Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Украинский беспилотник самолетного типа сбили над Белгородской областью
Армия
Российские войска за сутки улучшили положение на трех направлениях
Мир
ФСЭГ выразил неприятие внедрения потолков цен на газ
Мир
США впервые сбросили с воздуха гумпомощь жителям Газы
Общество
В Москве успешно протестировали систему электронного голосования
Мир
Королю Норвегии установили кардиостимулятор после госпитализации в Малайзии
Мир
Захарова заявила о шансе граждан ФРГ добиться от властей ответа по ситуации в стране
Мир
Лавров заявил об отсутствии серьезных предложений о переговорах с Украиной
Мир
Минобороны ФРГ подтвердило факт перехвата разговора об атаке на Крымский мост
Мир
В Литве начнут конфисковать автомобили с российскими номерами с 11 марта
Мир
МИД Франции предрек крупные финансовые потери ЕС при поражении Украины
Общество
Глобальный марафон «Знание. Первые» открыли на Всемирном фестивале молодежи
Мир
В Мадриде развесили карикатурные листовки с Зеленским против новой помощи Киеву
Общество
Путин объявил Всемирный фестиваль молодежи открытым
Общество
Более 10 тыс. человек за сутки подали заявки на участие в программе «Время героев»

«Незанятые артисты всегда мутят воду»

Режиссер Евгений Марчелли — о будущем Волковского театра и начале работы в «Сатириконе»
0
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Евгений Марчелли не знает, кто станет новым худруком Театра имени Волкова. Однако в курсе, какие кандидатуры рассматриваются министерством культуры. Об этом режиссер, недавно покинувший пост худрука в Ярославле, рассказал «Известиям». Беседа состоялась в разгар подготовки его новых постановок — уже на столичных сценах.

— После вашего увольнения министр культуры Владимир Мединский говорил «Известиям», что кандидатура нового худрука Ярославского театра уже определена и согласована с вами. Но как-то неожиданно был объявлен открытый конкурс на концепцию развития театра. Так знаете ли вы имя будущего худрука?

— Меня поставили в известность, какие кандидатуры рассматриваются, но пока в министерстве культуры не приняли окончательное решение, не могу ничего озвучивать. Одно скажу: все эти люди достойны вести театр дальше.

— Говорят, Сергею Пускепалису предлагали руководство. Он уже руководил этим театром. Может ли он вернуться в Волковский?

— Он сейчас работает во МХАТ им. М. Горького, но теоретически, наверное, может. Почему нет? Он способный и небезынтересный человек.

— Минкультуры как учредитель Волковского театра вправе назначить худрука без всякого конкурса. Как думаете, зачем он в этой ситуации?

— Затрудняюсь ответить. Иногда можно отлично изложить идею на бумаге, но не знать, как ее реализовать. В нашей профессии есть режиссеры, которые прекрасно говорят, но результат демонстрируют далеко не столь интересный. А есть те, кто не может два слова связать, зато создают шедевры. Театр — это не предвыборная кампания, где надо завоевать симпатии аудитории. Найти художественного руководителя очень сложно. Наше дело непредсказуемо, успех просчитать и спрогнозировать трудно.

— Вы знаете, кто будет оценивать концепции?

— В комиссию войдут представители Министерства культуры, театра, общественности и региональных властей. Думаю, по поводу нового худрука будет принято коллегиальное решение.

— Какое отношение к судьбе федерального театра имеют местная общественность и региональная власть?

— Не знаю. Местная власть так активно взялась управлять театром, что у меня возникает вопрос: а почему они не интересовались им все 10 лет, пока я там работал? Ну, например, квартиру дали бы театру хоть одну или в финансировании поучаствовали...

— Ходят слухи, что вы покинули Волковский театр, потому что после конфликта с директором Министерство культуры объявило вам выговор. Так ли это?

— Конечно, нет. Выговор, безусловно, не был поводом к увольнению. Более того, убежден, что выговор уместен. Любое такое решение было бы уместно: в войне, к сожалению, выигравших нет. Сама война — это беда, и то, что у нас случилось, именно беда.

Признаюсь, что решение Министерства культуры об освобождении от должности директора за ненадлежащее исполнение обязанностей мне кажется серьезным и мужественным решением. Но в той ситуации, которая сложилась внутри театра и труппы, в городе, в отношениях с руководством области, я свою вину тоже ощущаю. Ситуация стала неразрешимой для меня лично, и я понимал, что единственно правильный выход — уйти.

— Пока худрук не назначен, театр не погибнет без лидера?

— Театр в любом случае не погибнет, настолько это выживаемая структура. Другое дело, что при смене художественного руководителя у коллектива всегда начинается новое направление, новая жизнь. Не факт, что она станет хуже или лучше, но точно будет другой. Жизнь театра — волнообразное движение. Линия может быть устремлена то вверх, то вниз, то ровно. Это нормально.

— Ситуация в Волковском — я имею в виду ваш конфликт с директором Алексеем Туркаловым — может служить предметом анализа для коллективов, желающих конфликтов избежать. Могла ли идея объединения Волковского театра с Александринкой стать детонатором взрыва?

