Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Три МиГ-31 с ракетами «Кинжал» перебазированы в Калининградскую область
Мир
МИД России раскритиковал предложение о демилитаризованной зоне вокруг ЗАЭС
Мир
В Латвии уничтожат один из последних памятников Ленину
Туризм
В Эстонии вступило в силу ограничение на выдачу виз и въезд в страну для россиян
Мир
В бундестаге призвали Берлин сделать всё для возвращения турбины для СП в Россию
Мир
Подразделения ДНР взяли важную высоту на авдеевском направлении
Мир
В ЕК заявили о продолжении выдачи шенгенских виз россиянам по гумсоображениям
Общество
В Роспотребнадзоре рассказали об исследовании воздуха из-за смога в Москве
Мир
Пожары в Европе уничтожили не менее 700 тыс. га леса
Общество
Метеоролог сравнил дымку в Москве и смог 2010 года
Мир
США тайно поставили Украине противорадиолокационные ракеты
Экономика
Объем торгов юанем на Мосбирже впервые превысил показатели по доллару
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Министр образования Карелии Роман Голубев заявил, что в срочном ремонте нуждаются 22 школы республики. На их восстановление и строительство новых учебных заведений региону выделят около 5 млрд рублей. Скорее всего, при строительстве будут использовать уже готовые типовые проекты. В столице же тем временем открываются всё новые образовательные центры с лабораториями, технопарками, полигонами, киностудиями и другими современными площадками. Подразумевается, что после тестирования в Москве, инновации дойдут и до регионов. Какие изменения на самом деле нужны российским школам — выясняли «Известия».

Профильная подготовка

Одна из наиболее ярких тенденций в современной школе, по мнению экспертов, — это акцент на профильную подготовку. Всё чаще ученикам стали предлагать так называемые предпрофессиональные классы. В них школьники могут получить базовые знания по определенной специальности, познакомиться с особенностями профессии и понять, хотят ли они заниматься этим в будущем. Работают там не только школьные учителя, но и преподаватели вузов и практикующие специалисты, поэтому поступить в университет после такого обучения, как отмечают эксперты, проще.

«Конечно, многое зависит от семьи, социального круга ученика, но все-таки разница между теми, кто учился в обычном классе и в профильном, есть», — рассказывает «Известиям» Сергей Давыдов, исследователь интернет-технологий, доцент ВШЭ. По мнению эксперта, возможность выбрать компетенции — закономерный ответ школы на те изменения, которые происходят в мире.

Компьютерный класс
Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

Одними из самых востребованных специалистов на рынке труда сейчас считаются программисты. Поэтому школы обращают особое внимание на подготовку детей к этой профессии. Только в сентябре этого года IT-классы появились в 35 столичных школах.

Всего в предпрофильные классы в этом году пошли более 35 тыс. учеников.

Педагог-психолог и предприниматель Сергей Пермяков верит, что этот подход станут применять во всех российских школах, поскольку такая модель обучения учитывает индивидуальные потребности детей. «У ребенка могут быть прекрасные способности к биологии, он получает одни пятерки, ему это интересно. А вот геометрия не идет, одни тройки. Родители его ругают, заставляют подтягивать этот предмет, уделяя меньше внимания тому, что ему действительно хорошо дается. Так мы можем потерять талантливого ученого, — считает эксперт. — Родители, а тем более дети, не видят финальной ступени образования — трудоустройства. Они в первую очередь думают о том, как бы ребенок сначала с нормальными баллами закончил школу, потом с нормальными баллами поступил в престижный вуз. Но я как работодатель выбираю не корочку от диплома, а специалиста с его опытом и знаниями. Родители должны думать о том, кто «купит» их ребенка, в какой сфере, в какой компании у него будет возможность развиваться».

Урок физики
Фото: ТАСС/Сергей Карпухин

Профильные классы, полагает Пермяков, могут решить проблему усреднения, когда дети, вне зависимости от их интересов и талантов, изучают одно и то же. Но здесь, по его словам, есть и опасность перегибов.

Педагог-психолог Сергей Пермяков

С психологической точки зрения адекватное понимание того, что интересно, у детей появляется лишь после 8-го класса

«Мы очень спешим вводить все новшества, в некоторых школах уже с 5-го класса появляются разделение на профильные классы, а с психологической точки зрения адекватное понимание того, что интересно, у детей появляется лишь после 8-го класса», — объясняет педагог-психолог.

Тенденция крупных городов

Быстро растет и количество программ дополнительного образования. Появляются разнообразные лаборатории, IT-полигоны, робототехнические комплексы. Несмотря на то что часто эти услуги платные, они пользуются спросом.

Массово современные площадки открываются пока лишь в школах мегаполисов, но постепенно проникают и в регионы. Например, сеть технопарков «Кванториум» создала мобильные технопарки, которые приезжают в школы сел и деревень. С их помощью дети бесплатно создают собственные инженерные проекты, получают hard- и soft-компетенции.

Кванториум в Севастополе

Мальчик на занятии детского технопарка «Кванториум» в Севастополе, Крым

Фото: ТАСС/Сергей Мальгавко

Кроме того, в конце сентября в рамках национального проекта «Образование» при сельских школах открылись более 2 тыс. центров цифрового, технического и естественно-научного развития «Точка роста». В этих центрах дети могут проходить предметы «Информатика», «Технология» и «ОБЖ» на современном оборудовании.

Инициаторами создания специальных программ для школьников часто становятся вузы. «Во многих случаях школьные лаборатории и инженерные классы организуются под эгидой крупного регионального вуза, который заинтересован в привлечении и развитии способных учеников», — считает Ольга Назайкинская, директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково».

