Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп впервые показал ухо после ранения в результате покушения
Мир
В Китае назвали нормальным совместное с РФ авиационное патрулирование в АТР
Мир
Кеннеди-младший пообещал резерв в 4 млн биткоинов в случае избрания президентом
Мир
Глава бюджетного комитета рады предупредила ВСУ о перспективе остаться без зарплат
Мир
На параде спортсменов в Париже сборную Южной Кореи объявили как КНДР
Армия
Силы ПВО уничтожили семь украинских беспилотников над Рязанской областью
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о работе ПТРК «Штурм-С» на харьковском направлении
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Председатель Международного комитета Театральной олимпиады Теодорос Терзопулос печалится о том, что Европа забывает о своих корнях, верит, что театр излечивает депрессию, и считает, что человеку нужно избавиться от технологического рабства и заново обрести свое тело. Обо всем этом всемирно известный греческий режиссер, философ и теоретик театра рассказал «Известиям».

— Вы открыли Театральную олимпиаду в Петербурге, а незадолго до этого — во Владивостоке. До Афин – 12 тыс. км, а названия в этом городе — бухта Патрокл, бухта Улисс — как будто из греческих мифов. Древняя Греция остается питательной почвой европейской культуры?

— Это наша основа. Главные принципы искусства, науки, медицины, поэзии пришли к нам из античной Греции, равно как моральные устои и принципы гуманизма. Конечно, сейчас роль Греции более символическая, нежели экономическая или политическая, но мы несем в себе огромный культурный багаж, который был заложен тысячелетия назад и до сих пор составляет предмет нашей гордости.

Открытие театральной олимпиады в Санк-Петербурге

Открытие театральной олимпиады в Санк-Петербурге

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юрий Мелешко

— Олимпиада тоже пришла к нам из Древней Греции. Что важнее в этом понятии: отсылка к состязанию или установлению всеобщего мира, пусть кратковременного?

— Для меня олимпиада — прежде всего единение различных наций, видов искусства и точек зрения, которые можно сравнивать и обсуждать. Вообще смысл олимпиады как явления — встреча всего разного, в частности друзей и врагов, и, стало быть, движение за мир.

— В массовом сознании олимпиада связана со спортом, а он сегодня прочно вписан в рыночные и политические реалии. Театральная олимпиада сопротивляется этому или готова на уступки?

— В уставе театральной олимпиады, в отличие от спортивной, прописаны совершенно другие принципы и концепции. Между государствами заключены соглашения о культурных обменах, а мы пытаемся быть силой, которая делает их реальностью, переводит теорию в практику. Мы кооперируемся с государственными структурами, они нам помогают. Например, олимпиада, которая прошла в 2001 году в России, памятна тем, что российское правительство выделило значительные средства, но наша цель состояла не в том, чтобы израсходовать их на представления, а в том, чтобы обновить театральную инфраструктуру. И действительно, тогда некоторые театры были реконструированы, начал работать Театральный центр имени Мейерхольда.

Иногда такая инфраструктура полностью меняет статус места. В качестве примера можно назвать японский город Сидзуока. Ничем не примечательный прежде, он стал символом театрального искусства и центром притяжения для его ценителей. До того как туда пришла театральная олимпиада, это был мрачный, непривлекательный промышленный город с самым большим числом самоубийств в Японии, а теперь там культурный центр. Архитектор Арата Исодзаки создал не только здание театра, но и всю урбанистическую инфраструктуру вокруг, включая отели и вокзал. По сути, олимпиада сделала городу огромный подарок, после нее появились балетные и музыкальные коллективы, стало развиваться детское творчество — и депрессивная обстановка сошла на нет.

Режиссер Теодорус Терзопулос — об эволюции мышления, античном багаже и новом фашизме
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— В Европе говорят о рисках, которые принесла с собой глобализация. Насколько серьезны опасения по поводу утраты национальной идентичности внутри театра?

— Понимаю эти угрозы и опасения. Они тем острее, что Европа забывает свои корни, то, на чем держится европейская культура. Забывает о таких гениях и творцах, как Гете, Шиллер, Брехт… И не только этот континент, существует множество мест, где гуманистические принципы забыты. Я говорил бы о своего рода неврозе, который очень опасен. Созданная той же Европой проблема беженцев, спровоцированные ее политиками войны, привели к тому, что толпы мигрантов направляются в Европу, а она закрывает для них свои границы. Это отражение некоего фашизма, если понимать его как неприятие «другого»…

Как влияет на наше настоящее и будущее унификация потребления? Что перевесит, условно говоря: банка колы, которая одинакова везде, или тысячелетия уникального культурного опыта?

— Мы все жертвы эпохи, в которую живем, и технологической цивилизации, которую построили. Никто от нее не защищен, ни вы, ни я. Все в какой-то мере переместились из реальной жизни в виртуальное пространство (показывает на экран мобильного телефона. — «Известия»). Я не пессимист и не полностью оптимист, я пытаюсь быть реалистом. Мы должны стараться многие вещи изменить, но делать это можно только постепенно. Не верю в силу большой революции, которая могла бы сразу решить все проблемы, найти выход из тупиков.

