«Женщин ждут в топ-100 мужского рейтинга ФИДЕ»
В эти дни во Владивостоке проходит матч за звание чемпионки мира по шахматам между Александрой Горячкиной и Цзюй Вэньцзюнь. В 8-й партии из 12 (в случае равного счета победитель будет выявлен на тай-брейке) россиянка одержала победу и вышла вперед — 4,5:3,5. Следующий поединок пройдет 19 января. В преддверии решающих партий «Известия» пообщались с Александрой Костенюк — 12-й чемпионкой мира, последней от нашей страны (2008–2010). Титулованная шахматистка объяснила, за счет чего Горячкина имеет преимущество перед Вэньцзюнь, а также рассказала о своих ожиданиях от мужского турнира претендентов – 2020.
— Прокомментируете ход чемпионского матча между Цзюй Вэньцзюнь и Александрой Горячкиной?
— Для начала скажу, что соперницы очень похожи друг на друга по стилю игры и по подходу к стратегии матча. Обе очень хорошо подготовлены теоретически и предпочитают спокойные позиции с минимальной долей риска. Однако соглашусь с теми, кто считает, что инициатива пока на стороне Александры. Складывается впечатление, что Цзюй Вэньцзюнь больше нервничает. Возможно, из-за этого она несколько раз принимала неверные решения. Также стоит отметить, что все партии очень затяжные, но это предсказуемо, поэтому всё решается в эндшпиле на последних ходах.
Перед решающими матчами во Владивостоке у меня есть два вопроса. Сможет ли Вэньцзюнь найти свою игру? И насколько у Александры хватит сил, чтобы продолжать играть так же убедительно и уверенно? Понятно, чем ближе окончание матча, тем меньше физических и эмоциональных ресурсов у обеих участниц. Партия — это только верхушка айсберга. Огромная работа идет в течение всех дней матча, в том числе в выходные.
— Как в процентном соотношении оцените шансы Горячкиной стать чемпионкой мира?
— Не люблю делать такие прогнозы, поживем — увидим. Могу лишь сказать, что матч очень интересный и вполне может закончиться любым результатом.
— Вы отмечали, что большое значение в шахматах имеет физическая подготовка. Возраст Горячкиной поможет ей выдержать марафон из 12 партий?
— Действительно, Саша моложе действующей чемпионки на семь лет. В 20 лет гораздо легче воспринимаешь нагрузки, чем ближе к 30. Конечно, это небольшое преимущество для Александры, но оно должно помочь ей именно во второй половине матча.
— Какую физическую активность предпочитаете вы при подготовке к крупным турнирам?
— Уже много лет я бегаю, в 2016 году даже пробежала марафон за 4 часа 8 минут, хотя в последнее время стараюсь также ходить в зал на растяжку. Мне кажется, с возрастом стоит уделять этому моменту много внимания.
— Последние 20 лет чемпионки мира определялись как в матчах, так и по нокаут-системе. Какой формат ближе вам?
— Идеальной системы не будет. Сколько людей — столько и мнений. Кто-то предпочтет круговой турнир, кто-то нокаут-систему, кто-то матч. Я знаю, что в шахматных традициях играть матч на первенство мира, но я не сторонник этого. Мне кажется, что такая система дает чемпиону очень много спортивных привилегий. Ведь попасть на матч, пройти сквозь сито отбора, выиграть сложнейший кандидатский турнир — чуть ли не главная задача в цикле. Проще подготовиться к одному сопернику, чем к восьми, в случае кругового турнира. Подчеркну, это моя точка зрения.
Понятно, что матч для чемпиона мира никогда не подарок. В последние годы шахматистам везет — и у мужчин, и у женщин победители ЧМ не почивают на лаврах, а постоянно доказывают свое превосходство. Если вернуться во времена Михаила Ботвинника (шестой чемпион мира. — «Известия»), то у победителя ЧМ было еще больше привилегий. Матч проходил раз в три года, а не в два, к тому же у чемпиона в случае поражения было право на матч-реванш.
— Вы были чемпионкой мира с 2008 по 2010 год. С тех пор уровень женских шахмат вырос?
— Конечно, женские шахматы идут вперед, движутся в ногу со временем. Произошел очередной качественный скачок. В новом десятилетии жду еще более убедительных результатов шахматисток и вхождения их в первую сотню мужского рейтинга ФИДЕ. Не припомню, чтобы кто-то, кроме Юдит Полгар и Хоу Ифань, входил в топ-100.
— Увеличение призовых при новом руководстве ФИДЕ даст дополнительный толчок для развития женских шахмат?
— Безусловно. Ведь в шахматном мире идет постоянная дискуссия о целесообразности существования женских турниров как таковых. Поэтому повышение призовых — это огромная поддержка ФИДЕ. Чтобы в конечном итоге увидеть больше шахматисток в первой мировой сотне, надо чтобы больше девочек приходили в шахматы и оставались в мире спорта. Турниры с высокими призовыми и возможность остаться профессиональной спортсменкой — хорошая мотивация для развития женских шахмат.
