Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Япония ввела санкции против 11 физических и 29 юридических лиц из России
Политика
Сенатор предложил убрать ограничения на стаж ухода родителя за детьми
Мир
Стало известно о планах Boeing пожертвовать $1 млн в фонд инаугурации Трампа
Общество
Житель Енакиево в ДНР был задержан по подозрению в госизмене
Экономика
Около половины опрошенных россиян превысили бюджет на празднование Нового года
Мир
Матч НБА в Лос-Анджелесе с участием «Лейкерс» перенесли из-за пожаров
Наука и техника
Материалы для термоядерных реакторов будут печатать на 3D-принтере
Экономика
В Госдуме предложили временно запретить вылов рыбы в Черном и Азовском морях
Общество
Метеоролог спрогнозировала оттепель на Крещение в средней полосе России
Интернет и технологии
Эксперты предположили кратный рост преступности в 2025 году из-за развития ИИ
Происшествия
В Ростовской области сообщили о ликвидации 16 украинских беспилотников
Мир
Президент Литвы высказал притязания на Калининградскую область
Общество
Хакеры атаковали онлайн-ритейлеров для получения каталогов товаров
Экономика
Уровень безработицы в Центральной России упал до минимальных 1,6%
Экономика
Финансист спрогнозировала снижение ключевой ставки в феврале
Общество
Качество жизни в опорных населенных пунктах России улучшат на 60%
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали дождь и гололедицу в столице 10 января
Общество
В РФ планируют снизить срок временной нетрудоспособности на 15%

Сопрано Дебора Войт: "В России я почувствовала себя рок-звездой"

- Я старомодная девушка. Мне нравится все красивое. Но меня особо и не просили ни о каких безумных постановках. Когда я была моложе и мне могли делать такие предложения, я была слишком тяжела для подобного рода экспериментов. А теперь вроде никто уже и не хочет делать авангардный проект с Деборой Войт. Мне нравится быть драматичной или бросать вызов... Вот, скажем, Боб Уилсон
0
Сопрано Дебора Войт: "В России я почувствовала себя рок-звездой"
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Во вторник вечером спустя 15 лет после своей сенсационной победы на Конкурсе им. П.И. Чайковского в Большом зале консерватории споет Дебора Войт. Ныне эта певица - едва ли не лучшее лирико-драматическое сопрано мира и абсолютная примадонна Metropolitan Opera. Но в последнем сезоне весь мир обсуждал не только вокальные достижения дивы, но и ее борьбу с излишним весом. О своей первой поездке в Москву в 1990-м, сброшенных килограммах, поп-музыке и новых оперных партиях Дебора Войт рассказала обозревателю "Известий" Илье Кухаренко.

известия: Помните ли вы свою первую поездку в Москву?

Дебора Войт: Как я могу забыть! Это самый невероятный и очень важный опыт во всей моей карьере. Как ни странно, я почти было отказалась от этой поездки из-за других конкурсов и прослушиваний. Думала: этот перелет до Москвы, никаких шансов на победу. Они никогда меня не выберут, я не русская, мне не светит. Но когда я все-таки решилась, начались самые большие неприятности.

известия: Неприятности?

Войт: Прежде всего я решила, что раз это такой длинный перелет, то я позволю себе путешествовать с комфортом. Надела хлопчатобумажную футболку, такие же штаны, никакого макияжа. О'кей, решила я, буду спать. Но прилетев в Москву, чемоданов я своих не обнаружила. И конечно вы помните, как трудно было купить что-то в Москве в те годы. То есть я осталась буквально ни с чем - ни платьев, ни косметики, ни даже еды "сухим пайком", которую я с собой захватила.

Но это еще не все - когда я подавала заявку, я написала, что мне нужна отдельная комната, так как я еду с мужем (тогда еще я была замужем) и готова оплатить разницу. Но, конечно, меня поселили с другой конкурсанткой, забыв про просьбу. А когда я попросила отдельную комнату, администраторы отеля (я уже не помню, как он назывался) сказали, что в этом случае я должна оплатить разницу в долларах. А по тогдашнему курсу это была какая-то астрономическая сумма.

"Мой номер на конкурсе Чайковского оказался тринадцатым"

известия: Как вы решили эту проблему?

