Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Представитель Эрдогана указал на настрой Запада разжигать конфликт на Украине
Мир
Польша потребовала у ЕС €2 млрд за поставки вооружения Украине
Армия
Гранатометчики поразили блиндаж боевиков на марьинском направлении
Мир
Представитель Эрдогана напомнил об открытости Турции в вопросе расширения НАТО
Происшествия
В Омске произошел пожар на складе с пластиком на площади 3500 кв. м
Наука и техника
Огромный астероид пролетел между орбитами Земли и Луны впервые за десять лет
Спорт
Дацику понадобилось меньше минуты на нокаут Мондрагона
Туризм
Первые с 2020 года рейсы из Владивостока в Китай запустят уже в воскресенье
Происшествия
На проспекте Вернадского в Москве загорелась квартира на 24-м этаже
Мир
Сенатор Пушков напомнил Байдену о насмешке про дружбу РФ с Китаем и Ираном
Мир
Подоляк попросил ЕС усилить поставки вооружения и санкции против РФ
Общество
Спасатели нашли трех пропавших снегоходчиков на Камчатке
Мир
Более 630 тыс. человек вышли на акции протеста по всему Израилю

«Музыка может быть светом во всем этом мраке»

Оперная певица Джойс ДиДонато — об искусстве войны и мира, любви к русской литературе и онлайн-школе для молодых исполнителей
0
Фото: Московский концертный зал «Зарядье»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

29 ноября и 1 декабря в концертном зале «Зарядье» выступит знаменитая меццо-сопрано, обладательница Grammy Джойс ДиДонато. Впервые в России она представит программу In War and Peace: Harmony through Music. О том, как сделать старинную музыку актуальной, певица рассказала «Известиям».

— В Москве вы выступите с оркестром барочной музыки Il Pomo d’Oro. Почему вы решили работать именно с этим молодым коллективом?

— Наше сотрудничество началось лет семь назад, когда мы вместе работали над нашей программой Drama Queens. Я высоко оцениваю их мастерство. То, что они делают, мне идеально подходит. Что касается конкретно этой программы, мне нужны были музыканты, готовые к театральным элементам на концертной сцене. Ребята из Il Pomo d’Oro оказались абсолютно открыты к этому и сделали всё прекрасно.

К тому же я вдохновлена дирижером оркестра. Максим Емельянычев — один из самых любознательных, креативных музыкантов, которых я когда-либо встречала в своей жизни. Когда ты находишь партнера, настолько талантливого и страстно любящего музыку, — понимаешь, что тебе повезло встретить особенного человека. Наши концерты никто не назовет рутинными и не сравнит с репетицией. Мир должен быть счастлив, что есть такой русский музыкант.

— В своей программе вы будете говорить со зрителем о войне и мире. Что послужило толчком для ее создания?

— Меня потрясла трагедия в Париже — теракт в ноябре 2015 года. Тогда в ресторанах в разных районах города и в концертном зале «Батаклан» погибли 130 человек и несколько сотен были ранены. Но не только та беда, а каждое подобное событие причиняет мне боль. Мне кажется, что мир погружается в хаос.

Я была в моем родном Канзасе, когда пришло известие о парижском теракте. И мне захотелось создать проект, какой я никогда не делала прежде. Что-то нам должно помочь найти дорогу к миру, и это чудо может совершить музыка. Я считаю, и многие со мной согласны, что музыка может быть светом во всем этом мраке. И именно это я хотела выразить своей программой, названной «В войне и мире: К гармонии через музыку».

— Концерт поделен на две части — соответственно «Война» и «Мир». В какой из них вы чувствуете себя комфортнее?

— Наверное, это странно и точно противоречит моему духу, но часть «Война» более драматична, театральна и, пожалуй, более выигрышна для сцены. А в части «Мир» я пою музыку, исполненную красоты и гармонии. И для меня, и для слушателя это как контрастный душ! Например, арию Сусанны «Кристальные ручьи в журчащих потоках» из оратории Генделя «Сусанна». Она длится девять минут, и кажется, будто время останавливается.

— Для вашей программы костюмы создавала модельер Вивьен Вествуд. Как экстравагантность ее стиля уживалась с оперным консерватизмом?

— Мы работали над костюмами вместе с командой Вивьен Вествуд. Например, участвовали в выборе тканей, подсказывали, какие из них помогли бы создать нашу музыкальную историю. Гламур и экстравагантность от Вествуд всё же присутствуют на сцене, но они выглядят иначе — чистыми и сияющими.

