Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Крестный отец кино: лучшие фильмы Фрэнсиса Форда Копполы
2019-04-05 13:11:05">
2019-04-05 13:11:05
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат впервые выходит режиссерская версия великого военного фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979). Даже если бы мастер не создал больше ни одной работы, его имя всё равно было бы вписано в историю. Но они были, и «Известия» вспомнят о них перед тем, как пойти смотреть «Апокалипсис» на большом экране. Заодно можно и отметить юбилей режиссера: 7 апреля ему исполнилось 80 лет.

«Крестный отец» — 1, 2, 3 (1972, 1974, 1990)

Марлон Брандо в роли Дона Вито Корлеоне в фильме «Крестный отец»

Марлон Брандо в роли Дона Вито Корлеоне в фильме «Крестный отец»

Фото: Paramount

Найдется немало людей, для которых «Крестный отец» стал не просто успешной трилогией, а произведением, формировавшим личность, давшим представления о чести и достоинстве, даром что речь идет о преступниках. «Крестный отец» разошелся на цитаты, причем здесь тот редчайший случай, когда можно бесконечно спорить, какая часть лучше: каждая претендует на совершенство, у каждой множество поклонников во всех странах мира.

В «Крестном отце» зажглись звезды Аль Пачино и Роберта де Ниро, а Марлон Брандо сыграл просто одну из лучших своих ролей. Девять «Оскаров», многолетнее место в тройке лидеров рейтинга IMDb — свидетельства высшего признания: профессионалов и обычных зрителей. Но главное — Коппола этой лентой изменил индустрию. Гангстерское кино вернуло себе давно утраченную поэтику, монументальное величие и масштаб античной трагедии.

«Люди дождя» (1969)

Кадр из фильма «Люди дождя»

Кадр из фильма «Люди дождя»

Фото: Warner Brothers/Seven Arts

Мало кто об этом знает, но еще до «Крестного отца», в 1960-е годы, Коппола снял несколько полнометражных картин в разных жанрах, включая ужасы, комедию и мюзикл. Он был уже опытным режиссером, пусть и далеким от признания. Лучшее, что он сделал за тот период, — «Люди дождя»: настоящее роуд-муви, впитавшее опыт итальянских и французских кинематографий (чаще всего говорят о влиянии Антониони) и одновременно — плоть от плоти бит-поколения и новой волны американских авторов.

Сегодня «Люди дождя» занимают заслуженное место рядом с «Беспечным ездоком», «Бонни и Клайдом» и «Пятью легкими пьесами». А тогда Коппола победил с ним в Сан-Себастьяне, но в США фильм прошел скромно. Видимо, дело в обличительной для американской мечты идее: сбежавшая от мужа женщина подбирает на дороге бывшего футболиста, а ныне ментального инвалида, от которого все, включая ее, сразу после знакомства хотят избавиться. Безобидный мускулистый красавец оказывается выброшен на обочину во всех смыслах, и для своих бывших близких он теперь лишь бельмо на глазу.

«Разговор» (1974)

Кадр из фильма «Разговор»

Кадр из фильма «Разговор»

Фото: Paramount Pictures

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля досталась Копполе за картину, снятую между двумя «Крестными отцами». Между тем этот фильм массовому зрителю практически не известен, да и когда он вышел, его сборы были в десятки раз ниже, чем у гангстерского эпоса. Это шпионский детектив о Гарри Коуле, гении «прослушки», который с помощью своих микрофонов способен узнать любые секреты, но не всегда в состоянии правильно понять, что они означают. Когда происходит убийство, которое Гарри не смог предотвратить, его мозг начинает сдаваться: профессиональные навыки завели его в тупик, и дело движется к безумию.

Великолепная игра Джина Хэкмена передает отчаяние современного человека, знающего всё — и одновременно не знающего ничего. С годами «Разговор» становится только актуальнее, потому что на месте Гарри Коула так или иначе оказывается почти каждый.