Войт: В конце концов они сказали: "Хорошо! Если вы принесете нам бумагу за подписью председателя жюри конкурса им. П.И. Чайковского, который разрешит вам оплатить в рублях, мы согласимся". И я должна была рано утром найти председателя жюри и добыть у него эту бумагу. Это, кстати, был день жеребьевки, и я пришла во всем том, в чем летела в самолете (багажа-то не было). И - о ужас! - это все снимали для телевидения. В этот момент я подумала: что я здесь делаю, среди всех этих девушек, особенно из стран Дальнего Востока - миниатюрных, идеально накрашенных и причесанных? И тут раздался голос: "Дебора Войт". Я взяла свой номер, и он оказался тринадцатым. Это был кошмар - в Америке это самый несчастный номер.

известия: В России тоже...

Войт: Как? А мне тогда все говорили, что это к удаче...

известия: Ну, есть две версии...

Войт: Понятно, значит, просто утешали. Видимо, я была уже на грани срыва. Но я таки нашла этого председателя, который, я должна вам сказать, совсем не горел желанием мне помочь. Вероятно, он думал: "Кто эта американка, которая выглядит как черт знает кто?" (а я еще не открыла рта и не спела ни одной ноты). И тогда я буквально вцепилась в его руку, развернула его к себе и твердый голосом сказала: "Слушайте! Вы пригласили меня на свой конкурс, я заплатила все взносы, я прилетела из США, вы должны помочь мне, и тут я разревелась. Только тогда он, наконец, написал все что требовалось.

известия: Но потом, вероятно, все наладилось?

Войт: Это правда. Когда конкурс начался, я впервые почувствовала невероятный энтузиазм публики - я больше такого никогда не видела. Это было немножко похоже на то, как у нас относятся к рок-звездам. Они так жаждали твоего внимания, автографа, общения. Как вы знаете, обязательно нужно было исполнить народную песню - я выбрала песню "Beautiful dreamer". И когда уже готовилась к последнему дню, вдруг услышала по телевизору, как я пою эту самую песню: они сделали небольшой видеоклип с детьми, играющими в парке, с парой в свадебных нарядах. Я, конечно, тут же расплакалась... Но даже когда я выиграла, не была до конца уверена. У вас призеров объявляют ровно наоборот, начинают с первых, а заканчивают последними, а в Америке первыми заканчивают. И когда назвали мое имя в числе первых, я даже не поняла, что произошло (мне даже кажется, что это не переводилось на английский).

известия: Конкурс принес вам известность на родине?

Войт: Вы себе не представляете, сколь много это значило для славы в моей родной стране, я тут же стала героиней ТВ-шоу "Доброе утро, Америка", была масса интервью для самых известных медиа. Конечно, этот конкурс у нас ассоциируется с Ваном Клиберном. Я даже не знала, что существует и вокальный конкурс, до тех пор, пока Долора Зайчик не выиграла премию.

"Достаточный ли это мотив - быть лучшей среди ныне поющих?"

известия: Я слушал вашу замечательную Изольду в Вене, однако еще несколько лет назад вы заявляли в своих интервью, что боитесь петь "big I" (большое "И") и собираетесь повременить с "Тристаном". Как изменились ваши ощущения после того, как партия спета и записана?

Войт: Ох, я все еще боюсь. Я считаю, что с этим очень большим "И" нужно быть осторожной. Я спела эту партию значительно раньше, чем намеревалась, только потому, что уж очень соблазнителен был сам проект. Венская опера, новая постановка, потрясающий Кристиан Тиелеман в качестве дирижера, с которым я сотрудничала много лет, Томас Мозер - мой большой друг в качестве Тристана и, наконец, Гюнтер Кремер, с которым очень легко работалось. И я решила - сделаю это, но не приму ни одного предложения спеть эту партию еще раз, до тех пор, пока не закончу петь ее в Вене. На случай, если выйдет не очень или если после Изольды я не смогу петь Императрицу в "Женщине без тени" Рихарда Штрауса и так далее. К счастью, все прошло успешно, но теперь я не буду петь Изольду до 2008 года. И это хорошо. Мне бы хотелось оставаться подольше в итальянском репертуаре и пока повременить с Вагнером. Я только что отменила свою первую Брунгильду в "Кольце Нибелунгов".

