Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин наградил Шахназарова орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени
Мир
Компания Bayraktar построит на Украине завод по производству беспилотников
Мир
Подаренный СССР памятник Хельсинки вернут на место после ремонта
Мир
ВСУ нанесли ракетный удар по Горловке из РСЗО HIMARS
Спорт
Глава Норвежской федерации гандбола получил предупреждение за призывы исключить РФ
Мир
Экс-министра обороны Украины Ежеля заподозрили в госизмене
Мир
Финляндия примет участие в обучении солдат ВСУ в Великобритании
Культура
Британский Ньюкасл подал заявку на проведение «Евровидения-2023»
Мир
Власти Запорожья ждут от ООН реакции на обстрелы АЭС со стороны ВСУ
Авто
Средневзвешенная цена нового автомобиля в России выросла на 23%
Мир
Анкара заявила о подготовке к новой архитектуре безопасности в Европе
Туризм
Финляндия захотела ограничить транзитный туризм для россиян
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новый художественный руководитель Ярославского театра драмы имени Волкова, актер и режиссер Сергей Пускепалис уверен, что артисты устали от затяжного конфликта. Он надеется, что ему удастся увлечь всех работой, и мечтает, что на кассе его театра каждый вечер будет висеть табличка «Все билеты проданы». Об этом, а также о своих планах на посту худрука режиссер рассказал «Известиям» накануне первой встречи с труппой Волковского.

— На моей памяти Министерство культуры России впервые организовало открытый конкурс на должность худрука. Некоторые члены экспертного совета, заслушивавшие кандидатов, подвергли эту систему критике. Кое-кто даже назвал конкурс «попыткой поиграть в демократию». Как вы воспринимали всё это изнутри?

Система была настолько демократической, что аж голову сносило. У всех из девяти претендентов были шансы победить: и у Дениса Азарова, и у Владимира Михайловича Алейникова, и у других режиссеров. Мое преимущество лишь в том, что я уже работал главным режиссером в Ярославском театре драмы имени Волкова. У меня остался очень хороший положительный опыт и позитивный багаж. Наверное, это тоже сработало.

В принципе, то, что Министерство культуры провело такой конкурс, для меня чудовищно интересно! Не могу сказать, что я испытывал огромную радость от того, что придется волноваться. Это очень серьезное испытание. Но меня оно очень взбодрило. Как, думаю, и других участников, которые проявили свои бойцовские качества. Оценивали нас серьезные люди из театрального сообщества, каждый со своим мнением и взглядом на театр. Кроме того, питчинг был доступен в прямой трансляции и каждый желающий мог посмотреть, насколько выбор был демократичным. Последних, кстати, как я понял, было довольно много. Мне кажется, мы даже побили рейтинг «Дома-2».

Актер и режиссер Сергей Пускепалис

Актер и режиссер Сергей Пускепалис

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— 19 августа вас представят труппе, где вы познакомитесь с артистами. Подготовили вступительную речь или будете импровизировать?

Знакомиться с артистами мне не придется, так как я практически всех знаю. Будучи главным режиссером Ярославского театра (Сергей Пускепалис возглавлял Волковский театр в 2009–2010 годах. — «Известия»), я был хорошо знаком со всеми артистами. Хотя за последние годы, уверен, труппа пополнилась новыми молодыми талантливыми ребятами. Так что в целом репетировать мне нечего. Я уверен, что всё будет проходить в доброжелательной атмосфере, потому что актерам уже надоела эта ситуация конфликта между худруком и директором, которая существовала в театре. Если честно, хочется оставить позади этот ненужный момент и приступить к плодотворной работе.

— Обсуждалась ли кандидатура директора театра? Не боитесь наступить на те же грабли, что и ваш предшественник Евгений Марчелли?

— Безусловно, я на них не наступлю. Есть ряд кандидатур, с которыми мне теперь надо будет более тесно и детально пообщаться. Это очень важный момент — с кем идти в бой. Директор — одна из ключевых фигур в театре. Он работает с государственными деньгами и должен быть щепетильным, чистоплотным. Я в этом смысле очень бдителен. Так что это должен быть человек, которому я смогу полностью доверять.

— Вы уже продумали свои первые шаги на новом посту?

— Начинается всё довольно традиционно. Я бы сказал, это такой точный набор, который входит в образование любого режиссера. Безусловно, надо понять занятость и востребованность каждого актера. Отсмотреть весь репертуар. Понять, что происходит с цехами, какая у нас производственная база, постановочный и производственный потенциал. Это целый набор необходимых мероприятий, для того чтобы понять, ощутить и подвести некий итог — чем мы вообще владеем? А после этого можно будет уже что-то корректировать.

Российский театр драмы имени Ф. Волкова в Ярославле

Российский театр драмы им. Ф. Волкова в Ярославле

Фото: Туристско-информационный центр Ярославля

— Что будет с наследием Евгения Марчелли?

— Театр сейчас находится на подъеме, и надо очень бережно отнестись к тому, что было создано, составляет славу и честь этого театра. Посмотреть, каким спросом пользуются те или иные спектакли у зрителя. Если какие-то меньше — усилить менеджмент для того, чтобы это продавалось. Очень важно, чтобы в кассе театра висел затертый листик «Все билеты проданы». Для меня это показатель успешности и правильно выбранного пути развития театра. Важно, чтобы афиша при этом соответствовала высокому уровню.

— Порой спросом пользуются спектакли совершенно невысокого уровня. Достаточно с горем пополам поставить Рэя Куни — и аншлаг почти обеспечен.

