Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Экономика
В России самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2 млрд рублей
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Здоровье
Пластический хирург предупредила о рисках от ринопластики
Общество
Стало известно, как часто для повышения на работе требуется высшее образование
Армия
Военкор «Известий» показал работу экипажа РСЗО «Град» на южнодонецком направлении
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Общество
Юрист рассказал о выводе средств коррумпированных чиновников через недвижимость
Общество
Апелляционный военный суд получил жалобы и представление на приговор Дарье Треповой
Мир
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год
Спорт
Россиянка Вероника Кудерметова вышла во второй круг турнира в Штутгарте
Происшествия
В тюменском селе Ильинка уровень воды в реке Ишим превысил критическое значение
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» ночью уничтожили позиции ВСУ на приграничной территории
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Актер театра «Ленком» Сергей Степанченко сыграет отца Федора в новой экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев», он часто испытывает желание все бросить и мечтает сделать фильм по «Незнайке на Луне». Об этом народный артист, отмечающий сегодня 60-летие, рассказал «Известиям».

— Недавно исполнилось 35 лет, как вы стали артистом «Ленкома». Вы были счастливы, когда вошли в труппу Марка Захарова?

— А кто бы не был счастлив? В Москву я приехал, будучи артистом Сызранского драматического театра. И показывался наравне с выпускниками театральных вузов. В зале сидели легенды — Марк Захаров, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Инна Чурикова, Олег Янковский. Это испытание! Но после прослушивания я получил приглашение в «Ленком».

На тот момент Сызранскому театру предстояли гастроли, на мне был репертуар. Я сказал об этом Марку Анатольевичу, и он меня потряс тем, что не позволил подвести другой коллектив. Дал доработать в Сызрани, а после этого я уже стал служить в «Ленкоме». Считаю, это поступок большого художника и руководителя.

Актер Сергей Степанченко

Актер Сергей Степанченко

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— За 35 лет у вас не появлялось желания психануть, плюнуть, уйти из «Ленкома»?

Удивлю вас, но оно постоянно присутствует у каждого артиста — плюнуть и уйти торговать каким-нибудь санитарным фаянсом. Вот и у меня сейчас, прямо в данный момент, самое острое желание — всё бросить. Будто сидит кто-то на твоем плече и подначивает.

— Вы говорите это без иронии?

— Абсолютно искренне. Иногда кажется, что в своей профессии ты не очень преуспеваешь, а вот в других наверняка преуспеешь. Или что не тем боком к тебе судьба поворачивается, но, если ты сейчас откажешься от прошлого, она наверняка повернется как надо. В общем, «хорошо там, где нас нет». Актеры очень склонны к таким метаниям. Ну не буду говорить за всех, может быть, умные актеры не сомневаются, а вот такие глуповатые, как я, — абсолютно точно в этом замечены.

— У вас приступ самокритики?

— Может быть, и так. Я глуповатый, подчеркните два раза: глу-по-ва-тый.

— У меня сложилось иное впечатление.

— Видите — вы возражаете мне. Вот и драматургия.

— Как вы боретесь с собственными недостатками?

— Не знаю, курение — это недостаток или нет? Может быть, привычка не очень здоровая. Недостаток — понятие какого-то иного толка. Вы какие свои недостатки можете вспомнить?

— Иногда нападает лень.

— Во! Это и про меня тоже. В общем, всё, что вспомните, можете смело приписывать и мне (улыбается).

— Вас никогда не пытались переманить другие театры?

— Это нормальное дело, такие попытки случаются постоянно. Сейчас пореже, но еще года 2–3 назад регулярно куда-то звали. Кое-кого, кто переманивал, уже и в живых-то нет.

Здесь как в спорте, когда игрока одной команды пытаются переманить соперники. Честь и хвала тем руководителям театров, которые хотят собрать лучших артистов у себя в труппе. Отчасти это залог успеха. «Ленком» тоже всегда славился тем, что лучшие люди собирались именно здесь, на нашей территории.

