Жителей поселка Севастопольский Калининградской области уже третий год травят газовым конденсатом. Глава Балтийского округа, к которому относится этот населенный пункт, ездит на белой "Волге", подаренной фирмой, источающей зловония. "Над нами попросту проводят эксперимент, - говорит местная жительница Татьяна Егорова, - уже третий год мы живем в аду. Боимся открыть лишний раз форточку, выпустить детей на улицу. Мы попросту задыхаемся с ведома властей. Сколько похорон за последнее время... Скоро все вымрем!"
В Севастопольском я пробыл не более получаса и убедился, что человеку, не подготовленному к подобной газовой атаке, без средств индивидуальной защиты здесь делать нечего. Здоровья и сил терпеть резкий запах хватило ненадолго. Почти сразу же закружилась голова.
Так и живем, - отреагировал на мое состояние старожил Василий Митрофанов. - Вы посмотрите, что эти ироды с людьми делают. Народ в обмороки падает, задыхается. В садах у нас уже в июне осень наступает. Листьев нет, об урожае и говорить не приходится.
Еще несколько лет назад в тихом и спокойном Севастопольском никто не мог предположить скорого грядущего кошмара. Ни террористы, ни религиозные фанатики жителям поселка не докучали. Кошмар начался хорошо и красиво, с торжественного открытия нефтеперевалочного комплекса. Презентация, шампанское, музыка. Громкие речи и прекрасные перспективы. Руководители новой компании, облюбовавшей трехтысячный Севастопольский, ничего не жалели, чтобы завоевать доверие жителей. Нужно отремонтировать дорогу? Без проблем. Помочь ветеранам на День Победы? Пожалуйста. Построить новый аптечный пункт? И это можно. Наверное, сказке и суждено было никогда не кончаться, но наступил 99-й год. Балтийская нефтеперевалочная компания поменяла профиль своей деятельности. В танкеры, отправляющиеся на Запад, вместо нефти стал загружаться сжиженный газовый конденсат, столь необходимое сырье в нефтехимии.
- Температура вскипания этой смеси немногим более 20 градусов Цельсия, - объясняет происходящее депутат местного совета Владимир Водян. - Технология не отработана. Есть утечки. Удержать газ практически невозможно. Поэтому с первым весенним солнышком в поселке начинается ужас. В зависимости от направления ветра во время перекачки конденсата в зону поражения попадают то одни, то другие улицы. Я сам видел, как у работников комплекса от попадания этой гадости за неделю растворялись сапоги. Можно представить, что происходит с человеческими легкими. В феврале 2000-го был случай массового отравления охраны комплекса. Тогда людей удалось откачать. Мы запретили перевалку, но администрация округа наше решение проигнорировала.
Во время перекачки конденсата количество вызовов "Скорой" увеличивается. Просматриваю дежурный журнал: в день последней загрузки танкеров, 27 марта, зафиксировано четыре случая ингаляционного отравления дыхательных путей, несколько случаев обострения аллергии.
- За три последних года у нас очень тревожные показатели, - говорит руководитель местной поликлиники Лариса Палферова. - Прослеживаются устойчивые тенденции к росту врожденных патологий, значительно подскочила планка онкологических смертей. Сказать, что это напрямую связано с деятельностью газоперевалки, я не имею права, для такого вывода необходимы очень глубокие исследования. Но факт остается фактом - отрицательные показатели лезут вверх.
- Кто вам сказал, что этот запах вреден? Этого еще никто не доказал, - заявила "Известиям" пресс-секретарь Балтийской нефтеперевалочной компании Ольга Козловская. - Конечно, он раздражает, даже, возможно, вызывает какие-либо обострения у людей, склонных к аллергии. Источником запаха является метроптан - присадка к конденсату для того, чтобы определить утечку газа. Эта отдушина абсолютно безвредна и намеренно наделена резким запахом, чтобы на него вовремя смогли среагировать и предотвратить аварию.
Фешенебельный офис компании благоразумно расположен на безопасном расстоянии от зоны зловония. Уютная обстановка располагает к душевной беседе.
