Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Интернет и технологии
В Кремле заявили о принимаемых РКН мерах по блокированию VPN-сервисов
Экономика
Минпромторг сообщил о продаже российского бизнеса Hugo Boss компании «Стокманн»
Мир
В ОДКБ заявили о размещении Западом разведывательной инфраструктуры в посольствах
Мир
В Харькове сообщили о лишении города собственной генерации электричества
Мир
Экс-сотрудник разведки допустил, что выделенная США помощь может не дойти до Киева
Общество
Глава Смоленской области заявил о локализации огня на объектах ТЭКа
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Мир
На Украине начали выносить приговоры бойцам за отказ выполнять приказы в Крынках
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сторона защиты Дениса Лисова работает над тем, чтобы отстоять его права в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Об этом «Известиям» рассказал адвокат россиянина Бабкен Ханзадян. Сейчас Лисов и три его дочери находятся в Москве в ожидании отъезда домой в родной Хабаровск. Когда он произойдет, пока неизвестно — всё упирается в покупку билетов. «Известия» пообщались с Денисом Лисовым и его адвокатом и пришли к выводу, что благополучный исход этой истории стал следствием удачного стечения обстоятельств и человеческого отношения.

Единственный вариант

Эта история началась в мае 2012 года, когда Денис Лисов решил с женой и маленькой дочкой Софией уехать из родного Хабаровска в Швецию в надежде на лучшую жизнь. Там они планировали подать заявку на вид на жительство, чтобы параллельно в течение тех двух лет, что власти рассматривают их запрос, выучить язык и получить работу — хотя бы неофициально. За время жизни в Швеции у пары родились еще две девочки — малышки Серафима и Алиса. Сейчас дочерям Дениса Лисова 13, семь и четыре года соответственно.

В сентябре 2017 года социальные службы позвонили Денису Лисову, сказав, что у его жены случился психоз и что ее были вынуждены в сопровождении полиции отвезти в больницу. На вопрос, может ли он забрать детей, ему ответили, что такого права без решения суда у него нет. До той поры они будут находиться под присмотром соцслужб. В итоге суд вынес решение в пользу шведских социальных служб, поскольку у Дениса Лисова не было официальной работы и жилья. При этом ни мать, ни отец не были лишены родительских прав.

Денис Лисов с дочерьми в аэропорту Шереметьево

Денис Лисов с дочерьми в аэропорту Шереметьево

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Потом был еще один суд, и я понял, что нормальным путем в ближайший год я их не заберу. Я их не заберу никогда по объективным причинам — из-за состояния мамы и потому, что выдвигаемые условия на тот момент выполнить было нереально, — вспоминает в беседе с «Известиями» Денис. — Вариант оставался один: забрать их самостоятельно.

К этому мужчина готовился несколько месяцев. Отъезд он запланировал на весну 2019 года, у него были хорошие отношения с приемной семьей — гражданами Швеции ливанского происхождения, у которых была своя дочка, они жили в 300 км от него. Он также пользовался доверием у соцслужб. В итоге 30 марта он приехал на встречу с девочками, забрал их, они сели на паром и отправились в Гданьск. Там они взяли машину до Варшавы, откуда хотели улететь на самолете в Москву.

— Настроение у нас было хорошее, я даже не думал, что нас могут задержать, — говорит Денис Лисов. — С документами всё было в порядке. Но когда пограничники стали проверять их дольше, чем это происходит обычно, я начал переживать. Мне не пришло в голову, что всё может быть настолько серьезно.

В итоге в начале апреля 2019 года российский гражданин и его дочери были задержаны на границе. Детей планировали тут же вернуть в Швецию в приемную семью. В этом случае Денису Лисову пришлось бы бороться за них, будучи в России.

В правильном месте с правильными людьми

Первыми на связь с семьей Лисовых вышли местные адвокаты. Как рассказал «Известиям» Бабкен Ханзадян, об этой ситуации ему сообщил один из пограничников, остановивших россиян в аэропорту.

У меня сначала было большое предубеждение — первое, что я прояснил, встретившись с Денисом, были ли реальные основания для того, чтобы отобрать детей. Есть ли у него проблемы с алкоголем и прочие вопросы, — вспоминает адвокат. — Потом я увидел, как он общается со своими девочками, как они относятся к нему, и картинка постепенно начала выстраиваться.

Первую ночь после задержания Денис Лисов с детьми провели в полицейском отделении при аэропорте Варшавы. По воспоминаниям адвоката, для этого из ближайшей гостиницы принесли кровати и постельное белье.

3 апреля Окружной суд Варшавы принял решение оставить Дениса Лисова вместе с детьми в Польше. Тогда же в страну приехала приемная семья — они планировали забрать детей обратно в Швецию.

— София, старшая дочка, как только увидела их, сразу же начала плакать, — говорит адвокат. — Я спросил, сами ли они приехали. На это в зале суда они ясно ответили, что дорогу им оплатили шведские соцслужбы.