Мы хотели поиграть с идеей тьмы, света и их трансформации. Предполагалось, что «военные» костюмы должны быть как доспехи, армейское обмундирование. В них должны присутствовать стальной серебряный цвет с острыми углами и изломанными контурами, будто поврежденными в битвах. Это тоже гламур, но такой, который вбирает в себя ощущения разрушения и жестокости.

Во второй, «мирной», части костюмы всё еще серебристого и стального цвета, но впечатление они производят иное — невероятно нежное. Изумительный материал в движении напоминает прозрачную воду. Так что опера и высокая мода прекрасны в своем симбиозе.

— На концерте вы предлагаете зрителям пройти опрос. Они должны ответить вам, где сейчас нам найти мир, когда вокруг хаос. Зачем это нужно?

— Я придумала это голосование не для того, чтобы прочесть все варианты ответов. Скорее наоборот, оно больше нужно зрителям. За два года, что существует этот проект, хаос вокруг нас всё больше усиливается. И я нахожу, что мой опрос, а вернее, вопрос может побудить людей к действию. Мне кажется, когда человек напишет свой ответ, он подсознательно будет искать выход из хаоса, станет ответственным, а не просто безучастным наблюдателем жизни, делая вид, будто его это не касается.

— «Война и мир» — это еще и название романа Льва Толстого. Вы знакомы с русским классиком и его произведениями?

— Моя глубочайшая связь с русской литературой началась как раз с имени Льва Толстого и его романа «Воскресение». В 1998 году в «Хьюстон Гранд Опера» мне предложили исполнить партию Катюши Масловой в одноименном произведении композитора Тода Маховера. Я прочитала роман, и он меня задел за живое. Это великая честь — воплотить образ Катюши на сцене. Поэтому связь с русской литературой у меня тесная и даже судьбоносная. Ведь это был мой дебют на большой сцене.

— Как вы относитесь к проблеме беженцев в Европе?

— Эту проблему не решить границами, законами и указами политиков. Вопрос намного глубже. Это прозвучит ужасно наивно, но мне кажется, что люди гораздо лучше, нежели о них думают. Мы должны относиться к другим так, как хотим, чтобы относились к нам. Я верю в человечество, но всё же его нужно воспитывать и учить.

У нас очень мало возможностей контролировать действия других, но мы можем совершенствовать свой внутренний мир. В конце дня, когда я чувствую, что нахожусь в состоянии войны с миром или с самой собой, — на душе у меня тяжесть и мрак. И что в таком случае делать? Улыбаться. И да будет свет!

— У России и Америки сейчас сложные отношения. Как вы думаете, музыка может здесь помочь?

— Я думаю, что музыка — ключевой фактор диалога. Я — американка, Максим Емельянычев — русский. Мы стоим рядом плечом к плечу, и ничего больше для нас в этот момент не имеет значения, кроме музыки и того месседжа, который мы хотим донести. Надо просто позволить эмоциям и невероятной силе искусства захватить вас и, возможно, изменить. И это является одним из величайших примеров того, на что способна музыка.

— Вы никогда не задумывались об учениках? Не хотели бы передать свое мастерство молодым исполнителям?

— Я думаю о том, чтобы создать онлайн-школу. Много молодых певцов говорят мне, что видео, которые я снимаю, мои мастер-классы или прямые эфиры помогают им развиваться. Когда я была моложе, мечтала быть педагогом, но я даже помыслить не могла о том, что у меня будут сотни тысяч студентов. И это всё дает интернет. Поэтому я хочу продолжать работать в этом направлении.

— Что делает вас счастливой?

— Простые вещи. Например, смотреть, как цветут мои цветы, поймать неожиданный взгляд ребенка, сделать на гриле сэндвичи с сыром для своего пасынка... Да просто — теплый вечер и объятия любимого, а еще вкусный ужин в его исполнении. Самые незначительные моменты, за которыми стоит любовь, доброта, сердечность, — всё это делает меня, как и любого человека, счастливой. Именно таким простым вещам я всегда радуюсь. Они приносят мне душевный комфорт и напоминают о том, что действительно важно в жизни.

Справка «Известий»

Джойс ДиДонато — американская оперная певица, меццо-сопрано. Получила образование в Уичитском университете. Участвовала в молодежной программе «Хьюстон Гранд Опера». В 1996 году выиграла конкурс, проводимый The Metropolitan Opera. В 1998 году дебютировала в мировой премьере оперы «Воскресение» Тода Маховера в «Хьюстон Гранд Опера». В 2000 году была удостоена премии Awards Recognizing Individual Artistry. Тогда же дебютировала в La Scala. В 2010-м получила главную музыкальную премию Германии ECHO Klassik. Выступала на многих мировых оперных сценах. В 2012 году стала лауреатом премии Grammy.

 

Читайте также
Реклама
Прямой эфир