Руки через реку: Сирия планирует восстановить мосты над Евфратом
Сирия при поддержке России и Китая в ближайшее время начнет восстанавливать мосты над Евфратом. Об этом «Известиям» на полях Ялтинского форума заявил министр экономики САР Мухаммед Самер аль-Халиль. Все переправы, связывающие северо-восток республики с основной территорией, были намеренно разрушены ударами сил ВВС международной коалиции. По словам министра, работа по реконструкции начнется в ближайшее время, сейчас сирийское правительство ведет переговоры с Москвой и Пекином о предоставлении помощи. В Госдуме «Известиям» заявили, что только восстановление инфраструктуры сможет вернуть арабскую страну в мирную жизнь и сохранить единство ее территории.
Мосты объединяют
Как рассказал «Известиям» министр экономики Сирии, восстановление мостов – приоритетная задача его правительства, поскольку она позволит интегрировать северо-восточные области, отделенные от основной части страны рекой Евфрат.
— Мы планируем обратиться за помощью в восстановлении переправ к дружественным странам. Это Россия, Иран, Китай, — уточнил политик. — Но на данный момент все наши силы сосредоточены на решении проблем с водоснабжением, санитарией, электричеством и топливом в освобожденных районах. Восстановлением мостов мы обязательно займемся, но позже — сейчас прорабатываем этот вопрос с инженерной точки зрения.
Министр также напомнил, что Пекин согласился выделить более $120 млн на восстановление Сирии и планирует включить арабскую республику в проект «Один пояс — один путь».
Таким образом, реконструкция мостов над Евфратом может помочь Поднебесной подключиться к транспортной инфраструктуре страны и получить доступ к средиземноморскому побережью САР в рамках «Одного пояса». Тем более, что еще в 2017 году заместитель председателя Китайско-арабской ассоциации по взаимному обмену Цинь Юн говорил, что компании из КНР готовы инвестировать более $2 млрд в создание индустриального парка в Сирии.
Не стоит забывать, что решение о восстановлении мостов зависит не только от Дамаска, поделился с «Известиями» эксперт РИСИ, востоковед Владимир Фитин. По мнению эксперта, вопрос буксует из-за позиций американских военных, а также Турции.
— Интеграция северо-востока САР, к сожалению, не решится одними лишь мостами. Всё зависит от того, останутся ли там американские военные, а также от того, как поведет себя турецкое правительство и представители курдских групп, — пояснил эксперт. — Строительство мостов облегчит прохождение сирийской военной техники, в том числе танков, но на прямую конфронтацию с американцами сирийское правительство не пойдет.
И всё же, по мнению востоковеда, если Дамаск начнет восстанавливать переправы, то американцы или иные стороны вряд ли применят силу и начнут бомбардировки инфраструктуры. Наведение мостов — в интересах всех сторон, отметил эксперт.
Как заявил «Известиям» зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа, Россия заинтересована в скорейшем восстановлении Сирии, поэтому наши компании могут принять участие в реконструкции мостов через Евфрат.
— Для сохранения единства республики, а также для того, чтобы наладить мирную жизнь, очень важно восстановление всей инфраструктуры страны. К сожалению, множество объектов было разрушено коалиционными силами, — напомнил политик. — У России есть богатый опыт в возведении мостов, наши компании могли бы оказать помощь в восстановлении мостов над Евфратом.
Стоит напомнить, что в прошлом году российские военные возвели в районе Дейр-эз-Зора понтонный мост.
Евфрат течет с самого севера страны до юго-восточной границы с Ираком и разделяет страну на две части. Его средняя ширина на территории Сирии достигает 180 м. Полноводная река стала естественной защитой для курдских формирований, которые смогли подчинить себе одну треть страны. Все мосты через реку — а их более десятка — были разрушены международной коалицией под эгидой США. Целью было обезопасить близкие американцам курдские силы от угрозы ИГИЛ (запрещен в РФ).
Разрушен и крупнейший мост непосредственно в самом Дейр-эз-Зоре, по которому проходила стратегическая трасса № 7 из Камышлы в Дамаск.Начиная с января на обоих берегах реки собираются многотысячные митинги — местные жители требуют восстановить мосты, чтобы облегчить доступ к больницам и школам.
Дело пахнет керосином
Министр экономики САР в беседе с «Известиями» также рассказал, что восстановление мостов позволит вернуть контроль над производством и экспортом нефти из северо-восточных областей страны.
— Правительство, к сожалению, до сих пор не восстановило его. Основная часть месторождений пока находится под контролем курдских вооруженных формирований, — заявил политик.
Следует отметить, что крупнейшие месторождения Сирии находятся в восточной части провинции Дейр-эз-Зор, у границы с Ираком. Территорию контролируют курды.
Арабская республика с начала апреля переживает серьезный топливный кризис. На заправках в Дамаске выстроились километровые очереди, многие жители перешли на гужевой транспорт, что вызвало язвительную реакцию у представителей оппозиции. Причина кризиса, по мнению арабоязычных СМИ, в сокращении поставок нефти из Ирана. Как известно, в мае США введут полный запрет на закупки нефти из Исламской Республики.
В понедельник госсекретарь Майк Помпео заявил, что предыдущие исключения для восьми стран, разрешавшие им полгода продолжать закупки нефти из Ирана, продлеваться не будут. На этом фоне мировые цены на черное золото существенно выросли — стоимость барреля марки Brent подскочила на 3% и торгуется на уровне $74 — впервые с ноября.
По словам Владимира Фитина, с одной стороны, американцы хотят приструнить Иран, с другой же, им выгодно оставить приемлемые цены на топливо на внутреннем рынке США. Эксперт отметил, что Россия, если это потребуется, может начать поставки нефти в Сирию хоть сегодня.
Нехватка топлива и восстановление САР обсуждались на встрече вице-премьера РФ Юрия Борисова и президента Сирии Башара Асада на прошлой неделе. Российский политик по итогам переговоров заявил, что «есть конкретные предложения» по разрешению бензинового кризиса, «сирийская сторона должна дозреть до их решения». Что подразумевается под конкретными решениями вице-премьер не уточнил.
Тема реконструкции сирийской инфраструктуры стала одной из ключевых на февральской встрече российского, турецкого и иранского лидеров. На прошедших 25 апреля переговорах астанинской тройки на уровне МИД эта тема стала одной из магистральных.