Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
Байден подписал пакет законов о дополнительной военной помощи Украине
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
В Дохе прошли первые очные переговоры России и Украины по возвращению детей
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Мир
СМИ сообщили о подготовке Швеции к ударам по энергетике в случае войны
Мир
Лукашенко избрали председателем VII Всебелорусского народного собрания
Мир
В США указали на подрыв авторитета НАТО из-за попыток Вашингтона развалить РФ
Мир
Власти Германии и Британии заявили о планах усилить присутствие в Прибалтике
Мир
В Варшаве украинцы заблокировали паспортный сервис с требованием выдать документы
Мир
Глава МВД Нигера заявил о намерении страны купить вооружения у России
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Весной 2019 года исполняется 80 лет с момента начала одной из самых крупных и одновременно неудачных военно-морских программ: в это время в 1939 году в Британии шла подготовка к строительству масштабной серии новейших линкоров типа «Лайон», которые имели все шансы стать сильнейшими кораблями в своем классе, построенными во время Второй мировой войны. Об этих кораблях и о том, почему они так и не появились на свет, — в материале «Известий».

Экономия на тоннах

Вторая половина 1930-х годов ознаменовалась возобновлением военно-морской гонки. В предчувствии близкой войны ведущие морские державы мира одна за другой принимали всё более амбициозные программы строительства флота. Не оставалась в стороне и Британия, причем если заказанные в 1936-м и заложенные на верфях в 1937-м линкоры типа «Кинг Джордж V» были еще довольно старательно уложены в лимиты Лондонского соглашения 1936 года, ужавшего главный калибр линкоров с допущенных Вашингтонским договором 1922 года 406 мм до 356 мм и сохранившего вашингтонское же ограничение на водоизмещение в 35 000 длинных (35 560 метрических) тонн, то следующая серия уже вышла за эти рамки.

Выход был предопределен: уже весной 1937 года Япония и Италия отказались от подписания второго Лондонского договора, что поставило Великобританию в довольно глупое положение: заранее спроектированные под эти нормы корабли уже были заказаны, первые два даже заложены, а для трех остальных шла интенсивная подготовка к работам. Партнеры по переговорам — как потенциальные союзники, так и вероятные противники — в это же время уже либо строили, либо проектировали заметно более сильные корабли. В итоге после недолгого размышления британцы, французы и американцы летом 1938 года подписали протокол об изменениях в договоре, разрешив себе строить линкоры водоизмещением в 45 000 длинных (45 720 метрических) тонн и с главным калибром в 406 мм.

Британский линейный корабль «Кинг Джордж V»

Британский линейный корабль «Кинг Джордж V»

Фото: commons.wikimedia.org

Для того чтобы понять, какой смысл имели все эти ограничения, необходимо иметь в виду, что в 1936 году при оценке ВВП Соединенного Королевства примерно в £5 млрд в тех ценах, военные расходы составляли менее 3% от этого показателя, не достигая £150 млн.

Заказ пяти линкоров типа «Кинг Джордж V» требовал в течение следующих четырех лет израсходовать около £30 млн только на постройку этих кораблей, не считая прочих программ перевооружения: британская военная машина в силу экономических проблем, всё сильнее влиявших на обороноспособность империи, серьезно отставала в разработке новых типов вооружений и военной техники всех классов, и в условиях надвигающейся войны свою долю в финансах потребовали представители всех родов оружия.

Рост цен в этих условиях был малоприемлем, да и переделка проекта потребовала бы времени, и «Джорджи» заложили в том виде, в котором они были спроектированы. Тем не менее практически сразу англичане начали работу над новым проектом: предвоенное время способствовало росту бюджетов.