Ученик у макета дороги

Ученик у макета дороги на высокотемпературном сверхпроводнике на занятии в инженерном классе одной из московских школ

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Тем не менее, по оценке Павла Фролова, основателя компании ROBBO, в рамках всей страны охват школ подобными программами невелик. «Сегодня инновационные инженерные классы на базе наших решений созданы в 130 школах России. В основном это крупные города: Санкт-Петербург, Москва, Казань, Новосибирск, Екатеринбург и другие. Могу предположить, что инженерные классы в том или ином виде есть примерно в 2 тыс. школ страны. В общероссийском масштабе это немного. Всего в России 41,3 тыс. школ общего образования, из них 23 тыс. расположены в сельской местности. В подавляющем большинстве — уроки информатики, если они вообще есть в программе, ведутся с применением устаревших технологий», — считает эксперт.

Консерватизм

Препятствием для внедрения новых решений, как отмечают специалисты, часто становится не только отсутствие инвесторов, но и консерватизм работников учебных заведений. Проявляется это даже в столице, например, с внедрением программы «Московская электронная школа» (МЭШ).

Автор цитаты

Препятствием для внедрения новых решений часто становится не только отсутствие инвесторов, но и консерватизм работников учебных заведений, отмечают специалисты

«В этой системе аккумулируются разные сценарии уроков. Большую помощь она оказывает в плане дистанционного обучения. Детям не приходится выбирать между музыкой, спортом или школой. У меня был случай, когда ученика, который профессионально занимался хоккеем, фактически вынудили уйти из школы и в результате он уехал из страны. А дистанционная форма обучения вполне могла бы помочь ему совмещать учебу и спорт», — считает историк и заслуженный учитель РФ Александр Снегуров.

Урок в «Московской электронной школе»

Урок в «Московской электронной школе»

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

Кроме того, МЭШ подразумевает и переход к более современной модели преподавания. «Вместо мела главным инструментом учителя становится презентация. Вместо тетрадки решать задачи ученик будет на планшете», — объясняет суть сервиса мэр Москвы.

Заслуженный учитель РФ Александр Снегуров

Даже многие молодые учителя не хотят перестраиваться, много и тех, кто адаптирует материал под новые требования, но со скрипом

По словам Снегурова, несмотря на то что использование ресурса педагогами поощряется и материально, большая часть учителей хочет работать традиционно. «Речь не обязательно о педагогах старшего возраст. Даже многие молодые учителя не хотят перестраиваться, много и тех, кто адаптирует материал под новые требования, но со скрипом, — делится педагог. — Многим кажется, что обязательное использование технологий будет только мешать проведению учебного процесса. Они считают, что ученики и так слишком много времени проводят за гаджетами, а значит, их появление еще и на уроках принесет больше вреда, чем пользы».

Знай меру

Презентации, интерактивные тесты, фильмы — всё это может сделать урок куда более интересным и живым. Главное, чтобы упор на цифровые технологии не вытеснил из образования живое общение, считают учителя. «При помощи технологий и онлайн-обучения возможно обеспечить персонализацию образования, чтобы каждый ученик раскрылся. Но цифровые методы не могут полностью вытеснить очные формы, — уверен Андрей Галиев, вице-президент Корпорации «Российский учебник». — Именно в личном общении ученика и учителя и детей между собой развиваются навыки социализации, коммуникативные, командные и лидерские качества, о необходимости которых в XXI веке мы говорим».

Учитель и ученик
Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов

Такого же мнения придерживается и Сергей Пермяков. «Дистанционное обучение в школе подходит единицам. Действительно пользоваться материалами той же МЭШ, смотреть видеоуроки будет минимальный процент учеников. Они всегда были и всегда будут. Как и 80% тех, кто этого делать не станет и просто перестанет заниматься. Дистанционное обучения подходит уже сформированным, взрослым людям. В магистратуре, для дополнительного образования — да, но не для школы», — уверен психолог.

Куда важнее, по мнению специалистов, менять сам подход к преподаванию. Например, совершенно бессмысленным форматом обучения детей многие называют лекции. И проблема не в том, что такую подачу не воспринимают современные дети. На самом деле, отмечает эксперты, лекции не были интересны детям во все времена. Куда предпочтительнее формат игры. К такому выводу в свое время пришли в московской школе «Перспектива». Там, объединив часть предметов в один курс, придумываются игры, позволяющие полностью погрузиться в тему. Изучая историю, дети разделяются на ремесленников, купцов и разбойников, а обращаясь к японской культуре, едят в столовой палочками, а на уроках сидят на циновках.

Педагог-психолог Сергей Пермяков

Мы должны не вдалбливать знания, а научить детей учиться. Для этого важно их вовлекать в обсуждение

Подобная свобода в формате обучения — то, чего не хватает многим современным школам, считают эксперты. Для того чтобы ее обеспечить, недостаточно электронных досок и учебных программ. Важно пересмотреть и само устройство классов. «Какой толк, если все сидят в классе, но их 40 человек и все, простите, шкерятся, чтобы их не спросили? Ведь задача школы — не время убить и отсидеться. В большинстве компаний уже уходят от формата размещения сотрудников рядами. Все чаще используются открытые пространства, полукруг. Это могла бы перенять и школа. Отсутствие барьеров располагает к дискуссии. Мы должны не вдалбливать знания, а научить детей учиться. Для этого важно их вовлекать в обсуждение», — полагает Сергей Пермяков.

Читайте также
Реклама