Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

После голосования в палате общин стало понятно: Соединенное Королевство покинет Евросоюз 31 января (осталось лишь голосование в палате лордов и в Европарламенте). На этом первый этап Brexit будет завершен, однако впереди переговоры о торговых отношениях с ЕС. В Еврокомиссии (ЕК) «Известиям» заявили: они начнутся, как только Британия выйдет из Евросоюза. При этом всё чаще раздаются разговоры об угрозах территориальной целостности Соединенного Королевства: о своем желании отделиться вновь заявила Шотландия, она намерена ратовать за повторный референдум о независимости, а Северная Ирландия, которая после выхода будет фактически окружена границами с двух сторон, теперь получит шанс объединиться с оставшейся в ЕС Республикой Ирландия.

Сделка за 11 месяцев

В конце декабря 2019 года палата общин одобрила обновленный вариант сделки по Brexit, которую глава правительства Борис Джонсон за пару месяцев достиг с Евросоюзом. Собственно, основные моменты согласовала еще его предшественница Тереза Мэй, однако из-за проблемного пункта «бэкстоп» по британо-ирландской границе это соглашение трижды провалилось в парламенте, а сама политик была вынуждена уйти с поста.

Свою роль сыграли решительность Бориса Джонсона и ультиматум «Либо новая сделка, либо обвальный выход». И вот 20 декабря британские законодатели открыли стране путь на выход из Евросоюза. Впереди осталось два голосования — в палате лордов (по оценкам экспертов, 7–8 января) и в Европарламенте (до 29 января). Однако уже сейчас можно сказать: первый этап Brexit практически завершен. Это значит, что после 31 января 2020 года Британия войдет в переходный период, за который должна договориться с партнерами — и в первую очередь с ЕС — о будущем взаимной торговли.

Переходный период завершится в конце 2020-го, затем его можно будет продлить еще на два года. Борис Джонсон решительно настроен завершить все процедуры за 11 месяцев, какими бы ни были итоги переговоров. Однако если продление все-таки потребуется, то о нем важно договориться до 1 июля 2020 года, пояснили «Известиям» в Еврокомиссии.

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выступает в Палате общин в Лондоне, Великобритания, 20 декабря 2019 года

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выступает в Палате общин в Лондоне, Великобритания, 20 декабря 2019 года

Фото: Global Look Press/Xinhua

В общих чертах характер отношений Лондона и Брюсселя обрисован в 27-страничной политической декларации, идущей в связке с обновленным соглашением. В ней стороны договорились сближать позиции по широкому спектру тем — от введения санкций до борьбы с терроризмом. Ключевой аспект — будущее экономическое партнерство, центром которого должно стать соглашение о свободной торговле (при перемещении товаров отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы). При этом подчеркивается необходимость расширять сотрудничество за пределы норм Всемирной торговой организации (ВТО) в целом ряде сфер — от интеллектуальной собственности до госзакупок.

Однако конкретики относительно переговорных позиций у сторон пока нет — по всей видимости, для их обнародования все ждут 31 января.

— Мы представим Евросовету проект переговорного мандата сразу же после выхода Соединенного Королевства из ЕС, — отметили в Еврокомиссии. — Будущие отношения должны основываться на балансе прав и обязанностей, а также обеспечивать равные для сторон условия.

Британский политический истеблишмент раскололся на оптимистов и скептиков: кто-то считает, что Борис Джонсон с его боевым характером сможет выбить из ЕС максимально выгодное торговое соглашение; кто-то же уверен, что на согласование всех нюансов уйдут годы.

брексит Великобритания
Фото: Global Look Press/Steve Taylor

— Говорят, цель Бориса Джонсона достичь сделки до 31 декабря 2020 года — чрезмерно амбициозна. Однако считается, что он прекрасно уложится в этот срок и заключит рамочное соглашение, — поделился с «Известиями» источник в Вестминстере от правящих консерваторов. — Политическая декларация обеспечивает хорошую базу для дальнейших обсуждений, а все необходимые детали можно будет уточнить уже потом.

В оппозиции к этим переговорам относятся гораздо более пессимистично. Как рассказал «Известиям» Энтони Хук, член ЕП от «Либеральных демократов», проигравших на недавних выборах в Палату общин, в интересах Великобритании оставить за собой максимальный доступ к европейскому рынку и соответствовать стандартам Евросоюза. А для этого 11 месяцев будет явно недостаточно, заверил политик.

К слову, меньше всего 31 января ждут именно 72 британских евродепутата: для них выход из Евросоюза равнозначен потере работы.

По двум границам

Самый проблемный пункт в переговорах о сделке Британии и ЕС — режим британо-ирландской границы — может возникнуть и во время диалога по торговле. Согласно обозначенному механизму, после Brexit у Северной Ирландии появится две границы — та, что отделит ее от Великобритании по Ирландскому морю, и та, что пройдет вдоль соприкосновения Ольстера с Республикой Ирландия. Чтобы сделать эти границы максимально прозрачными и сохранить Северную Ирландию частью Соединенного Королевства, Лондон и Брюссель согласовали следующие меры.