Сейчас мы пытаемся найти баланс между технологической цивилизацией и реальной жизнью. На самом деле гармония в современном мире уже давным-давно потеряна. Мы можем видеть это на примере климатических изменений, где цивилизация привела к наиболее негативным из возможных последствий. Исправить это в одночасье невозможно. Но мы должны пытаться делать то, что можем, — постепенно, небольшими шагами.

Открытие театральной олимпиады в Санк-Петербурге

Открытие театральной олимпиады в Санк-Петербурге

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юрий Мелешко

— Какова, на ваш взгляд, роль театра в этом процессе?

Театр сегодня не критика реальности, а ее зеркало. Многие театры приняли реальность, где все мы — потребители, налогоплательщики и избиратели. И стали относиться к ней позитивно, а не с осуждением, как раньше. Рассматриваю это как часть постмодернистского направления в театре. Мы в нашей олимпиаде стараемся вернуться к иным эстетическим корням, поддерживать то, что оставили нам после себя такие великие деятели, как Станиславский, Мейерхольд, Любимов. Наша работа состоит в том, чтобы избегать постмодернистских перекосов, опираться на основную театральную традицию.

Например, моя методика основывается на следующем: я уверен, что наши тела записывают абсолютно всё, что с нами происходит и что нас окружает. Сегодня нас окружают в большинстве своем больные тела, поглощенные технологическим потреблением. Мы заново должны найти и обрести их, увидеть свежим взглядом. Если мы сможем вернуть свои тела себе, то увидим центр энергии, который определяет здоровье человеческой цивилизации.

Основная часть этих принципов изложена в моей книге «Возвращение Диониса», которая была издана в том числе и на русском языке. Там подробно описана идеологическая и практическая стороны моей методики. Если я найду собственное тело, ядро, которое составляет меня, можно сказать, что я найду свое скрытое тело, себя самого. Таким образом я смогу найти других — коллектив, сообщества и общество в целом. Мы должны отказаться от добровольного аутизма, научиться видеть себя в других.

— Глубокая идея. Но театр сегодня буквально болен технологиями. Общим местом стали видеопроекции, компьютерные эффекты, дополненная реальность и прочее. С ними нужно бороться?

— Если убрать актера из театра — это худшее, что может произойти. Необходим баланс между актером и использованием технологий. Однако когда изначальное стремление постановщиков состоит в том, чтобы использовать как можно больше «примочек», то ничего хорошего не получится. Это своего рода новый натурализм.

Условно говоря, если акцент делается на огромную видеопроекцию и маленького актера перед ней, это не та эстетика, к которой стоит стремиться. Тем более она окружает нас повсюду: в супермаркетах, барах, ресторанах. Эстетика видеоарта захватила всю нашу повседневную жизнь, пространство вокруг нас. Поэтому театру стоит оставаться той территорией, где первое место отводится человеку, актеру.

Режиссер Теодорус Терзопулос — об эволюции мышления, античном багаже и новом фашизме
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— Вам в актере что интересно? Его уникальность? Или способность войти в параметры, которые вы изначально сформировали для роли?

— Для меня важнее другие критерии. У меня есть ряд упражнений, которые я даю актерам, чтобы определить уровень их энергии. Энергия — вот основной критерий. Мне важно знать, насколько высока их концентрация, дисциплинированы ли они, могут ли усердно работать, а еще — способны ли фантазировать и мечтать. Только такие люди могут создать что-то на сцене. Если я вижу перед собой человека, который не стремится отдавать собственную энергию, я не стану с ним работать. Еще я смотрю на образование, на общий уровень развития и эрудицию. В сочетании с тем, что было перечислено, это и составляет талант.

Когда у человека есть талант, то вложенные в него усилия конвертируются в гораздо больший результат. Человек может быть безумно усердным, работать очень старательно — но без определенного набора вводных данных результаты всё равно будут на очень среднем уровне. Утверждаю это на основе собственного опыта.

— В одной из советских музыкальных кинокомедий профессор консерватории говорил: «Можно и осла научить петь». Вы согласны? В рамках вашей системы можно вылепить актера из кого угодно?

— Пожалуй, я соглашусь. Осел есть осел: это чистый материал. У него нет культурного багажа, нет опыта общения с технологиями, и на что-нибудь натренировать его можно. Голос осла — голос природы, все его данные очень естественные, сам по себе его голос чистый и необработанный, как вода, журчащая в источнике. В своей практике я ищу натурального. Исходные характеристики того же осла тем и хороши, что они даны природой, а природа наиболее богата на совершенные вещи. Если мы научимся обращаться с природой, она сможет спасти нас…

Справка «Известий»

Теодорос Терзопулос — театральный деятель, режиссер и педагог, знаток и интерпретатор древнегреческой трагедии. Методика работы его группы «Аттис» изучается в театральных школах и на кафедрах античности во всем мире. С 1993 года Теодорос Терзопулос — председатель Международного комитета театральной олимпиады. Многие работы режиссера удостоены престижных наград. В частности, «Вакханки» были признаны лучшим спектаклем на фестивале в Мадриде и Малаге (1987), «Персы» — в Каракасе, Монпелье, Барселоне, Лиссабоне (1992, 1993). В России его знают благодаря спектаклям, поставленным для Аллы Демидовой, а также в «Электротеатре «Станиславский» и в Александринском театре.

Прямой эфир