известия: Почему?

Войт: Я только начала наслаждаться своим более худым телом, наслаждаться возможностью больше двигаться по сцене. И мне хотелось бы спеть больше веристских партий. Проблема с Брунгильдой одна: что ты будешь петь потом, после Брунгильды? Ну, может, Электру. И все. И к тому же в мире всего пять-шесть певиц, которые могут справиться с этой махиной. И если я один раз соглашусь спеть Брунгильду, меня будут просить только об этом. Они найдут другую Ариадну, они найдут другую Тоску. Пусть не меня (смеется), но они наверняка найдут. Но если они будут нуждаться в моей Брунгильде, они будут предлагать петь только ее. А я еще не готова пойти на такой шаг.

известия: Хорошо, а что тогда насчет Нормы?

Войт: Хм, я не очень-то уверена насчет Нормы.

известия: А Норма-то чем провинилась?

Войт: Интересно, что вы спросили, поскольку это только что было предметом моего обсуждения с моим менеджментом. Я даже не могу сказать, почему я сопротивляюсь. Но я точно ее должна выучить, даже не для того, чтобы потом непременно спеть, но чтобы почувствовать, как это отзовется внутри меня. Но у меня так мало свободного времени и так много ролей, которые я должна выучить, поскольку мне уже их предложили, что учить партию просто так, для себя, нет никакой возможности. А вам, значит, нужна Норма, да? (Смеется.)

известия: Знаете, мне очень нравится, как эту оперу пели и до Каллас - Джина Чинья, Мария Канилья, Зинка Миланов. Каллас сделала эту партию примадонским фетишем. Теперь это территория бельканто...

Войт: А вам хочется больше страсти?

известия: Скорее, простоты и безыскусности...

Войт: Ха-ха. Пожалуй. И я уверена, что для меня это будет потрясающим опытом - просто выучить эту партию. Это будет и большим вызовом. Поэтому мне все больше кажется, что я должна это спеть, - и лучше раньше, чем позже. Я недавно говорила с одним известным дирижером, который сказал, что я спою это лучше, чем все те, с кем ему доводилось работать. Но достаточный ли это мотив - быть лучшей среди ныне поющих? Не уверена... И все еще сомневаюсь, что Дебора Войт - это действительно Норма.

известия: Даже в вашей Изольде я слышу Норму. Обычно такая резкая и крикливая, у вас Изольда получилась очень лиричной и женственной...

Войт: Но она и должна такой быть. Мы просто привыкли, что это должен быть стенобитный голос. Это пошло от Биргит Нильсон, у которой это было естественным качеством голоса, но ведь это не обязательно иметь всем.

"Я вряд ли соглашусь носиться голой по сцене"

известия: Что заставило вас так сильно изменить свою внешность - не только вес, но все - прическу, макияж? Я никогда раньше не замечал, какие у вас огромные голубые глаза, почему вы их прятали?

Войт: Ох, я много-много раз пыталась сбросить вес. Однажды я сбросила 35 кг, но потом набрала их снова. Одно время мне казалось, что я просто умираю. Я могу только работать и больше ничего. И к тому же я чувствовала фрустрацию, поскольку во время пения внутри меня бушевали страсти, а из-за своего веса я не могла позволить им вырваться наружу. И это создавало определенную дистанцию между мной и публикой. А глаза мои стали ярче просто потому, что вокруг них стало меньше лица. Их просто стало видно, когда я стала худее.

Вы, наверное, знаете, что я решилась на эту операцию на желудке. Эта процедура стала очень популярной во всем мире, но особенно в США, поскольку у нас это по-настоящему серьезная социальная проблема. Я уверена, что в России этот метод уже тоже в ходу. Этот способ совершенствовался и стал более безопасным, и я решила, что смертельно устала от моей проблемы. Потому я рискну. И, слава богу, риск оправдался. Я чувствую себя прекрасно, ем все что захочу, но понемножку, конечно. Недавно я летела из одного европейского города в другой на маленьком самолете, где не было первого класса. Раньше, когда я была очень большой девушкой, я бы ужасно нервничала по этому поводу. Но теперь я села с большим комфортом в это обычное кресло, скрестила ноги, застегнула ремень. Вы и представить себе не можете, какие чувства я испытала. Это все равно что петь Изольду в первый раз.

