Назначение Валерия Комиссарова, в недалеком прошлом ведущего программы "Моя семья", на должность председателя думского комитета по информационной политике выглядит несколько экстравагантным. По крайней мере, для медиа-сообщества. Пост высокий, соответствует уровню министра. И многое из того, что определяет функционирование наших масс-медиа, зависит теперь от Комиссарова. Каковы его способности как законодателя, сказать трудно. Но за его плечами длинная телевизионная судьба, которая отныне неизбежно потянется за ним красочным шлейфом. Потому есть смысл напомнить читателю основные вехи его творческого пути.
Ушел из "Моей семьи", чтобы создать новую?
Как политик Валерий Комиссаров - фигура непубличная. Хотя уже не в первый раз проходит в Думу. И не один год там заседает. Но его не было видно в ток-шоу и дискуссиях по проблемам творческой свободы и гражданской ответственности прессы. Он не давал пресс-конференций, не создавал информационных поводов. Зато, как свободный художник, он широко известен России, хотя из эфира исчез уже почти полгода как. Да и как забыть человека, который каждый субботний вечер в течение нескольких лет отважно шагал в эфир с тем, чтобы с выражением, словно пионер-отличник, объявить общественности о своем существовании. Ему подпевал драматический тенор: "Мо-я семь-я-я-я!". И вот эта зычная программа как-то неслышно, по-английски, ушла из эфира: поскольку ведущий в середине прошлого года включился в избирательную кампанию, он должен был свернуть свою телевизионную деятельность. Как и артист Шварценеггер - не сниматься в кино, пока губернаторствует.
А было время, когда "Моя семья" имела такой же высокий рейтинг, как сегодня "Большая стирка" и "Аншлаг", и пользовалась столь же дурной репутацией у просвещенной публики и телекритики.
Добрачный период
К передаче "Моя семья" он шел тернистым путем. Наиболее приметные вехи его - работа над документальными сюжетами для АТВ во времена ранней перестройки, концерн "Красная площадь", запомнившийся исповедью Жириновского о подробностях интимной жизни будущего вице-спикера (его он снял несколько позже в первом и пока последнем художественном фильме "Корабль двойников"), телевизионные приколы вроде поездки бомжа в Париж, "Мужские и женские истории" на Московском канале... Но то были только подступы к семейно-бытовой проблематике - этой "золотоносной жиле" современного телевещания.
Надо отдать должное этому амбициозному ведущему из когорты телевизионщиков первого перестроечного призыва - он одним из первых сообразил, что на политических шоу популярности не заработаешь, и сразу оставил это поле менее догадливым взглядовцам и атэвэшникам. Сам же он решительно вторгся в сферу частной жизни.
Затея с "Мужскими и женскими историями" не имела особого успеха, и он стал думать дальше. И тут обнаружил, что на соседней "делянке" уже кое-что придумано. На ТВ-6 в то время набрала обороты программа "Я сама". Ее ведущая Юлия Меньшова, как рассказала она в одном из своих интервью, с некоторых пор стала замечать на записях своей передачи "внимательное лицо Валеры". На неделикатный вопрос "что ты тут делаешь?" он скромно потупился: "Я учусь". По всей вероятности, результатом этих уроков и явилась программа "Моя семья".
Давай подробности
Получились снова "мужские и женские истории", но со зрителями из народа и экспертами из шоу-бизнеса. Первые смакуют подробности, вторые морализируют. Ведущий озвучивает христианские заповеди и дает героям свое благословение. Так, по всей вероятности, шоу задумывалось, а выглядело оно следующим образом.
Вернулся муж с юга - отдохнувший, посвежевший. Жена после первых объятий и поцелуев ненароком замечает, что палец благоверного под обручальным кольцом покрыт тем же золотистым загаром, что и прочие места прекрасного мужнина тела. Она начинает терзаться сомнениями относительно верности любимого. С ними и приходит на телевидение, в программу Валерия Комиссарова "Моя семья". Приходит в маске, чтобы муж-телезритель не узнал. Комиссаров за кухонным столиком радостно вскидывает руки: "Ну-с, давайте разберемся. Перед нашей маской столь неопровержимые улики, что и детективом быть не обязательно. А мужу, кажется, не поможет никакое алиби. Понятно, да? Приехал муж из отпуска, а под колечком-то все загоревшее. Значит, там, на юге, он выдавал себя за неженатого. Ну-с, что скажут соседи?"
Начинается мозговой штурм.
В дотелевизионные времена иные молодые люди шли в священники только затем, чтобы иметь возможность выслушивать исповеди юных девушек и опытных женщин. Все наши отечественные программы на семейно-бытовые темы - от "Женских историй" до "Окон", включая "Мою семью", - замешены на том же нездоровом любопытстве.
Попытка Комиссарова создать нечто более сложное по форме и углубленное по содержанию увенчалась появлением сериала "Марьина роща" - такая помесь мыльной оперы с ток-шоу.
Что хочет мужчина
В эфире этот проект не зажился. Но и без него медиа-бизнес у Комиссарова шел неуклонно в гору. Телевизионная программа "Моя семья" обзавелась одноименной газетой, подарила зрителям дочерние передачи "Что хочет женщина" и "Окна", стала торговым брендом, наконец, приобрела черты общественного движения. Последнее обстоятельство предопределило заинтересованность в популярном телеведущем со стороны партии власти. Валерий Комиссаров ответил взаимностью и стал членом Государственной думы. На новом поприще ему было поручено оживить довольно занудный "Парламентский час", что он и сделал, трансформировав монологический официоз в ток-шоу. Теперь, на новой карьерной ступени, маэстро будет продолжать старания в этом же направлении.
Карьерный поворот в судьбе известного шоумена напомнил один давний телевизионный розыгрыш. В русскую деревню сообразительные политтехнологи завезли негра Анкла Бенса, знакомого миллионам по упаковкам риса и картофельного пюре - ходового продукта в начале 90-х годов, - и провели избирательную кампанию в какой-то представительный орган. И вроде бы даже выбрали его.
Инициатором, организатором и режиссером этого прикола был нынешний депутат Государственной думы, председатель комитета по информационной политике Валерий Комиссаров.