Живописать мучительный процесс проектирования, продиравшийся через тиски всё равно сохраняющихся финансовых лимитов, инфраструктурных ограничений и желаний флота, исходившего из ожидаемых ТТХ (тактико-технических характеристик. — «Известия») кораблей союзников и противников, можно долго, поэтому проще в итоге сказать, что британцы разработали довольно сбалансированный корабль, стандартным водоизмещением в 40 550 и полным в 46 400 длинных тонн. Главный калибр должен был включать в себя девять 16-дюймовых (406 мм) орудий Mk II, существенно улучшенных по сравнению с довольно заурядным исходным образцом Mk I, которым вооружались предыдущие 16-дюймовые линкоры «Нельсон» и «Родней».

Технический облик проекта британского линкора образца 1938 года считается хорошим тоном критиковать за недостатки в защите и «виртуальность» вооружения, учитывая, что новые пушки не были разработаны к моменту закладки новых кораблей, однако если внимательно посмотреть на характеристики соперников, то будет очевидно, что по интегральному уровню броневой защиты «Лайоны» уступали только сверхгигантам типа «Ямато», при этом толщина бронирования японского корабля во многом была продиктована недостаточным качеством японской броневой стали. При сравнении с имевшими близкий технический уровень американскими кораблями, спроектированными во второй половине 30-х, английский проект отличается существенно лучшей защитой борта (до 381 мм против 310 мм на линкорах типа «Саут Дакота») и близким палубным бронированием.

Японский линейный корабль «Ямато»

Японский линейный корабль «Ямато»

Фото: commons.wikimedia.org

Относительно вооружения можно сказать лишь то, что имевшийся к тому времени британский опыт разработки новых артсистем с учетом накопленного опыта эксплуатации пушек «Нельсона» и «Роднея», скорее всего, гарантировал создание орудия Mk II c требуемыми ТТХ к моменту, когда на корабли пришло время устанавливать артиллерию.

Постфактум к проекту 1938 года можно предъявить претензии относительно недостаточной противоторпедной защиты, но на тот момент представление об уровне торпедной угрозы в надвигающейся войне было слабым у всех, а существенно нарастить эту защиту можно было, только увеличив ширину корпуса, что грозило повлечь за собой необходимость реконструировать доки главных баз флота — в условиях всё тех же финансовых ограничений. Эту проблему понимали и авторы проекта: главный строитель флота Стэнли Вернон Гудолл в это время предлагал «настоятельно рекомендовать» флоту снять ограничения по ширине корпуса, мешающие судостроителям.

Корабль, впрочем, и без того выходил немаленьким: 239,3 м длины, 32 м ширины, 9,15 м осадки. Четырехвальная котлотурбинная установка мощностью 130 тыс. лошадиных сил должна была обеспечить скорость хода в 30 узлов.

Если сравнивать проект 1938 года с ровесниками, то новый британский корабль однозначно превосходил все европейские линкоры — будь то немецкий «Бисмарк», итальянский «Литторио», французский «Ришелье», — смотрелся более выигрышно, чем немецкий проект H-39 и американские корабли типов «Норт Кэролайн» и «Саут Дакота», и мог бы всерьез соревноваться с заметно более крупной «Айовой», противопоставив большей скорости последней свою лучшую защищенность, и с уже упомянутым «Ямато», единственным достоинством которого становилась огневая мощь 460-миллиметровой артиллерии главного калибра, но по качеству бронирования и уровню оснащения современным оборудованием японец явно проигрывал.

Итальянский линейный корабль «Литторио»

Итальянский линейный корабль «Литторио»

Фото: commons.wikimedia.org

Королевский флот решил не мелочиться и запланировал постройку шести новых кораблей. Два корабля были заказаны в 1938 году. В конце февраля 1939 года был заключен официальный контракт, и в марте начались работы на верфи. Головной корабль серии получил имя «Лайон», официальная церемония его закладки состоялась 4 июля 1939 года, и под этим именем мы теперь знаем весь проект. Что интересно, второй корабль серии — «Темерер» — официально заложили месяцем ранее, в начале июня.