Люди с нормальным весом, вероятно, сочтут это все глупостями, но всю свою жизнь я должна была думать о таких неприятных мелочах - помещусь ли я на сиденье, застегнется ли ремень. Это настоящее освобождение. А с какой радостью теперь бегаю вверх-вниз по всей площадке огромной Арены ди Верона в "Джоконде" Понкьелли, а в конце я со всего размаху вонзаю в себя кинжал и от души падаю на спину. Это приносит мне столько потрясающих эмоций...

известия: Значит ли это преображение, что теперь вы будете участвовать в авангардных постановках, без париков и кринолинов?

Войт: Хм... Я старомодная девушка. Мне нравится все красивое. Но меня особо и не просили ни о каких безумных постановках. Когда я была моложе и мне могли делать такие предложения, я была слишком тяжела для подобного рода экспериментов. А теперь вроде никто уже и не хочет делать авангардный проект с Деборой Войт.

известия: Это хорошо или плохо?

Войт: Э-э-э-э-э, не уверена. Я готова рассмотреть каждый вариант в отдельности.

известия: Но вам нравится быть более драматичной на сцене?

Войт: Мне нравится быть драматичной или бросать вызов... Вот, скажем, Боб Уилсон...

известия: (Пытаюсь изобразить характерный "египетский" разворот рук и головы.)

Войт: О нет! Вы сделали это слишком быстро. (Смеется.) Работа с Уилсоном в "Лоэнгрине" была, пожалуй, самым необычным моим проектом. Он лишает певца всех его обычных способов жестикуляции, обычных эмоциональных порывов. Я, например, часто помогаю себе телом. И вдруг все это оказалось нельзя. Как ни странно, это подарило мне возможность больше выражать голосом, больше обращать внимание на текст. И это было очень трудно физически - стоять не двигаясь несколько минут и только петь.

Конечно, я вряд ли соглашусь носиться голой по сцене в постановке "Елены египетской" Рихарда Штрауса, хотя вы можете со мной это обсудить... (смеется). Но Уилсон предлагал нечто совершенно противоположное, и это многое мне дало.

известия: С моей точки зрения только американские певцы обладают счастливым умением петь популярную музыку, не превращая ее в китч. Не хотите ли вы спеть песни Гершвина, Портера, или Ирвина Берлина?

Войт: Уже пою. В Линкольн-центре появилась целая территория, которую назвали jazz-area. И в январе я собираюсь сделать этакий кабаретный вечер, с роялем, ударными, саксофоном и даже с микрофоном. Сквозной темой будет "Путешествие", но не роскошное, а скорее неуютное, одинокое, не дающее тебе создать семью.

Однажды, когда я позволила себе сказать, что все эти песни существуют для меня во вторую очередь, один очень мудрый человек мне возразил: "Это опера - это твоя вторая натура, ты ведь американка, ты росла с этой музыкой, жила с этой музыкой - и это твоя первая натура, это то, что ты просто должна исполнять, и довести это исполнение до совершенства".

Я была поражена, когда недавно в Валенсии спела на бис, после Штрауса и Чайковского, одну из таких почти джазовых песен "I can't help love that man of mine" - и слушатели просто сошли с ума от восторга, а может, просто от неожиданности: "Это ведь оперная дива, она должна петь Верди, Вагнера, Штрауса, а тут джаз".

известия: Но ведь пела же великая американская Изольда и Джоконда - Эйлин Фаррел песни Гершвина так, что любой джазовой певице могла дать фору...

Войт: Именно. Я была очень дружна с Эйлин. И однажды, когда пожелала дать небольшой рождественский концерт в маленькой церкви, со свободным входом для всех желающих, я решила спеть именно популярные американские песни, и перед концертом позвонила Эйлин и сказала: "Я очень волнуюсь, это ведь музыка, которую я никогда не пела, и у меня нет нужного стиля". И Эйлин ответила в своей обычной манере: "Honey (Милочка)! Просто пой песню, пой слова. Не пытайся свинговать или изображать Эллу Фицджеральд. Просто пой это своим собственным голосом". И это был лучший совет.

известия: То есть нам ждать вашего Гершвина в Москве?

Войт: (Смеется). Да, я рассчитываю спеть пару песен на бис.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир