Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

«Я счастлива, что сумела обыграть Александру Костенюк»

Вице-чемпионка мира по рапиду среди женщин Сарасадат Хадемальшарьех — о выступлении в Санкт-Петербурге, изменениях в руководстве ФИДЕ и целях на 2019 год
0
Фото: Мария Емельянова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Самый неожиданный результат чемпионата мира по рапиду в Санкт-Петербурге — второе место представительницы Ирана Сарасадат Хадемальшарьех. Это первая медаль столь крупного турнира в истории иранских шахмат. В интервью «Известиям» 21-летняя вице-чемпионка мира рассказала о своей сбывшейся мечте и соперничестве с российскими шахматистками.

— Поздравляем с серебряной медалью чемпионата. Это достижение пока главное в вашей карьере?

— Да, конечно. Впервые представитель нашей страны взял медаль на мировом первенстве. У нас были подобные результаты среди юниоров, а теперь есть и во взрослой категории.

— Этот результат может стать толчком к дальнейшему развитию шахмат в Иране?

— Я уже занимала четвертое место несколько лет назад, но всегда была нацелена на медали. Теперь придется смотреть еще выше. Уверена, другие спортсмены тоже поймут, что всё в наших руках.

— Первое место заняла представительница КНР Цзюй Вэньцзюнь. Она сейчас сильнейшая в мире?

— Вэньцзюнь выигрывает турниры и выглядит фаворитом во всех соревнованиях, в которых принимает участие. Она стала чемпионкой мира в классике, а теперь и в рапиде. Сейчас китаянка — лучшая среди всех, но никто не считает ее непобедимой. Российские шахматистки и сестры Музычук уж точно так не думают.

— Можно ли говорить, что китаянки доминируют в шахматах?

— Да, они очень сильны.

— А мужские шахматы в Китае отстают от женских?

— Не думаю, что сильно. Например, в 2014 году мужская сборная впервые выиграла шахматную олимпиаду. Правда, в личном первенстве всем было тяжело соревноваться с норвежцем Магнусом Карлсеном (16-й чемпион мира по шахматам. — «Известия»). Но никто не оспорит тот факт, что за последние пять лет китайские шахматы сделали огромный шаг вперед.

— В чемпионате принимали участие несколько российских шахматисток: Александра Горячкина взяла третье место в рапиде, Екатерина Лагно выиграла золото в блице. Насколько хорошо вы знакомы с игрой наших спортсменок?

— Ни для кого не секрет, что российские женские шахматы — одни из сильнейших в мире. Названная вами Горячкина всегда была моей соперницей, во всех возрастах. Когда нам было по 12 лет, я заняла первое место, а она была третьей. С тех пор она заметно выросла, что отразилось и на результатах. Мне кажется, сегодня она даже сильнее меня.

Очень хочется отметить Бибисару Асаубаеву, с которой в Петербурге я сыграла во втором раунде. Очень перспективная, большой талант. Верю в ее светлое будущее .

— Какую из игр турнира вы бы выделили?

— В рапиде и в блице всегда сложно говорить о качестве партий, но остановлюсь на игре против Александры Костенюк. Она была легендой, когда я была еще ребенком. Костенюк всегда была моим кумиром в шахматах, и я счастлива, что сумела ее обыграть.

— То есть ваша шахматная мечта сбылась?

— Да, конечно! (Смеется)

— Если эта мечта уже сбылась, какой будет следующая?

— Хочу достичь рейтинга в 2500, чтобы войти в топ-20 сильнейших шахматисток мира.

— Это рубеж по очкам, а если говорить о дальнейших победах?

— Понятное дело, все мечтают о титуле чемпиона мира. Я — не исключение.

— Следующий чемпионат мира пройдет не по нокаут-системе, а через турнир претендентов. Как вы оцениваете это изменение?

— Считаю, что решение правильное. Нокаут-система имеет свои недостатки. Во-первых, многие сильные игроки проигрывали в первых же раундах. Та же Горячкина, например, выбыла во втором круге. Во-вторых, два года назад я играла по нокаут-системе и чувствовала себя в стрессовой ситуации уже после первого тура. Это очень сложный вариант с психологической точки зрения. Думаю, новая система, уже апробированная среди мужчин, благополучно впишется и в женские соревнования.

— Мы мало знаем про иранский спорт и иранские шахматы, в частности. Расскажите о положении дел в этой сфере.

— В мужских шахматах мы добились значительных результатов: у трех игроков в возрасте до 20 лет рейтинг выше 2600. Не сильно ошибусь, если скажу, что юношеские и молодежные шахматы Ирана — одни из лучших в мире. Тем не менее стоит отметить, что шахматы требуют большей государственной поддержки. У нас мало высококвалифицированных тренеров, следует обратить на это внимание. Женские шахматы пока не так сильны, как мужские. Только одна иранка выступала на Кубке мира.

— Можно сказать, что сейчас вы — лучшая шахматистка Ирана?

— Если говорить про рейтинг, то да. Проблема в том, что у нас мало молодых шахматисток, которые могли бы наступать нам на пятки. И всё же я верю в рост иранских шахмат.

— Что вы знаете про историю российских шахмат?

— Советские и российские шахматные чемпионы всегда вызывали у меня глубочайшее уважение. И сегодня Россия — одна из сильнейших шахматных держав. Мне кажется, что шахматы — один из самых популярных видов спорта в вашей стране. Я была приятно удивлена количеством юных фанатов шахмат, которые посетили петербургский «Манеж», где проходил турнир. Это было что-то невероятное!

— Вам понравилось в Северной столице России?

— Я уже видела Санкт-Петербург летом и смогла познакомиться тогда. В плане организации шахматные турниры, проходящие в этом городе, — пожалуй, лучшие, в которых я принимала участие.

— Каким вам видится будущее ФИДЕ с новым руководством?

— Вне зависимости от того, что будет дальше, уже можно сказать, что Аркадий Дворкович делает правильные шаги по развитию и популяризации шахмат. Мы видим изменения в лучшую сторону.

 

Читайте также
Прямой эфир