Оба корабля предполагалось ввести в строй в конце 1942 – начале 1943 года, примерно тогда же ожидалось появление в строю немецкого флота первых линкоров нового проекта H-39. К 1944 году ожидался ввод в строй второй пары под именами «Конкерор» и «Тандерер», закладка которых планировалась на осень 1939-го, и в 1940 году должны были быть заложены последние два линкора, так и не получившие имен.

Эсминцы нужнее

Весной 1939 года в близости войны уже никто не сомневался, однако примерные сроки ее возможного начала никто не брался предсказать, и когда в сентябре 1939 года она действительно началась, это стало неожиданностью для всех участников процесса, в чьи планы развития вооруженных сил необходимость немедленно воевать явно не вписывалась. Линкоры стали одной из первых жертв: работы на «Лайоне» и «Темерере» уже в октябре были приостановлены на год. В ноябре 1939-го их возобновили с формулировкой «при наличии возможности», что автоматически сдвигало линкоры в низ списка: имеющихся кораблей британского и французского флотов считалось достаточно для превосходства над противником, а вот эсминцев и прочих боевых единиц эскорта явно не хватало для защиты британского судоходства в условиях растущей подводной угрозы.

Проект британского линейного корабля типа «Лайон»

Проект британского линейного корабля типа «Лайон»

Фото: commons.wikimedia.org

Серьезный дефицит линкоров британцы ощутили летом 1940 года, когда после капитуляции Франции оказались перед необходимостью в одиночку обеспечивать господство в Атлантике и на Средиземном море против Германии и Италии и сдерживать Японию на Дальнем Востоке.

Решить это уравнение собственными силами не получалось никак, и один из театров военных действий неизбежно выпадал — как мы знаем, им оказался как раз дальневосточный ТВД.

В итоге летом 1940 года британцы приняли решение построить с учетом наработок по проекту «Лайон» другой линкор, получивший имя «Вэнгард». Его строительство обошлось заметно дешевле в силу использования уже имевшихся в наличии артиллерийских установок с 381-миллиметровыми орудиями Mk IA времен Первой мировой. Считавшиеся лучшими пушками той войны, ко Второй мировой эти орудия уже устарели, но против немцев их вполне хватило бы. Однако подводная угроза, захватывавшая умы всё сильнее, затормозила реализацию и этого заметно упрощенного проекта — «Вэнгард» в итоге вошел в строй лишь в 1946 году, оказавшись последним британским линкором в эпоху, когда он был уже никому не нужен.

Британский линейный корабль «Вэнгард»

Британский линейный корабль «Вэнгард»

Фото: commons.wikimedia.org

Были ли эсминцы и вообще корабли эскорта настолько нужны, как тогда казалось? Сейчас мы знаем, что возможности немецкого подплава в первый период войны заметно отставали от картины, которую рисовала себе военно-морская разведка союзников, и вполне возможно, что Британия могла построить как минимум два первых «Лайона», что в сочетании с построенными в реальности новыми авианосцами дало бы союзникам существенно большие наступательные возможности на Средиземном море и на Дальнем Востоке в 1943 году, но по большому счету, учитывая стремительный рост морской мощи США в этот период, какого-то радикального влияния на ход войны на море это изменение не оказало бы.

Зачем линкор

Вторую мировую войну на море принято считать войной авиации и подлодок, однако условия, в которых большую часть периода с 1939 по 1945 год действовал Королевский флот, заставляют взглянуть на роль линкоров иначе. Климатические условия Северной Атлантики, существенно отличающиеся от таковых в центральной и южной частях Тихого океана, где развернулись главные битвы ВМС США и Императорского японского флота, давали тяжелым артиллерийским кораблям куда большую свободу действий. Длительные периоды плохой погоды, нередко исключавшие действия авиации (особенно технического уровня начала 1940-х), и отсутствие авианосцев у основных европейских противников в сочетании с наличием последних у себя, с одной стороны, диктовали необходимость иметь корабли, способные применять оружие в любую погоду (и тут линкор практически не имел альтернатив), а с другой — позволяли обеспечить артиллерийские корабли авиационной поддержкой, когда это было нужно.

