Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На экраны 2 августа выходит «Кодекс Готти» — еще одна история жизни одного из самых колоритных мафиозо Америки конца прошлого века, на этот раз с Джоном Траволтой в главной роли. Журналист Алексей Королев для портала iz.ru разбирался, почему фильмы про организованную преступность всё труднее и снимать и смотреть.

Наши любимые доны

У каждого великого национального кинематографа есть одна-две-три излюбленные темы, напрямую связанные с местной спецификой, с историческим или общественно-политическим контекстом. У японцев наилучшим образом получаются исторические (и квазиисторические) ленты про взаимоотношения крестьян, солдат и феодалов, у французов — про мировые войны, богему и городское дно, у итальянцев — наоборот, про дно сельское, у русских — разумеется, про интеллигентов.

В Голливуде такими специалитетами испокон веку был, во-первых, вестерн, а во-вторых, фильмы про мафию. Оба жанра, конечно, с подвохом. С одной стороны, лишних людей в них никогда не появлялось, с другой — и там и там рано или поздно стало душновато. В конце концов «Крестный отец» уже сорок лет задумчиво перемещается с первого на второе место и обратно в любых списках лучших американских (а то и мировых) фильмов всех времен. На такой поляне не разыграешься.

Кадр из фильма «Крестный отец»

Фото: Alfran Productions

«Крестный отец», конечно, не «закрыл жанр», но задал индустриальные стандарты — и весьма высокие. Долгое время главным соперником Копполы был Мартин Скорсезе, упиравший на сугубо исследовательский, почти социологический подход в своих фильмах — в противовес чистому визионерству Копполы. Фильм «Хорошие парни» критики, сдавшись, теперь ставят сразу после «Крестного отца» (правда, в разряде лучших криминальных драм, а не кино вообще), но, положа руку на сердце, ничего принципиально нового ни Скорсезе, ни кто бы то ни было еще предложить зрителю не мог.


Дело тут, пожалуй, вот в чем. Общечеловеческая мораль и простая совестливость не позволяют художнику всецело оправдать мафиозо. Бандит — он и есть бандит (героям вестерна тут не в пример легче). Максимум человеческого — попытка вырваться из этого круга, как у Майкла Корлеоне; попытка эта, разумеется, заведомо обречена на провал. Ну и политики, конечно: если в представлении американца — не абстрактного «рядового американца», а образованного парня из большого или очень большого города — и есть на свете люди гаже, чем гангстеры, то это члены законодательных собраний всех уровней, от окружного до федерального.

Но в столь жестких рамках фабулы соригинальничать весьма и весьма сложно. Однажды это, впрочем, удалось — но об этом поговорим ниже.

Человек и закон

Настоящее искусство всегда говорит о том, что хорошо знают его потенциальные потребители. В Америке, как и в России, было время, когда организованная преступность играла в жизни общества если не ключевую, то весьма важную роль. Правда, если в России это время в основном уместилось в одно десятилетие, то у американцев аналогичный опыт куда как продолжительнее. Более того. В России даже в середине 1990-х довольно легко достигалась комбинация социальных и географических ситуаций, при которой человек вообще мог ни при каких обстоятельствах не столкнуться с бандитами в повседневной жизни.

В США, по крайней мере в период сухого закона, во взаимоотношения «общество–мафия» была втянута практически вся страна. И именно в 30-е, по обжигающе горячим следам были сняты три шедевра гангстерского кино — «Маленький Цезарь», «Враг общества» и оригинальное «Лицо со шрамом». При всей их мелодраматичности это были фильмы, что называется, «на актуальную тему».

Кадр из фильма «Лицо со шрамом»

Фото: Universal Pictures

Во времена Копполы — не говоря о более поздних — для обывателя мафия была уже не элементом повседневной, заоконной жизни, а персонажем газетных и телевизионных новостей. Америка вытеснила гангстеров с улиц — и вовсе не в эшелоны власти (потому-то так слаб и неестественен третий «Крестный отец»), а на обочину и на дно, в торговлю наркотиками, оружием и проституцию.

Волей-неволей пришлось снимать о старых добрых временах, когда томпсон в руках достойного человека был так же обязателен, как галстук на шее. Последняя серьезная попытка повторить успех Копполы — «Путь Карлито» Брайана Де Пальмы — при всех своих достоинствах ясно показала: настоящее место гангстеров отныне в боевиках. Там, в уютной роли шаблонных злодеев, они могут пребывать вечно.

Без героев

Конечно, Голливуд ещё побарахтался — ведь просто так отказаться от важнейшей части национальной киномифологии непросто. Тарантино в «Бешеных псах» и «Криминальном чтиве» взялся отрисовать мафию с точки зрения кокаинового нуара 1990-х — это ему удалось в полной мере, но новый толчок жанру дать не могло; то что под силу режиссеру штучному, тиражируется с большим трудом.

Но и «Криминальное чтиво» не стало окончательными похоронами гангстерского кино как некогда великого жанра. Сделал это Дэвид Чейз, видавший виды, но вовсе не выдающийся телесценарист, который в конце 1990-х — кстати, вдохновляясь фильмом «Враг общества», — написал сериал «Клан Сопрано» о трудном и ужасающе скучном бытии простых итальянских гангстеров.

Кадр из сериала «Клан Сопрано»

Фото: Brillstein Entertainment Partners

Показав каждодневную жизнь мафии как смесь производственной драмы и семейной мыльной оперы, густо приправленную психоанализом, Чейз не просто сделал шедевр — после «Клана Сопрано» стало более невозможно показывать на экране организованную преступность, как это делали прежде. Между благородным доном коза ностра и отмороженным драгдилером кубинского происхождения встал нечестный труженик, чьи сиюминутные проблемы вызывают куда больше доверия и симпатии, нежели невыносимые моральные страдания крестных отцов прошлого.

Гангстерское кино появилось и расцвело в то время, когда встретить на улице гангстера было легче, чем полицейского или пастора. Не то чтобы классической мафии в Америке более не существует — но роль ее в общественной жизни приблизительно равна роли какой-нибудь всеамериканской федерации волейбола. Без героев, которые рядовому потребителю культурных ценностей близки и понятны, у фильмов про мафию одна дорога —превратиться в сказку, как это случилось ранее с другой священной коровой американского кино, вестерном.

 

Прямой эфир