Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На его фильмах и спектаклях выросло уже несколько поколений: трудно поверить, но 13 октября Марку Анатольевичу Захарову стукнет 85. В день юбилея любимого всеми режиссера, вот уже почти полвека возглавляющего «Ленком», Героя Труда Российской Федерации и просто замечательного человека «Известия» вспоминают этапы его творческой биографии.

Без иронии

Трудно рассказать о Марке Захарове в более ироническом ключе, чем тот, в каком пишет он о себе в своих книгах — одна из них называется «Театр без вранья». Можно истолковать этот заголовок в том смысле, что отпущенный режиссеру потенциал красочного вранья он приберег для кинематографа, к которому обратился, став автором около двух десятков спектаклей в Студенческом театре МГУ, Московском театре миниатюр, Театре имени Маяковского, Театре Сатиры и Театре имени Ленинского комсомола (в 1990-м он был переименован в «Ленком», уже будучи неразрывно связан с именем его художественного руководителя Марка Захарова).

Марк Захаров
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Тему вранья и конформизма, а также того, что может ему помешать, Захаров так или иначе неоднократно затрагивал в своем обширном театральном творчестве. В 1966-м поставил в Студенческом театре МГУ спектакль «Хочу быть честным» по повести Владимира Войновича о совестливом прорабе, через год практически взорвал Театр Сатиры своей постановкой «Доходного места», где Жадов в исполнении Андрея Миронова терзался невыносимым нравственным выбором, а в перестроечные годы «ленкомовский» спектакль «Диктатура совести», построенный в форме допроса, позволял протестировать на лицемерие и фальшь различных политических деятелей, исторических и литературных персонажей.

В кинематографе самый известный литературный врун, придуманный Эрихом Распе, стал и самым знаменитым лирическим героем Захарова — после фильма 1979 года «Тот самый Мюнхгаузен» по пьесе Григория Горина, впоследствии постоянного захаровского соавтора. Впрочем, там ключевая к образу строптивого фантазера фраза звучит так: «Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет». И по мнению самого режиссера, в Мюнхгаузене «сидит не только враль, но и терпеливый просветитель», заставляющий «смотреть на все явления жизни смелее, шире, выходя за рамки привычных воззрений».

В захаровском кинотворчестве безумное дело барона Мюнхгаузена, не желающего подчиняться общепринятым правилам, продолжил объявленный сумасшедшим Джонатан Свифт, сыгранный тем же самым Олегом Янковским в телефильме по пьесе того же самого Григория Горина «Дом, который построил Свифт». В этой работе творческого тандема Захаров–Горин прочитываются многие идеологические и образные мотивы «Того самого Мюнхгаузена», однако картина столь же популярна не стала. Возможно, из-за большей мрачности свифтовского мировоззрения, а возможно, и потому, что вовремя не была показана по телевидению: обыкновение эксцентричного Свифта ежегодно устраивать собственные похороны слишком перекликалось с каскадом смертей генсеков ЦК в начале 1980-х. Духовный близнец Мюнхгаузена, декан Свифт, большой выдумщик, который любил валять дурака и морочить всем голову, тем самым лишь пытался максимально правдиво отразить безумие окружающего мира. Словами Вольтера, «для него сатира была не жанр, а единственная возможность поговорить с этим миром всерьез».

Барон Мюнхгаузен - Олег Янковский во время съемок телевизионного фильма "Тот самый Мюнхгаузен". Режиссер-постановщик фильма Марк Захаров, автор сценария Григорий Горин

Барон Мюнхгаузен — Олег Янковский во время съемок телевизионного фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Режиссер-постановщик фильма Марк Захаров, автор сценария Григорий Горин

Фото: ТАСС/Александр Коньков

Совершенно серьезно

Абсолютно серьезен в своем намерении чтить Уголовный кодекс и практически не врет в вульгарном бытовом смысле Остап Бендер, герой первого самостоятельного фильма, снятого Марком Захаровым в 1976 году, — четырехсерийной телевизионной экранизации «12 стульев». Сыгранный Андреем Мироновым великий комбинатор (в котором трагического не меньше, чем комического) по сути своей не заурядный мошенник, а скорее вдохновенный постановщик, инсценировщик нестандартных ситуаций. А апофеоз его «так называемого вранья» — отчаянная в своей режиссерской смелости попытка выдать себя за художника, позволившая Марку Захарову обогатить текст первоисточника бессмертной репликой: «Я давно хотел вас спросить как художник художника — вы рисовать умеете?»

Вслед за плутовским романом Ильфа и Петрова Марк Захаров перенес на телеэкран сказочную пьесу Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». В нем герой Олега Янковского, волшебник, стирает грань между вымыслом и реальностью, при этом не то чтобы кривит душой, но лукавит, когда ставит этически неоднозначный и, в общем-то, довольно жестокий эксперимент с превращением медведя в человека, руководствуясь желанием развлечь жену и из собственного сумасбродства (как верно подмечено в одной из песен к фильму на слова Юлия Кима, чью поэзию Марк Захаров активно использовал в разных своих произведениях).

Позже к этой компании неоднозначных граждан, превращающих обман в искусство, как свинец — в золото, присоединился авантюрист, чернокнижник, алхимик и чародей граф Калиостро, в современной России в основном известный благодаря захаровской романтической комедии 1984 года «Формула любви». Постепенно у Захарова от фильма к фильму шутки Григория Горина становятся всё смешнее, а центральный образ виртуозного обманщика и манипулятора — всё печальнее и философичнее. В «Формуле любви» демонический исполнитель главной роли Нодар Мгалоблишвили грустно говорит мудрым голосом Армена Джигарханяна, претендуя на соперничество с Господом Богом: «Человек несчастен, небо отвернулось от него. Я один на земле делаю его счастливым. Он хочет богатства — я варю ему золото. Он хочет узнать будущее — я предсказываю судьбу».

Марк Захаров на торжественной церемонии вручения национальной кинематографической премии «Ника»

Марк Захаров на торжественной церемонии вручения национальной кинематографической премии «Ника»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Как и все другие его киноперсонажи, выдумщики и создатели иллюзий, граф Калиостро может считаться своего рода alter ego самого Марка Захарова, однажды определившего режиссуру как «систему созидания того, чего не знает Бог» и очень любящего применительно к своей работе такие слова, как «галлюцинация», «гипноз», «магия» и «волшебство». «Режиссура в моем представлении, — писал Марк Захаров, — все сознательные и подсознательные воздействия на психику человека. Искусство режиссуры есть право и умение распоряжаться эмоциями и экономическими ресурсами людей, вовлеченных в подвластную автору стихию творения».

Врожденная, инстинктивная тяга к режиссуре у подлинного мастера далеко не всегда связана с театром или кинематографом, что Марк Захаров блестяще продемонстрировал и в жизни — например, когда в 1991-м сжег перед телекамерой партбилет, что одни восприняли с восхищением, а другие — с насмешкой над склонностью режиссера к дешевым эффектам. Впоследствии сам Марк Захаров со свойственной ему самоиронией расценивал этот перформанс как дурацкое проявление необузданной театральности, однако ничего не поделаешь: даже в самом великом волшебнике нет-нет да и просыпается балаганный фокусник, которого тянет на рискованные, но завораживающие зрителя трюки.

 

Читайте также
Прямой эфир