Самой наглядной демонстрацией возможностей линкора в Атлантике считается рейд «Бисмарка» в мае 1941 года, хотя на самом деле примеров крупных операций с активным использованием тяжелых артиллерийских кораблей очень много и «общеупотребительное» представление о линкорах как о бесполезных боевых единицах, большую часть времени простаивающих на базе, справедливо скорее как раз в отношении немецкого и итальянского флотов. Оппоненты британцев использовали свои корабли крайне осторожно: первые — после потери «Бисмарка», вторые — после серии боев в Средиземном море и крупных потерь при британском налете на Таранто.

Немецкий линейный корабль «Бисмарк»

Немецкий линейный корабль «Бисмарк»

Фото: commons.wikimedia.org

Линкоры считались исключительно ценными боевыми единицами, и их наличие или отсутствие серьезно влияло на проведение морских операций. Так, в первом томе опубликованной переписки лидеров СССР, США и Великобритании можно найти под номером 136 письмо Черчилля к Сталину от 30 марта 1943 года со следующими словами:

«Немцы сконцентрировали в Нарвике мощный линейный флот в составе «Тирпица», «Шарнгорста», «Лютцова», одного крейсера с 6-дюймовыми орудиями и восьми эсминцев. Таким образом, опасность для конвоев в Россию, которую я описывал в моем послании Вам от 19 июля прошлого года, возрождена в еще более угрожающей форме. Я сообщал Вам тогда, что мы не считаем правильным рисковать нашим флотом метрополии в Баренцевом море, где он мог бы подвергнуться нападению германских самолетов, базирующихся на побережье, и подводных лодок, не имея достаточной защиты как против самолетов, так и против подводных лодок, и я пояснял, что если бы были потеряны или даже серьезно повреждены один или два из наших самых современных линейных кораблей, в то время как «Тирпиц» и другие крупные единицы германского линейного флота оставались бы в действии, то всё господство в Атлантическом океане подверглось бы угрозе со страшными последствиями для нашего общего дела».

Британский линейный корабль «Дюк оф Йорк»

Британский линейный корабль «Дюк оф Йорк»

Фото: commons.wikimedia.org

Надвигавшийся в Арктике полярный день и правда существенно расширял возможности авиации, хотя британский авианосный флот в это время вполне мог обеспечить надежное воздушное прикрытие против немецких торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Однако независимо от того, насколько корректен в оценках немецкой воздушной угрозы был Черчилль (постфактум мы знаем, что ее уровень в это время и в этом районе преувеличивался), его оценка роли линкоров весьма показательна. Не менее показательна и охота за немецкими линкорами в Арктике, которую англичане вели всеми силами — от посылки мини-подлодок до стратегических бомбардировщиков. В итоге, как мы помним, «Шарнхорст» (в современной литературе принято такое написание названия этого корабля) был уничтожен в конце декабря 1943 года линкором «Дюк оф Йорк» и его эскортом, а «Тирпиц», практически не выходивший в море, — ударом тяжелых бомбардировщиков на своей норвежской базе в ноябре 1944-го.

***

Проект «Лайон» пережил войну: уже после 1945 года британцы рассматривали варианты постройки новых линкоров для противодействия «большому флоту» СССР, который так и не был построен. Окончательно от него отказались лишь в 1950-е годы, когда стало ясно, что советская кораблестроительная программа не будет реализована, а на повестку дня встают новые угрозы в виде ракетно-ядерного оружия. Но среди любителей и знатоков военно-морской истории Второй мировой, переигрывающих на электронных и бумажных картах морские битвы и целые кампании, непостроенные «львы Королевского флота» до сих пор весьма популярны: отделаться от соблазна положить на чашу весов столь мощные боевые единицы очень трудно.

Прямой эфир