Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Начальника центра МВД в Сыктывкаре задержали по делу о взрыве гранаты
Спорт
Лыжник Терентьев рассказал о своих переживаниях из-за пропуска Олимпиады-2026
Происшествия
В результате атаки украинского БПЛА под Белгородом пострадал мирный житель
Мир
Медведчук указал на желание Зеленского не проводить выборы президента на Украине
Мир
Трамп спародировал французский акцент Макрона
Спорт
Хоккеист Сукезе выразил сожаление по поводу недопуска россиян к Олимпиаде-2026
Происшествия
Два человека погибли при возгорании на производственной базе в Сургуте
Армия
Силы ПВО за пять часов сбили 40 украинских дронов над регионами России
Мир
Глава РФПИ прокомментировал новые пошлины Трампа в адрес Европы
Общество
Протаранившему машину ДПС водителю Porsche предъявили обвинение
Происшествия
В части Запорожской области отключили электроснабжение из-за атаки ВСУ
Общество
Юрист предупредил о последствиях дачи ложных показаний в суде продавцами квартир
Общество
В Херсонской области 450 населенных пунктов остались без света после обстрела
Общество
СК показал кадры последствий взрыва газа в придорожном кафе на Ставрополье
Мир
Власти Польши заявили о появлении «десятков объектов» в небе над страной
Общество
Правительство России утвердило время приезда скорой помощи за 20 минут
Мир
В Швейцарии допустили негативные последствия для ЕС в случае вступления Украины

Народ остается

Худрук «Ленкома» Марк Захаров поставил вольную фантазию на тему «Хроник» Шекспира
0
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Новый спектакль «Ленкома» «Фальстаф и принц Уэльский» обречен на аншлаг и бурные зрительские эмоции. В этом заслуга и Вильяма Шекспира, чьи создания всегда актуальны, и его интерпретатора Марка Захарова. Режиссер, по собственным словам, опасался «архаичности и тяжеловесности» текстов классика, однако с успехом их преодолел. Главным для него стал, как отмечено в аннотации, «бесценный кладезь человеческих характеров», как самых возвышенных, так и самых коварных.

В основу спектакля положены шекспировские «Хроники», посвященные царствованию Генриха IV и его сына Генриха V, до вступления на престол принца Уэльского. События, происходившие в Англии начала XV века, когда королевская власть утверждала себя в борьбе с сепаратистами-феодалами, Захаров изложил большей частью собственным текстом и назвал «вольной фантазией», но корить его за это не хочется. В конце концов, и Шекспир, создавая «Хроники», вольно обошелся с летописями Холиншеда, обогатив свою драматургию как свежими перипетиями сюжета, так и новыми героями, прежде всего колоритнейшим Джоном Фальстафом.

Захаровская история подается в музыкально-хореографическом обрамлении. Королевские деяния, исторические катаклизмы и народные праздники комментируются выходом на авансцену поющих и танцующих артистов. Ленкомовцы в этой деятельности традиционно преуспевают, тем более что петь мелодичные, одобрительно встречаемые залом куплеты авторства поэта Юлия Кима и композитора Сергея Рудницкого — одно удовольствие.

Немало приятностей сулит зрителю минималистическая, полная аллюзий сценография Алексея Кондратьева, хайтековские элементы которой собирает воедино символ власти — взметнувшаяся ввысь и отливающая металлом спираль. Незаурядный вкус и фантазию демонстрирует художник по костюмам Ирэна Белоусова. Костюмы вроде бы исторические — кринолины, буфы, камзолы, но с явной хипстерской ноткой. При желании в них можно выйти на улицу и быть отмеченным в разряде стильных горожан.

Главный герой спектакля, безусловно, Фальстаф. Марк Захаров ожидаемо обнаружил в непростом персонаже шута (образ, любимый худруком «Ленкома» еще со времен сотрудничества с Григорием Гориным) и вслед за Шекспиром сделал его центром повествования. Исполняющий эту роль народный артист Сергей Степанченко почти не уходит со сцены. Он, как Фигаро, и здесь, и там. Без него, многоликого, не обходятся ни в королевских покоях, ни в войнах, ни в трактирах. Шумный и громогласный. Нежный и застенчивый. Обжора и выпивоха. Плут и пройдоха, нигде и никогда не упускающий свою выгоду. Верный соратник, готовый умереть ради друга. Балагур и враль, которому всегда и везде везет. В своем разнообразии он постоянен, как смена дня и ночи. Респект — актеру, который делает эту статику интересной.

У Дмитрия Певцова, сыгравшего его антагониста, принца Уэльского, актерская задача еще более сложная. Два часа сценического времени он играет отчаянного парня. Немного флиртует, слегка интригует, с огоньком, но в меру шалит на дорогах, грабя зазевавшихся путников. Сильно рисковать репутацией нельзя — отец, Генрих IV (Игорь Миркурбанов), болен, и английская корона вот-вот станет для принца реальностью. На осознание этого факта и перековку сознания (был наследник-хулиган — стал король-тиран) режиссер отводит актеру максимум четверть часа. Певцову, с его отменной техникой и богатым опытом перевоплощения в венценосных особ, этого хватает. Монолог на троне в окружении безмолвствующих граждан достойно венчает отличную работу народного артиста.

Еще одной титулованной ленкомовке Александре Захаровой Марк Захаров доверил ответственную роль леди Перси, она же Кэт — своего рода британская Жанна д’Арк, она же воплощение любви и милосердия, которых так недостает воинственной монархии. Искусно чередуя клоунаду и лирику, фарс и мелодраму, актриса проводит свою героиню по этапам феерической и трагической судьбы.

Смертей, как и принято у Шекспира, в спектакле много. Но есть один бессмертный — Фальстаф. Истребить его невозможно, как нельзя уничтожить здравый смысл и мудрость народа. А герой Сергея Степанченко, справедливо заслужившего зрительскую овацию, и есть народ. Величина неизменная и вечная. Короли уходят, народ остается.

 

Читайте также
Прямой эфир