Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Общество
Полиция нашла тайник с награбленным из петербургского банка на 1,6 млрд рублей
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Мир
Министр обороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
Культура
В России вышла неизданная книга Теодора Драйзера
Мир
Трамп обвинил Байдена в намерении отобрать его бизнес
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

3 марта Большой драматический театр (БДТ) большим юбилейным вечером отметит 100 лет со дня основания. 57 из них в прославленном коллективе служит Георгий Штиль, который в этот вечер будет одним из главных героев юбилейного спектакля. Актер пришел в БДТ в 1961-м, присутствовал при расцвете и закате золотой «товстоноговской» эпохи, был активным участником театральной жизни последующих лет. О том, чему он научился у великих, как учит молодых и почему нездоровье — не помеха для выхода на сцену, народный артист России рассказал «Известиям». 

— Георгий Антонович, знаем, что вы накануне юбилея приболели. Беспокоимся... 

— Да, газеты написали, что в больницу попал, но ничего страшного, уже выписываюсь. Сам пришел обследоваться, пульс немножечко сбивался, решил подстраховаться. А тут уже раззвонили по всему городу, что у меня операция скоро — ну как так можно? Я всё время чувствовал себя нормально, полежал немного, капельницу поставили, да и всё. В юбилейном концерте 3 марта приму участие, ведь весь наш театр будет!

— Вы помните, как пришли в БДТ?

Я учился в Ленинградском театральном институте имени Островского и там познакомился с великолепным артистом, позже лауреатом Ленинской премии, народным артистом СССР Игорем Олеговичем Горбачевым. Он был моим преподавателем. Мы его на курсе очень любили, к нему прислушивались, а Горбачев сказал: «Давайте-ка попробуем в Большой драматический».

Георгий Штиль на сцене БДТ в роли Добчинского в спектакле «Ревизор» на сцене БДТ, 1972 год

Георгий Штиль в роли Добчинского в спектакле «Ревизор» на сцене БДТ, 1972 год

Фото: ТАСС/Максим Блохин

Тогда это был не театр, а какое-то светило, небесное тело, излучающее сияние. Товстоногов собрал выдающихся артистов. Каждый — огромная личность. Карский, Юрский, Лавров, Доронина, Стржельчик, Шарко, Макарова… Чуть позже пришли Олег Борисов, Юрий Демич. Такой был колоссальный ансамбль!

— Непросто было посметь…

— А я попробовал. Поступили вместе с Ваней Краско. Ну, если бы не поступил, пошел бы в другое место. Куда-нибудь взяли бы наверняка. Все-таки я окончил вуз, даже начал сниматься в кино по наведению того же Горбачева.

— Артисты, которых вы перечислили, в большинстве своем потом уехали из Ленинграда в Москву. Они потеряли или выиграли?

— Безусловно, потеряли. Никто более сильным артистом не стал. В кино только, может быть, Смоктуновский продвинулся. Но всё равно — уйти от Товстоногова значило поставить на себе крест. Конечно, это все очень талантливые артисты, но без режиссера, без Ленинграда они, на мой взгляд, стали уже не те.

— Многих уже нет, к несчастью. Недавно ушел Сергей Юрский. Вы его хорошо знали?

— Пока он жил в Ленинграде, работал в БДТ, мы с ним в течение 20 лет почти каждый день общались. Очень жалко Наталью Тенякову, супруга теперь одна без него осталась... О Юрском я узнал еще в институте, он был уже известен. Мы были хорошими товарищами. У него вообще было много друзей, к нему всегда тянулись интеллигентные, умные люди. Я учился у него, хотя на три года его старше.

Юрский — гражданин, умница, один из истинных интеллигентов города Ленинграда. В БДТ на потолке расписывались знаменитые люди: маршал Жуков, художник Марк Шагал — это Сергей придумал. Легендарный потолок мы сохранили до сих пор. Сергей был любимым артистом Товстоногова, при его участии артист стал просто великим. В Ленинграде его больше ценили, чем в Москве, считали одним из лучших. Он был заводной человек, все его уважали, любили. Капустники придумывал. Мог написать и рассказ, и пьесу — всё что угодно. А какая была потрясающая у него всю жизнь память...

А в личном общении Сергей Юрьевич был очень простой, никогда себя не ставил выше всех, не считал звездой. На рояле играл, у него был прекрасный слух, вообще — выдающийся человек.

Георгий Штиль в роли Егора в спектакле «Губернатор»

Георгий Штиль в роли Егора в спектакле «Губернатор»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Юрский считал себя комиком-эксцентриком, а в БДТ сыграл Чацкого. Театр хорошо чувствовал природу актера?