- Но если в воздухе пахнет отдушкой, - пытаюсь понять логику пресс- секретаря, - значит, утечка газа существует?
- Да нет никакой утечки, - начала терять терпение Козловская. - Вот я сейчас документ покажу. Сделанный специалистами санэпидемстанции анализ проб воздуха показал, что допустимые нормы не превышены.
- Вот посмотрите, - под занавес беседы пресс-секретарь разоткровенничалась. - Думаете, мы своим московским учредителям не докладываем? Но пока необходимо выдержать условия контрактов. Здесь задействованы очень большие деньги!
Специалист по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям муниципалитета Виктор Шуранов бодро доложил:
- Вы не думайте, мы уже неоднократно обращались. И в управление природных ресурсов, и в санэпидемнадзор. Писали, что жителям не нравится запах. Но все показатели атмосферы проверены, все в норме.
Документ, а точнее, протокол исследования воздуха, который мне вручила пресс-секретарь газоперевалочной компании, был сразу же раскритикован депутатом Владимиром Водяном:
- Я все-таки пятнадцать лет руководил измерительной лабораторией, поэтому немного в этом деле понимаю. Посмотрите, пробы взяты в пяти точках, разных по ландшафту, уровню, удаленности от газоперевалочного комплекса. Но ни один из семи определяемых показателей воздуха не меняется ни на йоту, ни на миллиграмм. Такое возможно только в безвоздушном пространстве. Например, на Луне. Анализ сделан формально. Оборудование для анализов госнадзору купила та же компания. И обратите внимание на дату, она совпадает с всплеском вызовов "Скорой". Утром приглашают санэпидемстанцию, а вечером принимают груз и начинают перевалку.
Заведующая лабораторией по исследованию атмосферного воздуха Ирина Ананьева в телефонном разговоре отчасти подтвердила версию депутата:
- Да, оборудование нам подарила эта компания, но это ничего не значит. Если бы нами были обнаружены существенные отклонения, мы бы среагировали. Анализы берем по времени, согласованному с Балтийской нефтяной компанией. Почему так? Своего транспорта нет, поэтому используем транспорт фирмы.
При этом на вопрос о постоянстве показателей анализов Ананьева не нашлась что ответить.
За три года жители Севастопольского разучились радоваться солнцу и теплу. Начальник финансового отдела Балтийского округа Ольга Барыкина - единственная из служащих муниципалитета, проживающая в непрестижном поселке. Она тоже недовольна удушливой вонью, но относится к ней философски: фирма платит неплохие налоги.
- Все эти газовые поражения нам еще аукнутся, - констатирует главный врач округа Владимир Пикалов. - Точнее, даже не нам, а нашим детям.
Местные депутаты трижды принимали решение о приостановке деятельности газоперевалки - трижды глава Балтийского округа Александр Кузнецов его не исполнял. В последний раз в спор двух ветвей власти вмешалась прокуратура. Прокурор города Николай Дашкин строго указал депутатам на недопустимость вмешательства в хозяйственную деятельность газоперевалочной компании. Суд, куда обратились народные избранники, воспользовавшись заверениями руководителя компании Олега Шульги о скорой приостановке деятельности, поспешил прекратить производство по этому делу.
- Компания действительно три месяца не занималась перевалкой конденсата. Люди, извиняюсь за тавтологию, начали снова по-человечески дышать, - продолжает свой рассказ Владимир Водян. - Но через некоторое время все началось опять. И сделать с этим ничего нельзя. Во всяком случае, на месте. Все схвачено. Те же мои коллеги, которые больше всего кричат о закрытии газоперевалки, бегают в офис фирмы и берут деньги для своих депутатских нужд. Глава округа ездит на машине, которую ему в безвозмездную аренду передала эта компания. Какие могут быть вопросы?
Мимо нас пролетела изящная белая "Волга". Из кабины нам приветливо помахал рукой Александр Кузнецов, так и не нашедший для "Известий" времени высказаться по поводу сложившейся ситуации.