Актер Сергей Степанченко в роли Сэра Джона Фальстафа (в центре) в сцене из спектакля «Фальстаф и Принц Уэльский» режиссера Марка Захарова в театре Ленком

Актер Сергей Степанченко в роли Сэра Джона Фальстафа (в центре) в сцене из спектакля «Фальстаф и Принц Уэльский» режиссера Марка Захарова в театре Ленком

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

— «Ленком» много лет сохраняет статус самой звездной труппы. Директор театра Марк Варшавер говорит, что здесь работают 15 народных артистов России и два народных СССР. Такого нет ни в одной труппе.

— Полностью согласен с Марком Борисовичем. У нас не только звездная, но и самая лучшая труппа, самая жизнеспособная, активно действующая. Все ленкомовцы пашут как лошади.

— Какой зритель сегодня приходит в театр?

— Публика вообще меняется. Зрителей старшего поколения — уже меньше. Всё больше молодежи появляется, и это меня радует. Прекрасный показатель. Проблема ведь в другом: у театра большая конкуренция с гаджетами. На электронных носителях мы можем посмотреть, почитать, развлечься и опечалиться... Техника всё нам сделает. Во времена сплошного «энтертейнмента» театру трудно конкурировать на этом поприще, особенно за сердца и души молодежи. Поэтому у меня огромная радость, когда я вижу в зале молодые лица. Я понимаю, что в чем-то, но мы одержали победу.

— От гаджетов еще и другая проблема — издают звуки в неподходящий момент.

— Сейчас этого стало меньше. Зрители с пониманием относятся к просьбе выключить телефоны. Я уже и не вспомню, когда последний раз раздался звонок в зале. Раньше это было сплошь и рядом.

Когда на поклонах смотришь на лица зрителей и видишь улыбки, даже слезы, понимаешь — обратная связь налажена. В этом и есть пафос нашей профессии. Артистам не всё едино. Очень важно, какой зритель сидит в зале — понимающий, толковый, знающий, чувствующий все твои посылы, месседжи. Хорошо, если юмор, заложенный в произведении, оценен. Если все, что ты делаешь, не пролетает мимо ушей, мозгов и сердца и зал начинает дышать с тобой вместе одним взволнованным дыханием.

— Захаров в свои постановки закладывает не только юмор, но и сатиру, обостряя классику, делая новые акценты в авторском тексте. Зрители улавливают посыл режиссера?

— Народ улавливает всё. Нет зрителей, которые бы не понимали замысел режиссера. В финальной сцене спектакля «Фальстаф и Принц Уэльский» герой Дмитрия Певцова, принц Генрих, став королем, поднимается над сценой на троне. Это метафора режиссера и художника, демонстрирующая карьерный взлет монарха и то, как власть меняет людей. Разве это не актуально по сей день?

Драматургия Шекспира всегда современна, потому что человечество живет одними и теми же страстями. Появляются лишь всевозможные электронные штучки-дрючки, автомобили, самолеты, но взаимоотношения остаются такими же, как в прошлых веках. Поэтому произведения Шекспира, Чехова, Островского и других классиков всегда будут актуальны и востребованы.

— У Марка Анатольевича, кроме легендарных постановок в «Ленкоме», есть и фильмы на все времена. Взять те же «12 стульев». Но ходят слухи, что будет еще одна экранизация романа Ильфа и Петрова, и вы в ней снимаетесь. Это точно?

— Да, это так. Мне предстоит сыграть отца Федора.

— Кто же утвержден на роль Остапа Бендера?

— Дмитрий Нагиев. А Кису Воробьянинова сыграет Дмитрий Назаров. Сейчас снимаем на «Мосфильме», потом будем выбираться на натуру.

Если говорить о кино, еще я очень жду работу с режиссером Юрием Морозом. Он возьмется за экранизацию романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Продюсирует Денис Евстигнеев. А затем хочется поработать с Николаем Досталем. Он задумал снять историю об Александре I. Вернее, легенду о том, как царь, якобы скоропостижно скончавшийся в Таганроге, на самом деле остался жив. Инсценировав смерть, он ушел скитаться. В Сибири старца знали под именем Федор Кузьмич. Я буду играть полицмейстера.

