Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Кремле указали на большой интерес к пресс-конференции Путина
Авто
Аналитики подсчитали число автоновинок России в ноябре
Авто
Московских водителей в 2025 году оштрафовали на 10 млн руб. за помехи трамваям
Мир
Землетрясение магнитудой 7,2 произошло на севере Японии
Мир
В Кремле сообщили о продолжении контактов Москвы и Вашингтона
Армия
Средства ПВО сбили 15 украинских БПЛА над регионами России
Общество
Путин предложил направить средства от штрафов на общественный транспорт
Происшествия
Система ПВО сбила несколько воздушных целей над Белгородской областью
Мир
На северо-востоке Японии зафиксировано цунами высотой 40 см
Экономика
Мишустин заявил о росте ВВП России на 10% за последние три года
Мир
Шойгу прибыл во Вьетнам для переговоров с военно-политическим руководством
Мир
Глава МИД Польши созвал экстренное совещание Совета стран Балтийского моря
Общество
В России планируют возвести свыше 100 млн кв. м жилья до конца года
Общество
Бизнесмен Ебралидзе получил новый срок в колонии за уклонение от уплаты налогов
Общество
ВККС не продлила полномочия Петру Серкову
Интернет и технологии
Путин поручил обеспечить финансирование нацпроектов технологического лидерства
Происшествия
Один человек погиб в результате ДТП на Киевском шоссе в ТиНАО

«Будущее — за театральной антрепризой»

Народный артист России Юрий Чернов — о творческой независимости, пагубной зависимости и хорошей зависти
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Под Новый год москвичи и гости столицы могли увидеть в деле замечательного комедийного актера Юрия Чернова. 30 декабря он играл в спектакле «Насмешница Фаина» (ДК имени Зуева), 31-го — «Любовь и голуби» (Музей Высоцкого). В беседе с «Известиями» народный артист России вспоминал, зачем пошел в цирковое училище, как попал в театр, а также рассказал о своем сходстве с клоуном Олегом Поповым и съемках в фильме «Приключения Электроника»

— Помнится, раньше вы играли в Театре сатиры, но сейчас ушли в антрепризу?

— Да. Это независимость, за антрепризой, уверен, будущее. Почти в каждом спектакле пытаюсь использовать свое умение либо жонглировать, либо играть на инструментах. В спектакле «Жена-интриганка», например, играл на балалайке.

— Как относитесь к репертуарному театру? Его еще называют театром-домом.

— Сейчас уже, к сожалению, почти нет такого явления как театр-дом с его содружеством актеров.

— Многие уверены, что и кино уже не то.

— Какие были актеры! Например, Леонид Харитонов — как он сыграл солдата Ивана Бровкина! Многие картины имели успех именно благодаря талантливым артистам. Мне посчастливилось сниматься с Леонидом Харитоновым в сказке «Там, на неведомых дорожках». Он играл царя Макара, а я писаря Чумичку. Харитонов был скромный, лишенный «звездности» человек.

И еще — в фильмах звучали замечательные песни. К сожалению, таких уже нет, как нет и композиторов. Почему? Да потому что продюсер считает каждую копейку. И правда, «зачем нужны какие-то песни». Сегодня можно назвать лишь 1–2 картины, мелодии из которых ушли в народ, а раньше… 

— Дело только в деньгах?

— Не только. Сегодняшнему автору непонятно, про что писать. Популярные темы: бандиты убивают, расстреливают, грабят. Жены изменяют мужьям, мужья — женам.

— Вы меньше снимаетесь в сегодняшнем кино, потому что не верите в него?

— Просто потому что очень люблю театр. Я приехал из Куйбышева поступать в Москву в театральный. С детства нравилось выходить на сцену нашего Дворца культуры. Мальчишкой играл в народном театре вместе со взрослыми, рабочими завода «Прогресс». А кино — это другое.

До сих пор не понимаю, как в первый съемочный день мы снимаем финал картины, где твоего героя либо убивают, либо он уезжает. А потом через три дня или неделю снимаем начало фильма, потом середину. И потом — как так получается, что идет развитие твоего персонажа, а ты не принимаешь в нем участия? Всё создает режиссер и монтажер, которые склеивают кадры. Порой так склеят, что от твоей роли ничего не остается. На сцене все по-другому. Я вышел, играю, говорю, пою — проживаю свой образ.

— Кроме театра, вы выбрали еще цирк, почему?

Цирк я не выбирал, он меня сам выбрал. На Трифоновской улице в Москве было общежитие ГИТИСа, где проживали иногородние ребята — абитуриенты. Я приехал с гитарой, и меня один парень, который поступал в цирковое, попросил ему подыграть на экзамене. В училище меня увидела некая женщина и предложила принести к ним документы. Как потом оказалось, она служила в учебной части, ее очень любили и уважали все студенты. Это была Антонина Парфентьевна Майхровская, сыном которой был известный клоун Май — Евгений Майхровский.

— Она не говорила потом, чем вы приглянулись?

— Она увидела во мне потенциал клоуна, и я был похож на Олега Попова. Потом была однокурсница, которая при встрече часто называла меня просто «Олежка».

— С Олегом Поповым встречались?

— А как же! Был такой двухсерийный телевизионный фильм «Карнавал» о жизни клоунов. Олег Константинович сыграл в нем главную роль. А я — юного клоуна. Пел трогательную песню, которую написал Юрий Михайлович Чичков.

— Кто еще из великих цирковых деятелей учился с вами?