Как часть Британии Северная Ирландия должна вместе с ней покинуть таможенный союз (ТС) ЕС. При этом вплоть до 2025 года она сможет участвовать в едином европейском рынке (ЕЕР). Таким образом, Ольстер станет окном в таможенную зону Евросоюза — в частности, потому, что Лондон не станет налагать тарифы на те товары, которые будут попадать в Северную Ирландию, если они не предназначены для транспортировки на британскую территорию. У ассамблеи Северной Ирландии (однопалатный парламент) будет право раз в четыре года голосовать за то, чтобы сохранить этот режим или отказаться от него.

ирландия граница великобритания
Фото: TASS/Zuma/Dirk Waem

Таможенный союз (вторая стадия интеграции) предполагает общий таможенный тариф и переход стран объединения к единой торговой политике в отношении третьих государств. ЕЕР (третья стадия интеграции) означает, что к свободному передвижению товаров в рамках ТС прибавляется беспрепятственное перемещение услуг, лиц и капиталов. В ситуации с Северной Ирландией возникает вопрос: можно ли выйти из ТС и при этом остаться в ЕЕР? Как показывает опыт Норвегии, можно: при свободном передвижении товаров, услуг, капиталов и людей страна имеет право на самостоятельную торговлю с третьими государствами.

Со стороны Северной Ирландии, которая в 2016 году высказалась против Brexit (55,8% голосов), сторонниками членства Ольстера в Соединенном Королевстве является Демократическая юнионистская партия (ДЮП). Как пояснил «Известиям» лидер фракции ДЮП в палате общин сэр Джеффри Дональдсон, его партия поддержит правительство, если торговое соглашение с ЕС предотвратит создание таможенной границы в Ирландском море, которая отделит Ольстер от крупнейшего рынка — Великобритании.

— Соглашение о выходе указывает, что у предприятий Северной Ирландии должен быть свободный доступ на британский рынок, однако прописанные в нем таможенные процедуры могут помешать нам торговать внутри нашей же собственной страны, — отметил сэр Джеффри. — Заключая торговое соглашение, Лондон и Брюссель должны решить эту проблему, избежав жесткой границы на острове Ирландия.

Учитывая, что после Brexit Северная Ирландия окажется фактически зажатой между двух границ, возникает вопрос: не решит ли Ольстер отделиться от Соединенного Королевства и объединиться с соседней Ирландской Республикой? Опросы общественного мнения показывают, что такая идея поддержкой большинства не пользуется. По данным The Irish Times от 7 марта 2019 года, за референдум по объединению высказываются 38% североирландцев, против — 45%.

Шотландская клетка

Несколько иначе ведет себя другая административная единица Королевства — Шотландия. Если Белфаст не создает особого шума, то из Эдинбурга уже давно раздаются призывы провести еще один референдум о независимости. Одно такое голосование прошло в сентябре 2014 года, и тогда против независимости высказались 55,3% шотландцев. В то время премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон заявил: еще одного шанса выйти из Соединенного Королевства у Эдинбурга уже не будет.

Референдум 2016 года, на котором Шотландия решительно высказалась за членство в ЕС (это мнение выразили 62% жителей), дал правящей Шотландской национальной партии (Scotland National Party — SNP) повод для очередных претензий к Лондону. Как неоднократно отмечала лидер партии и первый министр региона Никола Стерджен, Шотландия «станет единственной территорией в Великобритании, которая покинет ЕС против своей воли и не будет иметь слова по поводу будущих отношений с Европой».

Шотландия Великобритания
Фото: TASS/Zuma

После недавних выборов в палату общин политик официально призвала Лондон передать Эдинбургу полномочия, которые позволят ему провести плебисцит о независимости. Правительство эту идею категорически отвергло. При этом, как и в Северной Ирландии, однозначной поддержки у инициативы нет: по данным опроса The Sunday Times, проведенного в начале декабря 2019 года, за независимость высказываются 44% шотландцев, против — 50%.

Как пояснил сэр Джеффри Дональдсон, залогом того, что Северная Ирландия и Шотландия останутся в Соединенном Королевстве, стало бы сохранение инвестиций в эти регионы. К слову, по сравнению с другими частями страны, государственные расходы здесь значительно выше — по данным парламентского доклада за 2018–2019 годы, в Ольстере на одного человека приходится £11,5 тыс., а в Шотландии — £11,2 тыс., что на 21% и 17% соответственно выше, чем в среднем по стране.

— Лучший способ сохранить целостность Соединенного Королевства — экономическое процветание всех четырех регионов. Brexit дает Британии шанс усилить свои позиции в глобальной торговле. А быть частью крупнейшей в мире экономики — большая выгода для каждого гражданина страны, — отметил сэр Дональдсон.

Собеседник «Известий» в Вестминстере также пришел к выводу, что разговоры о независимости Шотландии — не более чем бравада.

— Как только Британия выйдет из ЕС в конце января, все аргументы Эдинбурга отпадут сами собой, — отметил политик, пожелавший остаться анонимным. — Даже если, вопреки позиции премьер-министра, референдум состоится, Шотландия к тому времени будет вне ЕС и, таким образом, по определению не сможет претендовать на финансовую поддержку Брюсселя.

Без внешней помощи — будь то ЕС или британские налогоплательщики — шотландская экономика нежизнеспособна, а потому референдум о независимости в подобных обстоятельствах станет самоубийственным шагом, подытожил источник.

Читайте также
Прямой эфир