— Скорее катализатором. Природа конфликта — в самой схеме руководства театром, поскольку должности директора и худрука были равны по полномочиям. Министерство культуры заключает контракт и с тем и с другим, и в нем только формально прописана сфера деятельности каждого. На самом деле хозяйственно-экономическую деятельность отделить от творческой работы практически невозможно. Редкий случай, когда в театре уживаются два человека со своими представлениями о том, как они хотели бы строить театр и куда его надо вести.

— Компромисс найти никак не получается?

— Это редкость в театре. В нашем случае были две совершенно разные линии развития.

— Как получилось, что власти области стали вашими противниками в вопросе объединения Волковского и Александринки?

— Для меня это загадка. В Санкт-Петербурге идею поддержали. Мне тоже казалось, что в объединении не было ни одного минуса — только положительные эффекты: творческие, материальные. Создание Первого национального театра было бы грандиозным театральным событием. И это не меняло бы позиции ни Волковского, ни Александринки.

Я понимаю, что эту тему нужно было обсудить заранее, но мне казалось, что она настолько эффектна и интересна, что сразу будет поддержана. Во Франции есть национальный театр «Комеди Франсез», в Англии — театр «Глобус», а в России нет.

— Вы уже решили, куда пойдете работать? Министр сообщил «Известиям», что вам было сделано несколько интересных предложений.

— Я попросил Министерство культуры даже не соблазнять меня предложениями. Больше 30 лет непрерывно руковожу разными театрами — и крупными, и небольшими. Так устал от руководства, что хочу выдохнуть и поработать свободным художником. У меня было огромное количество предложений, но я всё время чем-то управлял.

— Как вам удалось найти понимание и поддержку в Министерстве культуры? Некоторые приписывают вам дружбу с Владимиром Мединским.

— Да ну что вы! У нас хорошие рабочие отношения. Думаю, Владимир Ростиславович прекрасно понимает, что все добиваются его дружбы, пока он министр. Поэтому и выстраивает со всеми формально-рабочие связи. Я не исключение. Что касается поддержки, то, наверное, ее обеспечили моя репутация и творческие достижения театра.

— Материальная часть была не последним доводом в пользу объединения Александринки и Волковскиого. Можно ли на театре заработать?

— Что значит заработать? В копилку театра? Или себе купить яхту? Я не мог распределить ни копейки в свою пользу, потому что все мои зарплаты, гонорары и премии — словом, всю финансовую жизнь — определяло Минкультуры, поскольку я человек, нанятый им на работу.

А что касается артистов, с ними у театра разные договоры: кто-то получает за выход, условно говоря, рубль, а кто-то 500. Это внутренние договоренности. Можно ли заработать на театре? Вопрос, сколько человеку необходимо. Мне кажется, что сегодня театральному человеку можно достойно и нормально жить. В таком театре, как Ярославский, средняя зарплата актеров 45 тыс. рублей в месяц. Это приличная сумма для города.

Но без государственной поддержки театр не смог бы прожить ни месяца. В тот же МХТ Олег Павлович Табаков умел привлечь еще и меценатские, спонсорские деньги. В этом смысле он был выдающимся менеджером. Однако привлечь средства бизнеса в провинциальный театр — куда сложнее.

— Кстати, о Табакове. Он первым забил тревогу по поводу короткой скамейки театрального руководства. Говорил, что молодежь чурается ответственности.

— Это, правда, проблема. За 30 лет работы приходилось встречаться с огромным количеством режиссёров. Есть очень талантливые. Они хотят быть свободными художниками — ездить, ставить спектакли, зарабатывать на этом. И никто не хочет нести ответственности за огромный, неповоротливый, зачастую неудачно сформированный коллектив, называемый театром.

Любой театр в отношении труппы закостенелый, потому что у нас нет возможности артиста убрать. По Трудовому кодексу театр не имеет права просто уволить. Есть те, кто годами не выходит на сцену, но зарплату получает. А незанятые артисты — это не удовлетворенные жизнью люди, которые устраивают интриги, бесконечно мутят воду, жалуются во все инстанции.

И это не все беды. Театры должны брать молодежь. Коллективы раздуваются, труппа становится огромной, неуправляемой, незанятой. Режиссёры поэтому и не хотят связываться с руководством. Они знают, что попадут в тяжелейшую зависимость от труппы. К сожалению, институт художественных руководителей у нас исчез.

— Известно, что вы согласились на предложение худрука «Сатирикона» Константина Райкина. Что будете ставить?

— «Шутников» Островского. А в феврале поставлю «Село Степанчиково» в Театре Наций. Это давнишние договорённости. Мы еще писали пьесу с драматургом Ярославой Пулинович для этой сцены. Да и с Евгением Мироновым (худрук Театра Наций. — «Известия») уже обсудили детали. Признаюсь, предложений действительно много. Сейчас договариваюсь с театрами и разношу работу по срокам.

Справка «Известий»

Евгений Марчелли окончил актерское отделение Ярославского театрального училища, затем Театральное училище им. Б. Щукина по специальности «режиссёр драматического театра». Возглавлял театры драмы в Советске, Калининграде, Омске. В 2011-м назначен худруком Театра им. Федора Волкова в Ярославле. В общей сложности поставил около 70 спектаклей. Заслуженный деятель искусств России.

Прямой эфир