом. - Она послушалась. А теперь мы узнали, что самолет упал...
Хоть убейте меня, не представляю, что там могло произойти
В 8 вечера к родственникам выходит представитель компании "Пулково" Анатолий Самошин.
- Самолет летел на высоте 11 тысяч. В районе Донецка внезапно резко снизился до 3 тысяч. Экипаж три раза передал сигнал SOS. Потом замолчал. И они пропали с экранов радара.
Люди обступили его плотным кольцом. В глазах - надежда:
- Живые есть?
Но человек в форме лишь пожал плечами: "Я сам 24 года летал на таких самолетах. Хоть убейте меня, не представляю, что там могло произойти!"
Причины падения самолета назывались самые разные. Украинские военные поспешили заявить, что самолет никто не сбивал, хотя об этом даже подумать никто не успел. Следующая версия - пожар на борту. Однако российские официальные лица ее отвергли сразу. Во-первых, пилот успел бы сообщить об этом на землю. Но он только передавал сигнал SOS и просил разрешения сесть.
Уже к вечеру дня появилось официальное заявление руководителя Федеральной аэронавигационной службы РФ Александра Нерадько. По его словам, причиной катастрофы стали неблагоприятные погодные условия. В российском МЧС конкретизировали: в самолет попала молния.
Непонятно, что заставило командира экипажа снизиться с 11 тысяч метров и кружить над землей. Версию теракта специалисты отметают - до столкновения с землей разрушений на самолете не наблюдалось. Возможно, в лайнер действительно попала молния и произошла разгерметизация.
По словам президента профсоюза летного состава России Мирослава Бойчука, гроза действительно могла настигнуть самолет и на высоте 10-11 тысяч метров.
- В летнее время грозовые облака могут достигать высоты 12-14 километров, - отметил Бойчук. - Ясно только одно: если был сигнал SOS, значит, была прямая угроза безопасности самолета.
Очевидцы утверждают, что самолет не просто кружил, а пытался сесть, как говорится, "на брюхо". Возможно, этому маневру помешал пересеченный характер местности, а ровной площадки он найти не успел. Как заявили в авиакомпании "Пулково", командир корабля Игорь Корогодин был опытнейшим пилотом.
До трагедии авиакомпания "Пулково" являлась одним из самых безопасных воздушных перевозчиков страны. За несколько десятилетий существования компании в ее истории случилось только одно чрезвычайное происшествие, датированное 2002 годом. Но тогда в произошедшей аварии пострадали только члены экипажа самолета.