— В 2019-м вы выиграли несколько престижных турниров, но не смогли вернуться в топ-10 рейтинга ФИДЕ. Как оцените прошедший год в игровом плане?
— В 2019 году у меня было хорошее начало, провальная середина и достаточно успешный конец. Поэтому год был довольно неоднозначный.
— А какие цели поставили на 2020-й?
— У меня есть важные старты, к которым я бы хотела подойти в идеальной форме и выступить как можно лучше. В первую очередь это Всемирная шахматная олимпиада, которая пройдет в августе в Москве, последний этап серии Гран-при в Лозанне (начало марта) и Кубок мира в сентябре.
— Кто основные конкуренты сборной России на Всемирной шахматной олимпиаде?
— Первые 10 команд предыдущей олимпиады-2018 в Батуми, включая, конечно, сборную Китая. Они обычно выставляют самый мощный состав. Интересно, будет ли играть Хоу Ифань. Она закончила свое обучение в Оксфорде и находится на перепутье: возвращаться или не возвращаться. Мы разговаривали с ней в декабре 2019 года на турнире по быстрым шахматам в Китае. Она призналась, что думала об участии в турнире претендентов в Казани, но по срокам он совпал с экзаменами, и она не смогла сыграть.
Начиная с 8-й партии, Хоу Ифань будет вместе с Найджелом Шортом (вице-чемпион мира, вице-президент ФИДЕ. — «Известия») комментировать матч Цзюй Вэньцзюнь и Горячкиной на английском. Будет интересно их послушать.
Кроме сборной Китая, выделю команды Грузии, Украины, а также Казахстана, где собрался молодой и очень амбициозный состав.
— Вы довольны тем, как работает ваша школа шахмат в Москве?
— Это интересное направление. Учебное заведение открылось в 2006 году, но я не могу сказать, что это полноценная школа шахмат. Пока это маленькая школа-студия, где мы готовим детей от 3 до 7 лет. Поэтому, с одной стороны, я рада, что она функционирует, ведь благодаря длительной работе с детьми я очень многое поняла в методическом плане. Выпустила рабочие тетради для уроков и в ближайшее время собираюсь их перевыпустить. Я сама не преподаю, но слежу за процессом. Для будущего, которое я связываю так или иначе с деятельностью в сфере детских шахмат, — это бесценный опыт. Я получаю отклик от родителей, которые видят, как дети меняются. Это заставляет двигаться вперед.
С другой стороны, я уже давно мечтаю о нормальном помещении, чтобы в школе могло заниматься много детей разного возраста. Понятно, что это отдельное направление для работы, и, пока я профессиональный игрок, у меня нет времени этим заниматься.
— Также у вас есть шахматная школа в Париже. Как долго она работает?
— В сентябре 2016 года мы с мужем открыли Русскую шахматную академию в Париже. Русский центр науки и культуры во французской столице предложил нам сотрудничество, так началась эта история. Сейчас уроки ведутся не только в стенах РЦНК, но и в русском центре на набережной Бранли, занимаются около 50 детей, в основном русскоязычных. Там я преподаю сама, когда бываю в Париже. Например, 11 января мы провели рождественский детский турнир. И если в Москве у нас учатся дошкольники, то в Париже это в основном ребята от 7 до 15 лет. Это другой уровень, что тоже помогает мне развиваться. Одно дело — играть, совсем другое — научить играть. У меня было много вопросов на эту тему, и постепенно я нахожу на них ответы.
— Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу мужского турнира претендентов, который пройдет в марте-апреле в Екатеринбурге. Кто фаворит, на ваш взгляд?
— Не все сильнейшие попали в турнир претендентов, но это будет интереснейшая битва. Прогнозы делать очень тяжело, учитывая, что фактически каждый заслуживает победы. Поэтому всё будет зависеть от подготовки, оптимальной формы в конкретный момент, настроя и удачи, которая также имеет значение в борьбе сильнейших.
— Что скажете о шансах Александра Грищука и Яна Непомнящего?
— Буду болеть за наших шахматистов. Думаю, у обоих есть хорошие шансы.
— Следите ли вы за ситуацией вокруг санкций WADA против нашего спорта?
— Конечно, ведь меня это тоже касается. Шахматисты на протяжении многих лет проходят допинг-контроль по всем правилам WADA. Если честно, для меня в этой истории больше вопросов, чем ответов. А те ответы, которые даются широкой общественности, вызывают еще больше вопросов.
Самое главное, на мой взгляд, даже не то, будем мы или не будем выступать под флагом России и слушать гимн в случае успехов, а то, почему такая ситуация возникла и как исключить её повторение.