La Scala лишился главного
Более 700 работников театра (как творческих, так и технических) в практически анонимном голосовании выразили недоверие маэстро Мути, который, несмотря на официальную поддержку совета директоров, заявил, что не может работать в такой откровенно враждебной атмосфере.
Традиционным для La Scala протагонистом конфликта стали профсоюзы, сыгравшие ведущую роль и в отставке знаменитого тандема Паоло Грасси и Клаудио Аббадо, и в уходе Герберта фон Караяна с поста главного дирижера этого театра. И вот еще один крупнейший дирижер пал жертвой их выступлений.
Напряженность в отношениях театра и маэстро возникла на фоне изнурительной реконструкции La Scala, которая длилась три года и вызвала множество искусствоведческих и финансовых нареканий.
В конце февраля ушел с поста суперинтенданта Карло Фонтана, занимавший этот пост с 1990 года. Как утверждают итальянские СМИ, Мути был активным сторонником этой отставки, поскольку Фонтана старался лоббировать наличие в репертуаре более популярных названий, тогда как Мути тяготел к раритетам, приятным для имиджа, но вредным для кассы. В результате пост суперинтенданта занял артистический директор La Scala Мауро Мели, до того служивший в той должности суперинтенданта в оперном театре Кальяри на Сардинии. Именно его кандидатура была предложена маэстро в качестве замены Фонтаны.
Но этот новый тандем оказался неугоден профсоюзам. Их явно беспокоил долг в 10 миллионов долларов - именно на эту сумму был превышен изначальный бюджет реконструкции. С любовью Риккардо Мути к полузабытым партитурам эта брешь может лишь увеличиться. В результате работники театра хотят вернуть Фонтану, а патроны театра, среди которых есть многие видные политики, заняли сторону Мути.
Не прибавили очков Мути в этой борьбе и его резкий темперамент, склонность к авторитарному правлению и непримиримое отношение ко всевозможным певческим вольностям - "лишним" высоким нотам, вставным каденциям - в общем, всему тому, что испокон веков было приманкой для итальянских опероманов.