— Среди ваших многочисленных кинообразов есть авторитет Санчо из сериала Next. Александр Абдулов в нем сыграл вашего друга, вора в законе Лавра. У вас с ним получились не уголовники, а романтические герои — Санчо Панса и Дон Кихот. Наверняка вам известна реакция на фильм зрителей с криминальным прошлым?

— Мне писали разные люди, были среди них и те, кто имел много общего с нашими персонажами. Многие говорили, что фильм пусть немного, но изменил их жизнь. Так что ничто человеческое не чуждо и вору в законе.

Актер Сергей Степанченко

Сергей Степанченко

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Я благодарен режиссеру Олегу Фомину за эту роль. Я даже представить не мог, что именно Санчо станет заметным персонажем в моей кинобиографии. Вспоминают и многое другое, но этот образ всё равно стоит особняком. Так бывает.

— С Александром Абдуловым вас связывает не только работа, но и многолетняя дружба. Когда он задумал снять фильм-мюзикл «Бременские музыканты & Co», вы не сочли этот план авантюрой?

— Да вы что! Александр Гавриилович позвал в свою работу, да еще и доверил роль Осла, которую сам когда-то играл в театре, — это ли не счастье! Работая над этим проектом, я провел часть жизни в огромной радости. Моего отца играл Александр Адабашьян. По сценарию он говорил: «Осел — гордое звание! Это нужно понимать и беречь». Во как!

Все-таки у Саши Бременские музыканты — Кот, Осел, Петух, Пес — не совсем животные. Это актеры, которые отправились с шоу по миру доставлять радость зрителю. Вот и наша теплая компания поехала на съемки в Египет. И там был настоящий экстрим. Снимали на Красном море во время отлива. Обнажилось дно в острых страшных кораллах. Нам же по сценарию надо было тащить груженую телегу и весело прыгать. Ноги проваливались в песок, а там кораллы. Актеры травмировались. Но при этом от экспедиции остались самые приятные эмоции. Саша растворялся в артистах, окружал всех безумной любовью.

— 10 лет назад вы тоже попробовали себя в качестве постановщика — сняли картину «Следы на песке». Режиссерские амбиции сохранились?

— Отсутствуют. Снимать кино буду, когда пойму, что не снимать не могу. Когда идея воспалится до такой степени, что ликвидировать воспаление можно лишь активными действиями. А пока спокойно без этого обхожусь.

— Неужели не приглядели для себя никакой истории?

— Есть несколько заветных. Я бы с удовольствием снял «Незнайку на Луне». Это мое любимое произведение Николая Носова. Но как это в кино сделать? Персонажей должны играть актеры, причем моего возраста. Такие серьезные дядьки.

— Незнайка на пенсии?

— Ну уж точно не мальчишки и девчонки.

— Вы какого героя для себя выбрали?

— Пончика, наверное, сыграл бы. А кого еще? Мог бы всё, что было бы предложено. Кроме Незнайки. Для этого персонажа нужен другой герой. Здесь важно типажное попадание в персону.

— Кого видите Незнайкой?

— Не скажу. У меня уже все роли и исполнители прописаны в голове, в мечтах. Но сейчас кино не могу заниматься. Для этого нужно год жизни из театра выдернуть, а я не хочу. Дорожу «Ленкомом» и всем, что с ним связано.

Справка «Известий»

Сергей Степанченко в 1982 году окончил актерский факультет Дальневосточного государственного института искусств и три года работал в Сызранском драматическом театре. В 1985-м приехал в Москву и был принят в труппу «Ленкома». Снимался в фильмах «Чокнутые», «Анекдоты», «Ближний круг», «Крестоносец», «Шизофрения», «Сыщики», «Лузер», «Утомленные солнцем 2: Цитадель», «Тобол» и др. Народный артист России.

Прямой эфир