С 1 января новым законом "О связи" абоненту предоставляется право выбора при оплате пользования квартирным телефоном - можно платить фиксированную абонентскую плату, а можно оплачивать каждую минуту разговора. Однако традиционная политизация повременки и отсутствие решения правительства мешают абоненту сделать адекватный своему бюджету выбор.
Введение повременной оплаты за телефон традиционно использовалось региональными политиками в предвыборной борьбе - многие из них выступали против нее, используя образ несчастной старушки, которая не сможет по телефону вызвать "скорую". Реальность оказалась сложнее. Расчеты показывают, что малоговорящим абонентам выгодна повременка, а тем, кто использует телефон в коммерческих целях или сидит в Интернете, выгоднее фиксированная оплата. Естественно, связисты выступали за повременку. Однако в новом законе "О связи" все же предусмотрен выбор между типами оплаты - во время принятия закона правительству пришлось сделать эту уступку, видимо, из-за излишней политизированности вопроса.
По информации "Финансовых Известий", еще в конце прошлого года в правительство был внесен документ, согласованный Минсвязи, МАПом, Минэкономики и Минюстом. В этом постановлении предполагается, что физическое лицо сможет выбрать между абонентской платой без определения трафика и повременной оплатой, которая будет предполагать еще и внесение определенной фиксированной суммы "за доступ к сети" - такие тарифные планы есть у сотовых операторов. Тарифы в обоих случаях должен определять МАП. Пока постановление правительством не принято, и, как отмечают в частных разговорах связисты, это сильно тормозит процесс выбора и вносит некоторую нервозность в отношения компаний и абонентов.
Сейчас накал страстей вокруг введения повременки явно уменьшился. Однако в некоторых регионах телефонные компании стали брать дополнительные деньги за сам переход, например, с абонентской платы на повременку или наоборот - так часто поступают сотовые компании. Директор департамента информационного обеспечения ОАО "Связьинвест" Олег Михайлов заявил "Финансовым Известиям": "Плата за перевод абонентов с одной системы тарификации на другую не является услугой связи. Взимание этой платы экономически оправдано, так как смена системы тарификации связана с затратами операторов на технологические и организационные мероприятия. Операторы вправе самостоятельно устанавливать ее стоимость. Вместе с тем мы считаем, размер этой платы должен быть экономически обоснован".
Из регионов - по телефону и про телефон
"Технически мы готовы, но пока перевести на повременную оплату абонента не можем, - говорят в "Петербургской телефонной сети" ("ПТС"), филиале ОАО "Северо-Западный Телеком", - нет нормативных актов". По словам пресс-секретаря "ПТС" Григория Шаповалова, если ориентироваться на "среднероссийские" цены, то звонящему минута разговора обойдется в 10-15 копеек, абонентская плата сегодня составляет 130 рублей. "Посинеешь, пока наговоришь на такую сумму!" - в шутку говорят связисты. При этом выяснилось, что из почти двух миллионов питерских абонентов примерно 400 тысяч человек используют телефон для коммерческой деятельности.
В Нижегородской области процедура перехода от одной формы оплаты к другой простая: нужно прийти с паспортом в абонентский отдел компании "Волга-Телеком". Никаких денег за это не берут. Нижегородцы уже потянулись писать заявления. Но единодушия в рядах абонентов нет. Абонентская плата за телефон в Нижнем - 130 рублей. Поминутная тарификация предполагает оплату 80% от суммы абонентской платы. За эти деньги можно говорить 300 минут. Если выговариваешь больше, доплачиваешь отдельно. В компании "Волга-Телеком" пока не знают, сторонников какой системы больше.
Сначала в Карелии абонентам связисты поставили условие: хотите вернуться к старой системе оплаты, платите деньги - 120 рублей. "Переход на другую систему оплаты - это такая же услуга, как и другие, и она должна оплачиваться", - пояснил "Известиям" советник регионального директора филиала "Электросвязь Республики Карелия" ОАО "Северо-Западный Телеком" Александр Фрейдин. Однако на встрече главы республики Сергея Катанандова с руководителями ветеранских организаций пенсионеры негодовали. В результате взимание платы за возврат к абонентской системе оплаты отменили. При этом о желании вернуться к абонентской плате заявили всего около 18 тысяч абонентов - примерно 10% от общего их числа.
В Туле абонент может остановиться на любом варианте. Никакой платы за переход пока не требуется. Как сообщила "Известиям" руководитель пресс-службы "Тулателеком" Ольга Левошко, желание вернуться к абонентской плате изъявили пока только 7% туляков, это самый красноречивый ответ на доводы противников повременки, которые, чаще всего в политических целях, раскручивали эту тему.
В Красноярске практически никто не знает, что владельцы телефонов теперь могут выбирать. Два года назад в городе была введена повременная оплата. Было куплено оборудование, потрачена масса усилий, чтобы убедить горожан, что повременка для значительной части населения выгоднее. Люди привыкли, бушевавшие страсти поутихли. Так что предоставление населению права выбора - для связистов дополнительная головная боль и затраты. Теперь надо перенастраивать оборудование, рассчитывать справедливый размер абонентской платы (сейчас она по краю составляет всего 120 рублей) и главное - заново все объяснять горожанам. Реально эта услуга, как сообщили корреспонденту "Известий" в красноярском региональном филиале ОАО "Сибирьтелеком", начнет действовать "в течение первого квартала".
Несмотря на полученное право граждан перейти на повременную оплату за телефон, в Ульяновской области им не воспользовался ни один житель. По словам руководителя пресс-службы регионального филиала "Волгателеком" Елены Сенчевой, причина этого - неготовность ульяновских связистов: "У нас нет ни точных расчетов и расценок, ни соответствующих договоров и правил". Люди пока опасаются нововведения. В прошлом году в Ульяновске было много шума по этому поводу. Многие выступали против повременки, и даже ульяновский вице-мэр обращался к связистам с просьбой не применять ее в регионе. Однако после того как юридические лица были переведены на повременную оплату, многие из них стали платить гораздо меньше, нежели раньше. "У нас немало сотрудников, которые хотят рассчитываться за домашний телефон по повременке", - сказали в пресс-службе регионального УВД. Есть и другие мнения. "Я эту повременку боюсь, - говорит руководитель школы эстрадного мастерства "Созвездие" Ольга Беляева, - очень уж много по телефону разговариваю. Пусть все по-старому останется".
Как сообщили "Известиям" в ОАО "Уралсвязьинформ", ни одного необходимого подзаконного акта нет. Здесь тестировали схему услуг по принципу "сколько наговорил - столько заплати". Цены оказались для всех категорий потребителей вполне приемлемыми. Но столкнулись с тем, что в регионе много пользователей Интернета. Многие из них сутками "сидят в Сети", а есть студенты, которым Интернет и абонентская плата нужны только на период сессии. А сдал сессию - снова можно попроситься на повременку.
Как рассказали в "Яртелекоме", большинство граждан после перехода на повременную оплату не стали платить больше. Хотя этот факт может объясняться тем, что значительная часть населения оформляет телефоны на родственников-пенсионеров, пользующихся льготами.
Елена РОТКЕВИЧ, Санкт-Петербург, Татьяна ВИТЕБСКАЯ, Нижний Новгород, Алексей УККОНЕ, Карелия, Сергей ЖДАКАЕВ, Тульская область, Александр МАКАРОВ, Красноярск, Наталья ПОЛАТ, Ульяновская область, Сергей АВДЕЕВ, Екатеринбург, Леонид НОВИКОВ, Владимир-Ярославль