Новый скандальный иск со стороны российских граждан принял Европейский суд по правам человека. Исковое заявление профсоюза докеров Калининградского морского торгового порта содержит требование к ответчику - правительству РФ предоставить право на объективное судебное разбирательство и прекращение экономических репрессий против членов профсоюза. По мнению докеров, они не смогли получить адекватную судебную защиту на родине.
Эта история началась еще в октябре 1997 года, когда члены Российского профсоюза докеров (РПД) объявили в Калининградском морском торговом порту забастовку.
- В то время на многих местных предприятиях была в диковинку даже своевременная выдача заработной платы, - рассказал "Известиям" председатель Калининградского отделения РПД Михаил Чесалин. - В порту ее платили день в день, поэтому наши требования об увеличении оплаты труда, дополнительном медицинском страховании и страховании от несчастных случаев были восприняты администрацией как чрезмерная наглость. Больше всего портовое руководство возмутило абсолютно не финансовое, а административное предложение: согласовывать с профсоюзом вопросы приема на работу и увольнения. Через две недели акция закончилась безрезультатно, а в ход пошли репрессивные меры.
В забастовке приняли участие чуть больше 160 человек из 500 работающих в порту. На примере непокорных и было решено устроить показательную порку. В стивидорном (погрузочном) отделе порта были произведены структурные изменения, в результате которых все правдоискатели были переведены в отдельные бригады. Оказавшиеся там докеры стали получать работу по остаточному принципу: самую грязную и низкооплачиваемую. Многолетняя традиция очередности выбора погрузки была отменена. Уже в следующем месяце зарплата членов мятежных бригад понизилась в 4 раза.
- Начальство никаких условий не выдвигало и не ставило, - продолжает Михаил Чесалин, - но, как только работник писал заявление о выходе из профсоюза, он уже на следующий день находил себе место в высокооплачиваемой бригаде. Помимо этого членам профсоюза отказывали в санаторно-курортном лечении, в выдаче материальной помощи в связи со смертью родственников. Само собой, мы обратились в суд по фактам дискриминации.
Исковое заявление докеров, принятое в декабре 1997 года, было окончательно рассмотрено только в августе 2000 года. Большинство бывших забастовщиков, памятуя о семьях, за это время вышли из профсоюза и отказались от своих требований. Оставшиеся влачили нищенское существование. Решение Калининградского областного суда повергло их в шок. Через три года бесконечных заседаний суд посчитал себя неподведомственным в рассмотрении иска, прекратил производство по этому делу и порекомендовал докерам обратиться в прокуратуру.
- В прокуратуре нас опять погнали по замкнутому кругу, - вспоминает лидер регионального отделения РПД. - В феврале 2001 года мы обратились в Европейский суд по правам человека. Согласно Уставу этой организации и Европейской конвенции по правам человека, Страсбургский суд может принять к рассмотрению только иск к правительству Российской Федерации, так как порт не является субъектом международного права. В своем заявлении мы просили признать незаконными факты экономической дискриминации членов РПД и обеспечить нам право на объективное судебное рассмотрение нашего иска к администрации порта в российском суде. Осознав, что мы не сдадимся, нас в одночасье выкинули с работы. Поводом для этого послужила очередная реорганизация, только на этот раз всего порта. По команде руководства дверь профкома заварили с помощью сварки, на всякий случай выставили у заваренной двери быкообразных личностей. Районный суд, куда мы подали жалобу, восстановил на работе всех членов РПД еще в мае прошлого года, но до сих пор это решение не исполнено.
Руководство Калининградского морского порта категорически отказалось комментировать конфликт. По одному из отозвавшихся номеров управления непредставившийся собеседник назвал членов бунтующего профсоюза баламутами и скандалистами и, отказавшись продолжать разговор, решительно положил трубку.
На днях из Страсбурга Михаилу Чесалину и его товарищам пришел долгожданный ответ за подписью архивариуса суда Майкла О'Бойла. В нем сообщалось, что иск признан обоснованным и будет рассмотрен Европейским судом по правам человека сразу же после получения разъяснений от правительства РФ.
- Суд установил для федерального руководства жесткие и приемлемые временные рамки, - говорит депутат областной думы Владимир Ежиков, защищавший интересы докеров в одном из судебных процессов. - Правительство должно дать ответ до 12 октября, после чего и будет назначена окончательная дата заседания. Это четвертое обращение из России, которое было расценено как обоснованное и прошло уже несколько инстанций Евросуда. Предыдущие три закончились победой истцов. За калининградских докеров вступился целый ряд общественных организаций, в том числе и международный профсоюз транспортников ATF. Члены этого объединения обещают в случае продолжения издевательств над их коллегами бойкотировать переработку калининградских грузов во всех портах мира. А это чревато для региона потерей не одной тысячи рабочих мест.