«Бойцовая рыбка» (1983)

Кадр из фильма «Бойцовая рыбка»

Кадр из фильма «Бойцовая рыбка»

Фото: Universal

Самый визуально эстетский, невыносимо красивый фильм Копполы наполнен любовью к немецкому экспрессионизму и бунтарским американским лентам 1950-х годов. Он черно-белый, с редкими и умышленными вторжениями цвета, в нем почти нет кадров, где на фоне гипертрофированных теней не клубился бы дым. Откуда угодно — из пепельницы, сигареты, урны, выхлопной трубы мотоцикла.

Мэтт Диллон, Микки Рурк, Дэннис Хоппер и молодой племянник Копполы Николас Кейдж играют драму о мучительном и опасном взрослении в опасных кварталах. Но еще — о разочаровании, одиночестве, обреченной агрессии, о семье, в которой каждый слишком индивидуален, чтобы быть счастливым. Меланхоличный шедевр у нас в стране стал на видеокассетах одним из главных хитов, и будущие герои «лихих девяностых» учились по нему, как надо держаться на людях, чтобы вызывать восхищение и трепет.

«Дракула» (1992)

Кадр из фильма «Дракула»

Кадр из фильма «Дракула»

Фото: Гемини

Грандиозная экранизация романа Брэма Стокера не во всем удалась, это не раз признавал и сам Коппола. Так, ошибкой было взять на главную роль Киану Ривза, а еще продюсеры не дали режиссеру создать экспрессионистское произведение, как он того хотел. Но даже при всем этом «Дракула» остается одной из вершин творчества Копполы, а роль древнего вампира занимает особое место в послужном списке Гари Олдмана.

Стараясь по возможности избегать любой компьютерной графики, Коппола здесь заставляет тени жить собственной жизнью, разбегаться во все стороны, а потом воплощаться в химеры и растворяться в воздухе. Публика приняла фильм прохладно, так как ожидала хоррор, а получила изысканную мелодраму об извращенной любви, которая ходит рука об руку со смертью.

«Джек» (1996)

Кадр из фильма «Джек»

Кадр из фильма «Джек»

Фоо: Buena Vista

Когда «Джек» провалился в прокате, Копполу активно бранили даже давние поклонники его таланта: дескать, зачем нужно было еще раз переснимать комедию «Большой», если уже есть отличный фильм с Томом Хэнксом? Теперь, когда страсти утихли, очевидно, что это не только одна из лучших ролей Робина Уильямса, но и проникновенная, очень важная работа Копполы.

Мальчик, тело которого стареет слишком быстро, обречен умереть вскоре после окончания школы, и должен понять, что делать с этой быстротечностью жизни. Неодинаковость течения времени всегда занимала Копполу, и в этой лирической комедии он мастерски передает всё, что связано с этой проблемой: одиночество, непонимание окружающих и страх смерти.

«Молодость без молодости» (2007)

Тим Рот в роли Доминика Матея в фильме «Молодость без молодости»

Тим Рот в роли Доминика Матея в фильме «Молодость без молодости»

Фото: Кино без границ

В XXI веке Коппола решил, что больше не будет связываться с большими студиями и кому-то что-то доказывать. Лучше снимать фильмы с маленькими бюджетами и быть свободным в любых экспериментах. Так, вряд ли кто-нибудь в Голливуде решился бы финансировать сложный сценарий по мотивам новеллы Мирчи Элиаде. Почти три месяца Коппола с небольшой командой колесил по Румынии, снял 162 часа, от которых в итоге осталось 124 минуты.

От рассказа о путешествии пожилого лингвиста внутрь себя сюжет ведет нас к погружению в прошлое человечества, к прамышлению и праязыку, и передать это можно было только очень поэтической формой. У большинства зрителей от нее осталось ощущение невнятности, но Коппола называет «Молодость без молодости» в числе пяти своих лучших работ в кино.

С 2011 года Коппола не поставил ни одного фильма, но недавно объявил, что готов приступить в созданию масштабного фантастического блокбастера «Мегалополис», который он мечтает снять уже 30 лет. Проект сейчас находится в разработке, его подробности не разглашаются, но название не случайно отсылает к шедевру Фрица Ланга «Метрополис». 80-летний Коппола уверен, что всё получится.

Загрузка...