Международное рейтинговое агентство "Moody's" прочно обосновывается в России. В среду было объявлено о завершении сделки по покупке пакета акций российского "Рейтингового агентства "Интерфакс". В результате Группа "Интерфакс" приобретает международное имя, а "Moody's" расширит доступ к стремительно растущему рынку внутренних заимствований. Стороны будут активно продвигать здесь национальную рейтинговую шкалу "Moody's" которая, в отличие от международной, не упирается в потолок суверенного рейтинга России. На прошедшей в среду пресс-конференции от руководства Moody's стало известно, что российское правительство было заблаговременно извещено о присвоении России странового рейтинга."Такова обычная процедура", - говорят руководители Moody's. Согласовывался пресс-релиз, видимо, не только в узком кругу правительства, но и с некоторыми из участников фондового рынка. Вся процедура согласования заняла не более получаса. Но котировки российских облигаций успели подрасти раньше, чем об этом узнал весь рынок. После пресс-конференции корреспондент "Финансовых Известий" Алексей ТИХОНОВ побеседовал с главой Moody's Corporation Джоном РЕЗЕРФОРДОМ.
- А кому конкретно был передан проект пресс-релиза?
- К сожалению, это конфиденциальная информация. Все, что мы можем сказать, правительство располагало такой информацией до того, как она появилась на рынке. Все остальное - это дело российской комиссии по ценным бумагам, которая ведет расследование.
- Зачем вам понадобился "Интерфакс"?
- Мы обратили внимание на агентство несколько лет назад. Нам понравилась его работа, и мы приняли решение дальше работать вместе. Вот, в общем, и вся история. Главное основание для этой комбинации - объединение локальных преимуществ "Интерфакса" и глобальных - "Moody's". Мы думаем, что это позволит совместить точное представление о локальных событиях, которым располагает Интерфакс, с более долгосрочным видением ситуации со стороны Moody's. Для нас лучше всего быть не слишком близко, но и не слишком далеко.
- Что даст России "инвестиционный" рейтинг?
- Переход из одной категории в другую принципиально важен для любой компании. Тем более важен он для страны. И еще большее значение этот факт имеет для такой страны, как Россия.
- Чем принципиально отличается присвоение рейтинга корпорации и государству?
- Количеством и композицией факторов. Для корпоративных ценных бумаг процедура имеет более технический характер, соответственно. В случае с присвоением суверенных рейтингов количество экспертных оценок и их вес увеличиваются.
- Для России чрезвычайно важен фактор, который одновременно хорошо измерим и мало прогнозируем, - цена на нефть. Каким образом этот фактор учитывается?
- Дело не только в нефти, но и в других товарных группах. У нас есть эксперты по этим рынкам. Мы просчитываем все сценарии, в том числе и самые негативные. Только потом принимается решение. На заседании кредитного комитета. Но аналитикам по суверенным рейтингам всегда нелегко.
- А как проявляется разница в оценках?
- Если вы сравните корпоративные кредитные рейтинги, то увидите, что разница в оценках здесь гораздо меньше, чем по страновым рейтингам.
- Россия - страна с относительно небольшой кредитной историей, тем более короткая история у ее корпоративных эмитентов. Ваша методология основана на изучении временных рядов. Каким образом вы преодолеваете эту проблему?
- Россия - не первый наш клиент с подобной ситуацией. Не забывайте, что все начинается с нуля. Мы, как правило, используем опыт других похожих регионов или аналогичных секторов экономики.
- Все-таки что имеет большее значение - регион или сектор?
- Это определяется самой отраслью. Универсального правила нет.
- Существует ли правило "суверенного потолка" - кредитные рейтинги корпораций не могут превышать суверенный?
- Такого правила нет, но практика показывает, что подобные случаи исчисляются единицами.
- Ваше основное состояние - методология расчета рейтинга. Как вы решаете вопрос в том случае, если ваши специалисты переходят к конкурентам?
- Такие случаи крайне редки. Гораздо больше примеров, когда люди уходят в смежные отрасли, скажем, управление денежными фондами, инвестиционные банки. Их стараются привлечь большими деньгами, так как они представляют всю процедуру принятия решения по тому или иному рейтингу. Но поверьте, у человека, работающего в рейтинговом агентстве, гораздо выше личная репутация, чем сотрудника инвестиционной компании.