Механизм вымогательства крупных сумм у граждан с помощью мобильных телефонов стал настолько проработанным, что его описание можно сравнить с блок-схемой компьютерной программы: "если потенциальная жертва отвечает так, то преступник делает так". Однако главной частью этой весьма высокотехнологической схемы является обычная человеческая доверчивость. Поэтому членами преступной группы, занимающейся подобными делами, являются не только специалисты по мобильной связи и интернету, но и знатоки человеческих душ и даже имитаторы голоса.
У Павла Т. был день рождения. Он ехал на машине домой, предвкушая. Вдруг раздался звонок мобильного телефона. Звонил сын. Он не мог спутать его голос, несмотря на то что сын был испуган. Вслушиваясь в родной голос и приходя в ужас от того, что ему говорили, Павел еще не знал, что столкнулся с новейшим видом телефонного мошенничества...
- Папа, я сбил человека. Насмерть. - Сын звонил с чужого мобильника. Номер МТСовский, определился. - Меня арестовали, я в районе "Шереметьево-2". Везут в отделение. Но они говорят, что можно договориться...
- Ты трезвый? Узнай, что они хотят. Я приеду. Я тебе перезвоню.
- Они у меня мобильник конфисковали.
С юга Москвы Павел рванул в "Шереметьево-2", но не нашел следов ДТП, тем более с человеческими жертвами. Тут снова раздался звонок. Снова звонили не с мобильника сына, а с чужого. Словно следили.
- Меня привезли куда-то на "Сокол". Тут какие-то дворы.
Далее сын сообщил, что условия закрытия дела таковы: отец покупает карточки экспресс-оплаты МТС на сумму $1000, стирает краску с 14-значных кодов и сообщает их "ментам". С собой у Павла таких денег не было, он рванул собирать по друзьям. Собрал, поменял на рубли, бросился к киоску. Там только карточки на мелкие суммы, на $1000 их в киоске не было. К тому же если с них начать стирать коды, то стирать можно дня два. Только тут впервые проскочила тень сомнения: "Какие, к черту, на "Соколе" дворы? Почему, если ДТП произошло в области, то везут в московское ГАИ? Наконец, почему такой сложный способ "договариваться?"
И он решил... позвонить сыну на его "конфискованный" мобильник. Сын был дома и говорил спокойным голосом. С ним ничего не случилось! Матерную тираду, которую Павел отпустил по определившемуся номеру "ментов" приводить не станем. На том конце внимательно выслушали и дали отбой. Больше тот номер не отвечал...
Электронные деньги
Подобные виды мошенничества на первый взгляд не отличаются от простого вымогательства. Схема эта не нова, однако ее совершенствование происходит крайне быстро. Еще несколько месяцев назад деньги требовали банально принести к метро и передать человеку с усами в черных очках. Однако после того, как несколько граждан пришли в назначенное место с милицией, схема мошенничества была усложнена. В ней появились карточки экспресс-оплаты сотовых операторов. Эти карточки выступают в виде универсального платежного средства. Для передачи денег нужен физический контакт, для перевода денег со счета на счет необходимо "засветить" свои паспортные данные, а для передачи преступнику "мобильных денег" нужно лишь сообщить номер карточки.
Блок-схема для взлома доверчивости
После того, как номера карточек попадают к преступникам, блок-схема преступления раздваивается. Карточки можно использовать либо по прямому назначению, то есть внести деньги на счет сотового абонента, либо перепродать. Если деньги заносятся на телефонный счет, блок-схема опять раздваивается. Можно просто пользоваться мобильной связью - так хотел поступить заключенный одной из колоний, которому тайно в камеру передали телефон и он таким образом пополнял свой счет. Его вычислили и увеличили срок. Можно попытаться обналичить эти деньги. В случае, если телефон использует "припэйдный" тарифный план, обналичить деньги, оставшиеся на счете при расторжении контракта, невозможно. Однако при "авансовом" тарифном плане при расторжении контракта можно получить оставшиеся деньги, но для этого нужно быть тем человеком, который заключал контракт с сотовым оператором, и иметь при себе паспорт. Поэтому в этом случае необходимо "прикрытие" в самой компании. Представить, что этим будут заниматься сотрудники самих сотовых операторов, сложно. Такую процедуру можно провести через дилера сотового оператора, с которым мошенники вступили в сговор. Представители сотовых операторов заявили, что не знают о таких случаях. Может быть, в ближайшее время такая информация появится, однако эта схема представляется наиболее затратной.
Наиболее оптимальной схемой мошенничества представляется перепродажа номеров карточек экспресс-оплаты в интернете , тем более что она уже отлажена на продаже доступа во Всемирную паутину. Правда и здесь возникает проблема передачи денег, но она решается весьма просто. Можно договариваться о личной встрече продавца и покупателя, и здесь вероятность привода милиции не так уж высока - и у продавца, и у покупателя "рыльце в пушку". Можно использовать платежные интернет-системы, где уровень идентификации пользователя не так уж высок. При обналичивании денег паспорт нужен, но открыть "интернет-счет" очень просто - достаточно купить специальную карточку в киоске. В компании "Яндекс" рассказали, что при необходимости могут вычислить IP-адрес преступного пользователя своей платежной системы, однако умелый жулик может легко избежать идентификации. При разовых злоупотреблениях злоумышленника вычислить совсем трудно, однако суммы более $1000 пересылаются редко и на них пока удается обратить особое внимание. Правда, при разделении платежа на части и пересылке их между различными платежными интернет-системами можно обналичить достаточно большие суммы .
Себестоимость преступной группы
Любое преступление с целью наживы чем-то похоже на бизнес - оно должно иметь положительную рентабельность, то есть приносить больше денег, чем вложено. Инвестиции в этот бизнес таковы: компакт-диски с базами данных сотовых операторов, МГТС, БТИ и других - до $50, домашний компьютер - $500, оплата доступа в интернет - $20 в месяц, оплата труда низкоквалифицированного компьютерщика - $100 в месяц. Поэтому при первоначальных вложениях $600 и ежемесячных расходах $200 предприятие начинает свой бизнес. Для достижения рентабельности нужно осуществить операцию всего один раз. Любой бизнес-план должен определять время, когда бизнес должен выйти на хорошие обороты - "раскрутиться". Обилие новостей о подобных схемах мошенничества свидетельствует - момент расширения этого бизнеса настал.
В этот бизнес-план не включены услуги имитатора голоса, однако при расширении предприятия найти такого человека нетрудно. Далее схема представляется такая: опытному имитатору нужно всего несколько минут, чтобы "снять" голос человека. Далее у человека крадут мобильник, определяют его номер, по базе сотового оператора узнают имя, по другим базам данных имена и телефоны родственников - и схема заработала. При этом быстро проверить, попал ли человек в милицию, невозможно - мобильный телефон у него украден. Можно, наоборот, следить, как в случае с Павлом Т., за "донором", а голос сына "снять" заранее.
Описание подобных схем может сформировать у читателя устойчивую подозрительность. Однако именно на беспечности граждан и основана работа самых артистичных и изобретательных преступников - опоэтизированных в кинофильмах и романах "воров на доверие".
Их ловят, а им не страшно
За присвоение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием совершивший незаконное действие наказывается штрафом в размере от 700 МРОТ до лишения свободы на срок до 3 лет. За организованное мошенничество наказание ужесточается. Оно существенно возрастает за причинение значительного ущерба, да еще если лицо уличено в мошенничестве повторно. Также сурово наказываются лица, злоупотребившие доверием граждан используя свое служебное положение. В этих случаях можно получить до 6 лет.
Александр АНДРЮХИН