— Например, народный артист России Сергей Игнатов. Великолепный жонглер. Приходим утром, а Сережа жонглирует кольцами в манеже. Выходим в обед — продолжает  жонглировать. Отзанимались, уходим, а он остался, у него с собой термос, бутербродики. Заканчиваем учиться, а у Игнатова готов номер, который потом закупили многие страны мира. На гастроли уже ждали в Канаде, Америке, Японии.

Много лет спустя как-то встречаю я Сережу Игнатова на улице, он приглашает на представление. Мы пришли с дочкой, женой. После первого отделения приходим к нему за кулисы, а он репетирует: мы и не заметили, что какой-то трюк у него не получился. Вот это и есть труд циркового артиста. А в кино в перерывах между съемками артисты могут пойти покурить. Цирковые — труженики великие.

— И все же, несмотря на то, как вы любите цирк, из театра не ушли.

— Артист театра играет роли, а клоун — это маска. Да, есть высший пилотаж, такие клоуны, как Карандаш, Попов, Енгибаров, Никулин, Шуйдин, Щукин, Серебряков, но их совсем немного. А я всегда мечтал играть разные роли. В одном спектакле я один, в другом — другой.

— Помню вас в кино как «папу Электроника», вы многим именно в этом образе запомнились.

— Не так давно был юбилей картины «Приключения Электроника», мы встречались у Малахова с братьями Торсуевыми, которые сыграли близнецов. Говорю: «Ребятки ну, где мой сын, покажись?» Один отвечает: «Я, папа». До сих пор их друг от друга не отличаю. Видимся с ребятами иногда на съемках программ.

— Электроник во времена СССР был просто кумиром поколения.

— А в моей роли не было ничего особенного, просто подъезжал к дому на большом рефрижераторе. Режиссер картины, думаю, взял меня в фильм, потому что до того я сыграл двоечника в «Доживем до понедельника». И он решил провести такую параллель — якобы у бывшего двоечника растет замечательный ребенок, который подружился с роботом.

— И все же пророческий фильм был, машины людей сегодня побеждают.

 Вот вам и фантастика. Взять хотя бы мобильные телефоны. Какое-то время назад трудно было себе представить, что можно ехать в поезде или на машине и разговаривать с человеком, который находится на другом конце света.

Однажды рассказываю о фильмах со сцены в исправительной колонии для несовершеннолетних, забыл выключить мобильный, и мне позвонили. Взял трубку — объясняю: «Извините, пожалуйста, не могу говорить, выступаю перед хорошими ребятами, которые сидят в зрительном зале и внимательно меня слушают». Положил трубку в карман и говорю: «Ребята, посмотрите, как изменились технологии, кто бы мог подумать 15–20 лет назад, что такие вот телефоны будут возможны. Изменился мир, а человеческое сознание стало жестче, люди озлобились, что с нами происходит?» Потом начальник колонии меня благодарил — беседа и фрагменты картин с моим участием произвели на ребят большое впечатление.

— Вы выступали в тюрьмах?

 И не только в наших, но и в американских. И у нас, и у них там очень благодарные слушатели. Люди с алкогольной зависимостью тоже были моими зрителями. У меня был период, когда возникали сложности с алкоголем, а потом я несколько лет не брал в рот ничего спиртного. 

Как режиссер я сделал концертную программу на алкогольную тематику, и наша группа — актеры и врачи-наркологи — уехали в Америку для обмена опытом. Давали концерты, врачи выступали с лекциями. Помню, фото с наших выступлений печатали на первых полосах местных газет, везде была информация о том, что мы прибыли из России.

— Вы часто бываете на кинофестивалях. Какие встречи вам запомнились?

— Как-то меня пригласили на кинофестиваль во Владивостоке «Меридианы Тихого». И повстречался мне там смешной, обаятельный человек в шляпе. «Кто же такой? — думаю. — На актера не похож». Оказалось, что это сын знаменитого Юла Бриннера, кумира моего детства, актера, который сыграл в фильме «Великолепная семерка». А приехал он во Владивосток, потому что это родина его отца.

Я очень любил Юла Бриннера, знал о нем и по дружбе с Лешей Димитриевичем — тот самый наш знаменитый эмигрант, песня которого «Я милого узнаю по походке» стала классикой. Юл Бриннер, кстати, известен мне не только по киноролям, но и по песням, которые он пел с Димитриевичем. Вместе они, к сожалению, записали только один диск

— Любите музыку?

— Очень люблю блюз и джаз. Дома на первом этаже слушаю радиостанцию «Орфей», а на втором — джаз. Рок-н-ролл мне тоже не чужд. На фестивале «Киношок» я был председателем детского жюри «Киномалышок». Приехали в Крымск, и девочка, которая входила в состав жюри, неожиданно запела рок-н-ролл. И как запела! Я пустился в пляс. В фойе с одной стороны стоят кадеты, с другой — первоклассники в белых рубашках. А дедушка Юра отплясывает рок-н-ролл. А кадеты знаками показывают, мол, молодец, старик!

— Вы когда-нибудь испытывали зависть?

— Иногда смотришь спектакль или фильм и думаешь: «Как жаль, что я в нем не играю». Только так.

Справка «Известий»

Юрий Чернов окончил Московское цирковое училище, затем ГИТИС.

Широкую известность приобрел после роли двоечника Сыромятникова в картине «Доживем до понедельника» (1968). Играл в Театре Луны, «Школе современной пьесы», Театре сатиры. В фильмографии актера более 30 картин. Снимался в юмористических киножурналах «Ералаш» и «Фитиль».

 

 

Читайте также
Прямой эфир