— Рэю Куни и Михаилу Мишину в этом смысле нужно поставить памятник. Когда в 1990-е годы абсолютно схлынул интерес к театру, они спасли огромное количество коллективов от зрительского бойкота. Я отношусь к ним с должным уважением и никакого высокомерия к этим текстам не испытываю. Это прекрасные анекдоты, весело и задорно рассказанные. И если там избежать каких-то бульварных вульгаризмов, будет просто блестяще.

— Евгений Марчелли упоминал в разговоре с «Известиями», что в театре есть небольшая группа артистов на бессрочных контрактах, которые почти не работают, но постоянно устраивают конфликты с руководством. Как будете решать эту ситуацию?

— Я рассматриваю этот вопрос с точки зрения Трудового кодекса. У этих людей есть образование, дипломы, определенные навыки — значит, как-то они должны проявляться. Я отброшу все свои предпочтения и постараюсь, чтобы эти актеры проявили свой талант. Где они его проявят? У меня есть на этот счет некие мысли, которые, как мне кажется, пойдут на благо театра. И, кстати, и на их благо тоже. Потому, что они наконец-то смогут проявить свои таланты, помочь и театру, вспомнить о своей основной профессии.

Например, в планах внедрить проект «Весь Шекспир», который сейчас очень активно поддерживают на федеральном уровне. Напротив кассового зала в Ярославском театре с 11:00 и до 17:00 будут играть отрывки из всего Шекспира — под музыку, с трансляцией на большой экран. Чтобы это было не очень затратно, но эффектно. Попадает зритель в такое пространство, а там театр живет своей какой-то интересной, яркой жизнью в режиме нон-стоп.

Сергей Пускепалис

Сергей Пускепалис

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Какие еще планы, если не секрет?

Есть идея открыть подростковый клуб, а на его базе — медиабиблиотеку, где будут собраны записи лучших спектаклей со всей России. Мы будем разбирать спектакли, проводить конференции, учиться критическому анализу и так далее. Это клуб, который будет формировать маленького зрителя, а как итог — граждан нашего Отечества. Через призму театра формируется личность, мнение, отношение к действительности.

— Худрук МХАТа имени Горького Эдуард Бояков поделился с «Известиями», что у вас есть мысли проложить мостик между Волковским театром и МХАТом, делать совместные проекты.

— Мне кажется, это само собой разумеющееся, потому что наш творческий тандем уже никуда не исчезнет только из-за того, что мы находимся в разных городах. Мы будем сотрудничать не только с Эдуардом Бояковым, но и со многими моими товарищами, которые находятся в театрах Москвы и Петербурга. Связи должны крепнуть, интеграция ярославского театра в столичную театральную яркую жизнь напрашивается сама собой.

— Думали о том, кто из режиссеров будет ставить в этом сезоне помимо вас?

— Специально не хочу называть никаких фамилий. Я и себя сделаю заложником, и этих людей. Скажу лишь, что в моей голове уже составлен определенный список режиссеров, с которыми я могу войти в деловой и дружеский контакт. Думаю, всё будет нормально в этом плане.

— Говоря на питчинге о пути, по которому планируете повести артистов, вы отметили, что одна из главных задач — поиск сути. Поясните?

— Суть не отменяет заразительности изложения! Но когда форма становится ради формы… На мой взгляд, фишка нашей культуры — это все-таки познание таинственного окружающего мира и нашей сути. Богоискательство, которое присуще нашей культуре, очень интересно и безгранично в своих возможностях. Повторюсь, не исключая, конечно, заразительности пересказа.

— Увидят ли ярославцы вас в качестве артиста на сцене?

— Нет, потому что я не театральный актер. Не могу, не умею. То есть я когда-то актерствовал, а потом всё это переплавилось в мое желание помочь другим.

— Уж не кокетство ли это?

— Да ни в коем случае. Я прекрасно в этом смысле отдаю себе отчет, и это было не раз проверено. Совершенно неожиданным образом, когда я оказывался со зрителем один на один в качестве транслятора каких-то не своих мыслей, то это приводило просто к катастрофическим последствиям. Я забывал текст, зажимался, робел. Так что тут нет никакого кокетства. Мы много разговаривали с разными продюсерами, которые хотели вытащить меня на сцену, но для меня это мучительно.

— Вы около пяти лет возглавляли театр в Магнитогорске, затем два сезона в Ярославле, были штатным режиссером в «Табакерке», а с 2018-го — замхудрука МХАТа имени Горького. То есть везде довольно непродолжительное время. Не получится ли так, что через пару сезонов вы «заскучаете» и в Ярославле?

— Вы еще забыли упомянуть, что я был помощником Олега Табакова в МХТ имени Чехова. За каждым решением уйти существуют реальные основания. Есть некие договоренности, которые либо продолжаются, либо не соблюдаются одной из сторон. В принципе, это всегда было не с моей стороны. За всеми этими движениями существует определенная логика. Я везде всё отдал, выполнил договоренности и никому ничего не должен. В данном случае тоже ничего загадывать не стоит — как сложится. Ну зачем я стану вас и общественность уверять, что буду руководить Волковским театром 150 лет? Это же будет неправда.

Справка «Известий»

Режиссер и актер Сергей Пускепалис родился 15 апреля 1966 года в Курске. В 1985 году окончил Саратовское театральное училище. В 2001-м — режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС), курс Петра Фоменко. В кино снимается с 2003 года. Сыграл главные роли в картинах «Простые вещи» (2006), «Как я провел этим летом» (2010), «Ледокол» (2016) и др. С 2018 года — заместитель худрука МХАТа имени Горького, с 2019-го — худрук Ярославского театра драмы имени Волкова.

Читайте также
Реклама