— Да. Но в первую очередь каждый актер должен был быть гражданином, понимать чувства людей, осознавать, чего хочет зритель. Публика сочувствовала всем героям от мала до велика, от эпизодика до большой главной роли. И каждое поставленное на сцене в БДТ произведение имело значение. Ставились сочинения замечательного Александра Володина, которого Георгий Александрович обожал, потрясающего драматурга с Байкала Александра Вампилова. Это были не просто спектакли, это были судьбоносные вещи. Порой никто не говорил сразу, что получилось нечто выдающееся. И вдруг — раз и прозвучало!

— Как Товстоногову удавалось раскрыть артиста?

— Он считал, что без актера ничего не может сделать, говорил: «Я весь всегда в актере». Вот и всё, великий режиссер… Сегодня внутренних основ — тех, о которых говорил Станиславский, — уже не надо, но между тем все фильмы, получившие «Оскар», были поставлены по Станиславскому. Кто лучше играет, тот получает премию.

Важно, чтобы жили на сцене и экране, а не играли, не переигрывали. Когда актер настоящий — ему веришь абсолютно. Почему зрители ходят на артиста, почему его слушают? Потому что в подлинном артисте есть внутренняя глубина.

— Товстоногов всегда был на волне успеха?

— Он был очень уважаемым человеком и режиссером. С ним общались, советовались все ведущие режиссеры мира. И БДТ в мире тоже уважали. Порой за границей нас принимали так, будто мы с луны спустились, потому что таких артистов всё же не было больше, хотя, конечно, и в Москве тогда работало множество замечательных, выдающихся актеров.

Помню один случай. Мы были с гастролями в Лондоне в 1966 году. В наше посольство пришел представитель королевской семьи, пригласил артистов на поло. Это такой командный вид спорта с мячом, в котором участники играют верхом на лошадях. Приглашение, как мы поняли, поступило непосредственно от королевы. Мы пришли, посмотрели игру, принц Эдинбургский участвовал, была и Елизавета Вторая. Потом нам объяснили, что это очень приватное зрелище и приглашают туда только избранных.

Георгий Штиль на вечере памяти, посвященном 95-летию со дня рождения Георгия Товстоногова

Георгий Штиль на вечере памяти, посвященном 95-летию со дня рождения Георгия Товстоногова

Фото: ТАСС/Юрий Белинский

— Товстоногова называли диктатором. Режиссер-диктатор — непременное условие успешного театра?

— Любой режиссер должен быть хозяином в театре, театр — это добровольная диктатура. У хорошего режиссера всегда есть свои взгляды на искусство, на театр. Если артисты ему безоговорочно подчиняются, возникает ансамбль. Георгий Александрович сделал ансамбль. Как в футболе: есть ансамбль — значит, здорово играют, нет ансамбля — бесполезно играть.

— Вы до сих пор любите футбол?

— Конечно, недавно смотрел, очень интересный матч был. Итальянские «Интер» и «Парма» играли.

— Похож футбол на театр?

Футбол — тоже спектакль. Футболисты играют для зрителя. Выдающийся футбол — такая красота… Не зря игру смотрят миллионы людей и восхищаются. У нас, к сожалению, не могут так играть. У нас футболисты очень долго думают.

— В театре бывают настоящие друзья?

— Я дружил с Леней Неведомским, с Кириллом Юрьевичем Лавровым.

— А с актрисами?

— Тоже, конечно. Актрисам в театре тяжелее, потому что женщин всегда больше, а женских ролей всегда меньше — чуть ли не в два раза. Надо обладать просто фантастическим талантом, чтобы состояться. У нас в БДТ сейчас прекрасные, просто выдающиеся актрисы.

Георгий Штиль в спектакле «Операция «Развод»

Георгий Штиль (слева) и Андрей Федорцов во время репетиции спектакля «Операция «Развод»

Фото: ТАСС/Интерпресс/Сергей Бертов

— Отдать накопленные знания, опыт не возникало потребности?

— Я преподавал немножечко, но сейчас учить студентов очень трудно.

— Другие люди?

— Не думаю, что они другие, просто сегодня многие платят за получение актерской профессии деньги и считают, что, заплатив, можно стать артистом. Так не бывает! Артиста можно направить, дать ему основы актерского мастерства, а дальше он должен сам двигаться.

— Вы ведь сейчас участвуете не только в постановках БДТ?

— Играю в «Операции «Развод» в театре Райкина, «Лес» в театре «На Литейном». Очень хороший спектакль, потрясающий просто. 1 марта он снова пройдет.

И на гастроли ездите?

— Был с БДТ в Москве, пять спектаклей прошли очень здорово. Приятно, что у нас в театре нет свободных мест.

Справка «Известий»

Георгий Штиль родился в Ленинграде 4 марта 1932 года. В 1961-м окончил Ленинградский институт им. А.Н. Островского, в том же году поступил на службу в Ленинградский академический Большой драматический театр им. М. Горького (БДТ), где служит до сих пор.

 

В фильмографии актера более 170 картин, в том числе «Даурия», «Сибириада», «Интервенция», «Улицы разбитых фонарей» и другие. Народный артист России.

 

 

Прямой эфир