Россия скатилась на 55-е место по проникновению интернета в массы
Аналитическое подразделение журнала The Economist каждый год составляет интернет-рейтинг стран, для чего вычисляет специальный параметр, названный e-readiness, который можно перевести как "электронная готовность". При начислении баллов (от 1 до 10) учитываются шесть параметров, имеющие разный "вес": ИТ-инфраструктура (25%), условия для интернет-бизнеса (20%), распространение ИТ среди частных лиц и в бизнесе (20%), социальная и культурная среда (15%), законодательство (15%), наличие электронных сервисов (5%). Лидером второй год подряд стала Дания, которая уже давно соревнуется с Великобританией и Швецией. Последним достижением Дании стал государственный интернет-портал, объединяющий 5 министерств и 24 ведомства и оказывающий информационные услуги населению. В результате США - страна, в которой интернет появился, - опустились с 3-го на 6-е место. Рейтинг такой высокотехнологической страны, как Япония, тоже снизился (25-е место). Россия с прошлогоднего 48-го места опустилась на 55-е, причем два года назад она занимала 45-е место. Всего в списке 64 страны - в других государствах интернета практически нет.
Резко улучшили свои показатели Южная Корея, которая за два года поднялась с 21-го на 14-е место, и Сингапур, увеличивший за год свой рейтинг, поднявшись с 12-го места на 7-е. Главная причина успехов этих стран заключается в том, что их правительства активно увеличивали свое общение с населением в интернете и это население все больше пользовалось высокоскоростными каналами доступа в сеть.
Внутреннее цифровое неравенство
Авторы рейтинга не сообщают, сколько "весили" у стран отдельные показатели. Поэтому трудно понять, какие конкретные недостатки повлияли на перемещение России на 55-е место. Однако сам факт, что Россия оказалась почти в самом низу списка, свидетельствует о том, что все наши параметры были оценены примерно на одном уровне. Если принять это предположение за рабочую гипотезу и посмотреть на описание параметров, то можно составить качественную картину российской электронной готовности.
Самым "тяжелым" параметром является оценка развитости ИТ-инфраструктуры (25% веса в общем рейтинге). Действительно, можно создать благоприятнейшую социальную и культурную среду для развития ИТ, но при отсутствии элементарного доступа в интернет все эти усилия будут бессмысленны. Неразвитость нашей ИТ-инфраструктуры подтверждается последним исследованием компании J'son & Partners.
Стремительности роста нашей интернет-аудитории может позавидовать любая развитая страна: по оценке J'son & Partners, количество посетителей сети в 2003 году выросло на 40%. Однако абсолютные цифры не так уж велики: на конец 2003 года российская интернет-аудитория насчитывала 11,6 млн человек в месяц и 5,9 млн в неделю. Иными словами, постоянно пользуются интернетом почти 10% населения страны (для этой оценки используют, как правило, месячную аудиторию). Известно, что 10% - это тот порог, после достижения которого можно говорить, что в стране созданы основы информационного общества. Видимо, еще и поэтому мы оказались в нижних строчках списка информационно развитых стран.
Интернет-аудитория крайне неравномерно распределена по территории страны - только в Москве и Санкт-Петербурге количество интернетчиков переваливает заветные 10%. Остальная территория страдает от цифрового неравенства - в среднем интернетом пользуются 2,0% населения. Почти догоняют столицы традиционно интернет-продвинутая Новосибирская область и близкий к Японии Приморский край. В последнее время хорошие результаты показывает Томская область. Уровень проникновения интернета в этих регионах достигает 7-8%.
Интернет хочет денег
Вряд ли стоит винить только неразвитость российской телекоммуникационной инфраструктуры в относительно низком проникновении интернета в массы. Современные технологии позволяют организовать быстрый доступ в сеть через обычную телефонную линию: например, в Москве уже почти все квартиры имеют такую возможность. Однако всего лишь 17% москвичей подключаются к сети регулярно, а 36% московских интернетчиков все равно пользуются модемами для выхода в сеть. В регионах доля модемных пользователей доходит до 75%. Такой способ создает очень медленный и ненадежный канал связи, но главное для наших пользователей - цена.
J'son & Partners совместно с VoxRu.Net провели опрос среди интернет-пользователей. Выяснилось, что 9% домашних пользователей не знают, как они подключены к интернету. С помощью модема в интернет выходят 68% опрошенных домашних пользователей. При этом 85% хотели бы пользоваться "быстрыми" каналами, однако они не хотят за них много платить: среднестатистический интернетчик готов отдать лишь $40 за подключение и $15 в месяц. Однако эти цены нереальны - скоростное подключение стоит минимум $200-250, а в месяц придется заплатить не меньше $30.
Огульно обвинять российских интернетчиков в жадности не стоит - это, как правило, небогатая молодежь. Косвенно модемный тип связи поддерживается отсутствием в стране повременной оплаты телефонных разговоров - небольшая абонентская плата распространяется как на пенсионера, так и на ночного любителя чатов и порнографии. При этом общая "медленность" российского интернета сдерживает его развитие: например, делать качественные рекламные ролики на сайтах бессмысленно, поскольку они будут слишком "тяжелыми" для модемных каналов связи. Без богатого рекламного рынка в сети Рунет не сможет гармонично развиваться и Россия не переместится в верхние строчки интернет-рейтинга.