Министр связи решил приватизировать "Транстелеком" железнодорожников
Компания "Транстелеком" официально организовывалась Министерством путей сообщения для обеспечения железных дорог системами управления. В реальности была создана основа для построения оператора междугородней и международной связи. На первый взгляд для потребителей это не так уж плохо. Сейчас монополией на дальнюю связь обладает компания "Ростелеком", тарифы которой на межгород, и особенно на связь с заграницей, в России неоправданно высоки и конкуренция здесь была бы выгодна потребителю. Высокий уровень цен объясняется тем, что за счет дальней связи госхолдингу "Связьинвест" (в него входит "Ростелеком") приходится субсидировать убыточную местную, и прежде всего сельскую, связь. В таких условиях "Транстелеком" мог просто убить "Ростелеком", обладающую устаревшими линиями связи. Стоит отметить, что такой опасный конкурент для госкомпании "Ростелеком" был построен на государственные деньги - стоимость суперсовременных линий оценивается примерно в $1 млрд. Поэтому конфликт между руководством МПС и Минсвязи был неизбежен.
В 2002 году ходили слухи, что "Транстелеком" просто присоединят к "Ростелекому". Этого не произошло, и "Транстелеком" занял на рынке место оператора для операторов - мощная оптоволоконная сеть используется для пропуска "чужого" трафика. Правда, работать с конечным пользователем "Транстелекому" трудно: у компании нет так называемой последней мили. Сейчас, после реформирования МПС, компанией владеет ОАО "РЖД", которое принадлежит государству.
Как сообщает РИА "Новости", министр информационных технологий и связи Леонид Рейман заявил: "Я считаю неправильным, что "Транстелеком" является 100%-ным предприятием государства. Надо его продать. Это будет лучше и для предприятия, и для рынка". Данное заявление нужно рассматривать в контексте того, что "Транстелеком" начал превращаться из ведомственного оператора в полноценного игрока рынка. Недавно было заявлено, что компания может рассчитывать на получение лицензии на дальнюю связь. Нынешнее заявление Реймана можно оценить, как предложение "Транстелекому" стать еще более "рыночной" компанией - основные госкомпании связи давно акционированы. Либерализовать рынок дальней связи требуют и нормы ВТО, поэтому если "Транстелеком" получит все лицензии, ему придется жить по общим правилам.
Источник "Известий" в ОАО "РЖД" рассказал, что в принятой на прошлой неделе программе стратегического развития приватизация "Транстелекома" не значится. До 2007 года нужно реформировать отношения компании с дочерними структурами, в частности, возможно их акционирование. Источник заявил, что в "РЖД" нет "аллергии на приход инвестора со стороны", но контроль за "дочками" будет непременно сохранен. При этом источник заявил, что вопрос приватизации такой уникальной компании, как "Транстелеком", не может решаться на министерском уровне и должен быть рассмотрен правительством. По информации "Известий", этот вопрос пока решено отложить до 2007 года - вначале нужно определиться с продажей госпакета в "Связьинвесте", которая уже несколько лет откладывается.