В понедельник председатель правительства Михаил Фрадков должен был представить нового министра культуры Александра Соколова, но не приехал. Соколов представлял себя и своих заместителей сам.
Александр Соколов, его первый заместитель Леонид Надиров, руководители Агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, Агентства по печати - Михаил Сеславинский и Агентства по архивам - Владимир Козлов вошли в зал под негромкую классическую музыку, скромно расселись на стульчиках, расставленных в ряд на сцене. Зал хлопал, когда представляли Швыдкого и Сеславинского, и внимательно вглядывался в севшего между ними Леонида Надирова. Министр Соколов сказал, что сейчас будет не пресс-конференция, а открытая встреча. Видимо, поэтому на "представление" пригласили известных деятелей культуры - Олега Табакова, Александра Калягина, Геннадия Хазанова, Зураба Церетели, Карена Шахназарова и др.
Главным принципом работы нового министерства, по словам г-на Соколова, станет открытость, причем уже на стадии обсуждения идей. Структура, полномочия, количество заместителей в министерстве и агентствах пока не определены. "Всю минувшую неделю шла интенсивная работа над нашими предложениями. В правительство представлены документы, уточняющие различные аспекты работы нашего ведомства. Надеемся, что в ближайшие дни они будут утверждены", - сообщил министр. Пока же известно, что Александр Соколов будет курировать культуру и архивы. "Мне это ближе, ведь я музыковед", - объяснил он. Леониду Надирову достались печать, массовые коммуникации и межнациональные отношения. Видимо, не по профессиональной близости, а по остаточному принципу. В прошлом г-н Надиров - ректор Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге.
Одним из самых важных и до сих пор нерешенным в отношениях нового министерства и Агентства по печати остается вопрос лицензирования. "Это открытый вопрос, - сообщил г-н Соколов. - Мы вступили в диалог и обсуждаем разные варианты". Микрофон перешел к г-ну Надирову, который попытался ответить, зачем ему нужны функции лицензирования. Заместитель министра надел очки, посмотрел в бумажки и сообщил: "В указе президента сказано, что лицензированием может заниматься министерство или агентство. Раз мы можем, значит мы должны".
Затем Леонид Надиров посетовал, что из текста указа о реформе правительства, "к сожалению, выпало еще одно направление - это функция надзора и контроля, в том числе и в сфере памятников, и регистрации". Говорят, что именно это выпавшее направление больше всего интересовало "крупных представителей рынка недвижимости", лоббировавших нового министра культуры и его заместителя.
Дальше вопрос задал Геннадий Хазанов. Он поинтересовался, как можно повлиять на "бескультурье в развлекательных телепрограммах". Г-н Хазанов, говоря о бескультурье, намекал в основном на программу его коллеги Евгения Петросяна "Кривое зеркало". Дело в том, что до этого г-н Соколов говорил о необходимости "избавиться от кривых зеркал в СМИ", но имел в виду исключительно непрофессионализм журналистов, пишущих об искусстве. "Многие, особенно из творческой интеллигенции, занимают такую же позицию", - согласился с ним министр. "У меня есть свой стиль и свои представления, - заявил Александр Соколов, - я очень мало смотрел телевизор из-за нежелания соприкасаться с бескультурьем". По словам г-на Соколова, когда он выезжает с семьей на выходные за город, то старается вообще не включать телевизор. "Мне еще предстоит разобраться в том, что происходит на телевидении, но, на мой взгляд, мы подошли к необходимости создания профильного телевидения, когда телезритель нажимает на кнопку и получает то, что он хочет: спорт, музыку и прочее".
"Реклама на телевидении должна быть подвергнута анализу", - продолжал высказывать свое мнение относительно российского телевидения министр. "Реклама, прерывающая художественный фильм, который является произведением искусства, - это вторжение инфекции, но в других программах - это единственный способ выживания".
Больше по теме СМИ министр решил не высказываться. На вопрос о том, будет ли уменьшаться число государственных средств массовой информации, отвечал Михаил Сеславинский. Отказ Соколова вызвал аплодисменты зала. "Стратегически уменьшить число государственных СМИ - это правильно. Но тактически этапы приватизации в этой сфере должны совпадать с этапами приватизации в других областях социально-экономического развития страны", - сообщил г-н Сеславинский.
Последняя часть встречи была посвящена деньгам. Выяснилось, что за агентствами остается право распоряжаться профильными бюджетами. То есть Агентство по культуре будет распределять бюджет бывшего Минкультуры, а Агентство по печати - бюджет Минпечати. "Взаимодействие с министерством будет происходить только на стадии формирования бюджета", - пояснил г-н Соколов. Поднимать культурную отрасль министр собирается за счет "вовлечения малого и среднего бизнеса", так как "крупный уже выработал свой ресурс". "Психологическая готовность к этому уже есть", - считает новый министр, и сейчас "все упирается в законодательство".