Варшава. Польша. Денис Лисов с дочерью в здании суда

Денис Лисов с дочерью в здании суда. Варшава, Польша

Фото: TASS/EP/Pawel Supernak

В общей сложности в Варшаве семья Лисовых провела около семи месяцев. За это время они сменили пять мест жительства. История российской семьи в Польше вызвала широкий общественный резонанс.

— У меня хорошие впечатления о Польше, — говорит Денис Лисов. — Откликнулись очень много простых людей. Как юридическую, так и социальную и бытовую помощь нам предоставляли адвокаты.

В числе тех, кто поддерживал, россиянин называет армянскую общину в Варшаве, сообщества российских соотечественников в Польше, организацию «Дом правовой защиты Европа–Азия» во главе с Лилией Мошечковой, которая помогла решить жилищный вопрос, польские юридические организации и обычных поляков.

— Потом подключились российские дипломаты, которые помогали нам с транспортом, определили детей в школу при посольстве и решили вопрос с медицинским обслуживанием, — говорит Денис. — Даже на улице ко мне подходили люди, жали руку, предлагали помощь, и это было очень приятно.

Как рассказали «Известиям» в российском посольстве в Польше, глава дипмиссии неоднократно обращался в МИД страны, управление по делам иностранцев, к уполномоченному по правам ребенка в Польше с просьбами ускорить урегулирование ситуации семьи Лисовых и дать им возможность вернуться на родину.

Общественность с самого начала была настроена в их пользу, поскольку польские граждане в странах Северной Европы нередко сами в подобных случаях становятся жертвами местной ювенальной юстиции. Очевидно, это и стало решающим фактором при вынесении польскими судами решений об отказе возвращать детей в Швецию, — отметили в посольстве.

Параллельно с этим, дабы избежать экстрадиции в Швецию, адвокаты подали прошение об убежище в Польше. Этот вопрос рассматривался несколько месяцев, и в конце лета семье Лисовых пришел отказ. Как пояснил «Известиям» Бабкен Ханзадян, обоснование было следующее: со стороны РФ для семьи Дениса Лисова никаких угроз нет, в России у него есть возможность жить и работать, а потому он может беспрепятственно вернуться в родную страну. Самолет из Варшавы с семьей Лисовых на борту приземлился в Шереметьево 3 ноября.

«Главное, что мы будем дома»

Сейчас Денис Лисов с детьми находятся в Москве в ожидании билетов в родной город Хабаровск — когда они будут выкуплены, пока неизвестно. Жена россиянина осталась в Швеции и, по всей видимости, планирует жить в этой стране и дальше. Несмотря на то что сейчас угроза экстрадиции туда миновала, европейский ордер на арест остается в силе. Как пояснил Бабкен Ханзадян, Денис Лисов до сих пор находится в списке Шенгенской информационной системы SIS (закрытая база данных неграждан ЕС, которые были в странах Шенгенского соглашения и нарушили законодательство). Таким образом, при въезде в одну из стран ЕС с высокой долей вероятности россиянин будет арестован и выдан шведским властям.

На вопрос «Известий», намерена ли сторона защиты добиваться от Швеции компенсаций через Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), адвокат Дениса Лисова ответил утвердительно.

— Мы работаем над этим, — сказал Бабкен Ханзадян. — Конкретную сумму мы пока не рассчитывали, здесь всё надо обговорить непосредственно с Денисом.

Адвокат Бабкен Ханзадян (крайний справа)

Адвокат Бабкен Ханзадян (крайний справа)

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

А тому пока не до компенсаций и судебных тяжб со шведской стороной.

Я еще не думал об этом. Буду обсуждать это с нашими адвокатами. Там будет видно, жизнь покажет, — сказал мужчина.

Сейчас семье Лисовых предстоит много хлопот. Вернувшись в Хабаровск, они должны решить огромное количество насущных вопросов, которые по сравнению с угрозой ареста в Польше и возвращения дочек в приемную шведскую семью выглядят сущей мелочью: поиск работы, определение детей в школу и детский сад, оказание девочкам медицинской помощи из-за психосоматических проблем, которые проявились у них в результате всей этой истории.

— Но самое главное, что мы будем дома, на своей земле, — говорит Денис. — Здесь я буду знать, что мне наверняка будет к кому обратиться. Ну а дальше надо работать, жить, двигаться к своим целям.

В ситуации с семьей Дениса Лисова шведская сторона проводила все процедуры безапелляционно в соответствии со своим законодательством. В числе прочего в стране до сих пор не имплементированы положения Конвенции о правах ребенка 1989 года, согласно которой детей нельзя разлучать с родителями, — Стокгольм планирует ввести их к 2020 году. И здесь в очередной раз возникает вопрос о том, насколько человечна система ювенальной юстиции в скандинавских странах. Но одно можно сказать наверняка: в благополучном исходе этой истории большую роль сыграли люди, которые в какой-то момент вышли за рамки официальной процедуры и сделали чуть больше, чем были обязаны сделать.

Прямой эфир