Газ и тормоз: «Северный поток – 2» сэкономит европейцам €8 млрд в год
Доступ европейских граждан к «Северному потоку – 2» позволит им сэкономить порядка €8 млрд в год за счет снижения цены газа на 13%. Об этом «Известиям» заявили в пресс-службе компании — оператора проекта Nord Stream 2 AG. Газопровод планируется построить к концу 2019 года. К настоящему моменту проект столкнулся с двумя реальными проблемами. Во-первых, позиция Дании делает вероятным перенос запуска газопровода на более поздние даты. Во-вторых, поправки к газовой директиве Евросоюза, принятые в середине апреля, ставят под вопрос сроки его окупаемости. Правда, как отметил постпред России при ЕС Владимир Чижов, в Москве не видят в этом препятствий.
Как сообщили «Известиям» в Nord Stream 2 AG, к середине апреля уложено более 1000 км двух ниток газопровода и на данный момент строительство продолжается в России, Финляндии, Швеции и Германии. В компании подчеркнули, что затягивание запуска не выгодно никому, поскольку отсутствие доступа к ресурсам недорогого природного газа повысит уровень цен на голубое топливо по всей Европе. За каждый день задержки рядовые граждане и промышленные предприятия будут вынуждены платить €20 млн.
— Если газопровод будет построен к концу 2019 года и введен в эксплуатацию в 2020 году, европейские семьи получат доступ к источнику газа с более низкой себестоимостью и сэкономят €8 млрд в год. Это произойдет за счет того, что цены снизятся на 13%, — сообщили в пресс-службе Nord Stream 2 AG.
Тем не менее реальные сроки запуска, как и будущая рентабельность проекта, до сих пор остаются под вопросом. В частности, из-за действий властей Дании, затягивающих строительство «Северного потока – 2», и поправок, которые недавно были внесены в газовую директиву Евросоюза.
Спокойно в Датском королевстве
К апрелю 2019 года Дания осталась единственным из пяти государств, так и не выдавшим разрешение на строительство газопровода в Балтийском море. Остальные участники — Германия, Россия, Финляндия и Швеция — сделали это еще к середине 2018 года.
До недавнего времени на рассмотрении Копенгагена находилось две заявки на прокладку труб в датских территориальных водах, которые Nord Stream 2 AG подавала в апреле 2017 года и августе 2018-го. Обе находятся в подвешенном состоянии, поскольку датский регулятор до сих пор их не отверг и не одобрил.
Насколько вероятно положительное решение — большой вопрос. Дело в том, что, согласно поправкам к датскому закону о континентальном шельфе, внесенным в 2017 году, местные власти могут отклонять заявки на строительство трубопроводов в своих территориальных водах исходя из соображений внешней политики и политики безопасности страны, Евросоюза и НАТО. И это может коснуться не только грядущих запросов, но и тех, что были поданы до вступления закона в силу. Таким образом, они могут быть заблокированы по политическим мотивам.
15 апреля стало известно, что к двум заявкам прибавилась третья — на строительство газопровода по альтернативному маршруту, проходящему в исключительной экономической зоне Дании к югу от острова Борнхольм, то есть уже в международных водах. Это значит, что запретить прокладку труб Копенгаген не сможет. Тем не менее датский регулятор заявил о твердом намерении провести экологическую оценку СП-2, а на это ему потребуется по меньшей мере шесть месяцев. По словам гендиректора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, точно сказать, когда будет принято решение и будет ли оно принято вообще, нельзя.
— Дело в том, что Дания ничего не запрещает. Она просто затягивает с выдачей разрешения, — отметил «Известиям» эксперт. — Сложно понять, что здесь является мотивацией, особенно учитывая, что разрешение было выдано на проект «Северный поток – 1», который успешно реализован и работает.
Как ранее писали «Известия» со ссылкой на источники в российских дипломатических кругах, в Москве позицию Дании объясняют давлением со стороны Вашингтона, «который выкручивает руки партнерам, чтобы вытеснить российский газ с европейского рынка и наполнить его своим СПГ».
Угроза окупаемости
Что касается сроков окупаемости газопровода, то они могут сместиться в связи с поправками к газовой директиве ЕС, которые 15 апреля были одобрены Советом ЕС. Брюссель выступает против «Северного потока – 2» с самого начала реализации проекта, мотивируя это тем, что поставки газа из России ставят европейские страны в зависимость от Москвы и тем самым подрывают их энергетическую безопасность.
Согласно внесенным в директиву изменениям, поставщик газа не может быть одновременно владельцем газопровода. При этом он должен гарантировать другим поставщикам доступ к нему. Соответственно, «Газпром», которому принадлежит 100% акций Nord Stream 2 AG, должен отказаться от функций оператора. Это значит, что проект окупится гораздо позже, чем предусматривали акционер и инвесторы.
По газовой директиве есть одно уточнение: если трубопровод принадлежит компании из страны, которая не является членом ЕС, то ее соблюдение контролирует государство, через территорию которого газопровод попадает на территорию Евросоюза — в данном случае Германия. Она же (правда, при согласовании с Еврокомиссией) может сделать для СП-2 исключение из новых правил.
Как заявили «Известиям» в Nord Stream 2 AG, сейчас реализация проекта идет строго в соответствии с текущим законодательством Евросоюза и при полной поддержке его финансовых инвесторов. В Москве также уверены, что проекту ничто не угрожает.
— Мы исходим из того, что это коммерческий проект, за который отвечает консорциум, зарегистрированный в швейцарском кантоне Цуг, — рассказал «Известиям» Владимир Чижов. — Его руководство говорит, что оно не видит препятствий от этой директивы и что поправки к ней учитывают специфичность ситуации по «Северному потоку – 2».
Тем не менее внесенные в директиву изменения всерьез обеспокоили глав консорциума. Накануне одобрения поправок в Совете ЕС исполнительный директор Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг написал письмо главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру, в котором попросил сделать для СП-2 исключение. Сложность заключается в том, что послабления доступны тем проектам, которые введены в эксплуатацию до вступления поправок в силу (а это произойдет в июле — за полгода до запланированного окончания строительства СП-2).
В Nord Stream 2 AG ждут ответа Еврокомиссии до 13 мая. Что будет после этой даты, в обращении компании не сказано. Однако, учитывая, что в письме есть отсылка к положениям Энергетической хартии, которые запрещают дискриминацию отдельных инфраструктурных проектов, вполне возможно, что противостояние компании с Еврокомиссией продолжится уже в суде.