Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Звуковой яд: почему музыка не делает еду лучше
2019-03-20 18:27:20">
2019-03-20 18:27:20
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сыр, созревший под хип-хоп, ароматнее сыра, которому ставили Моцарта. О сомнительных выводах швейцарских исследователей сообщили СМИ по всему миру. Почему с этим не согласны российские производители сыра, выяснили «Известия».

Девять головок «Эмменталя» по 10 кг каждая в сентябре уложили в отдельные ящики. В каждую швейцарский сыровар Бит Уампфлер (Beat Wampfler) вставил по мини-приемнику. И 24 часа в сутки в сырах звучала музыка: «Волшебная флейта» Моцарта, трек Jazz (We've Got) хип-хоп-коллектива A Tribe Called Quest, рок-баллада Stairway to Heaven от Led Zeppelin, а также техно (Vril UV) и эмбиент (Yello Monolith). Еще три головки подвергались звуковому воздействию на разных частотах, а одну оставили созревать в тишине.

И вот недавно сыры достали и попробовали. Сначала случайные респонденты, люди с улицы. Затем гастрономические эксперты. Возглавивший вторую группу швейцарский шеф-повар Бенджамин Лузуй (Benjamin Luzuy) отметил отличия в текстуре и вкусе сыров. Он, как и большинство дегустаторов, выше остальных оценили сыр, который созревал под хип-хоп. Многие почувствовали, что у этого сыра более насыщенный аромат и вкус.

Авторы исследования, студенты бернского Колледжа прикладных искусств под руководством музыковеда Михаэля Харенберга, намерены продолжить опыты в подвалах Бита Уампфлера. Теперь они собираются провести химический анализ головок сыра, чтобы доказать их различия.

Геометрически совершенная вода

Подобные «исследования» появляются часто. Единственное значимое отличие швейцарского в том, что здесь было обнаружено положительное влияние на еду музыки вроде бы низкого жанра. С другой стороны, трек Jazz (We've Got), вышедший в 1991 году, уже можно считать классикой.

А в остальном всё как всегда: ни достоверных научных исследований химического состава (а только их обещания), ни хоть какого-то уважения к нормам проведения научных опытов. Не только не соблюдалось правило рандомизированного контролируемого испытания, при котором дегустаторы были разделены на две группы, одна из которых пробовала бы плацебо (в данном случае сыры, на которые не воздействовали звуковые волны). Здесь все участники в момент дегустации знали, какой сыр они пробуют: на видео Reuters видно, что таблички с названиями музыкальных жанров лежат на головках.

Швейцарский сыровар Бит Уампфлер проверяет головки сыра во эксперимента по «озвучиванию» сыра музыкой разных типов

Швейцарский сыровар Бит Уампфлер проверяет головки сыра во эксперимента по «озвучиванию» сыра музыкой разных типов

Фото: REUTERS/Denis Balibouse

Впрочем такое пренебрежение к науке не помешало заработать на схожей идее японцу Эмото Масару, который скончался в 2014 году в возрасте 71 года.

В 1999 году выпускник факультета международных отношений университета Иокогамы и доктор альтернативной медицины, прослушавший годовой курс в индийском «Открытом международном университете альтернативной медицины», издал книгу «Послание воды».

В ней было много фотографий замороженной воды под сильным увеличением. Снимки, которые активно перепечатали псевдонаучные журналы в России, должны были доказать, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли, эмоции и любую информацию — музыку, молитвы, разговоры, события. При хороших мыслях и классической музыке кристаллики льда получались правильной формы. От плохих мыслей, как и от электронной и рок-музыки, — рваными и несимметричными.

Критиковали Эмото (как и исследователей сыра) за то, что он знал, рядом с какой водой играла какая музыка, и мог отбирать нужные кристаллики. Он не опубликовал ни одной статьи в рецензируемом научном журнале, а это обязательно для любого, кто называет себя ученым. Да и вряд ли ему бы это удалось. Среди статей, которые публиковал японец, есть, например, инструкция по стиранию небольших облаков с небес. Выглядит она так:

Автор цитаты

1. Не напрягайтесь. Если Вы слишком возбуждены, ваша энергия не будет исходить от Вас легко.

2. Представляйте, что лазерный луч как энергия входит в намеченное облако прямо из вашего сознания и освещает каждую часть облака.

3. Вы произносите в прошедшем времени: «Облако исчезло».

4. Одновременно Вы проявляете благодарность, говоря: «Я благодарен за это», тоже в прошедшем времени.

Несмотря на недовольство научного сообщества и обвинения в создании секты, а, может быть, благодаря им, Эмото успешно продавал свои книги. А также посуду, в которой вода не подвергается губительному воздействию мыслей. И даже заряженную позитивной энергией «Indigo Water — геометрически совершенную воду с посланием вашему телу». Всего лишь по $35 (2258 рублей) за пять унций (147 мл).

Успех в России учение Эмото имело благодаря фильму «Великая тайна воды». 9 апреля 2006 года он был показан по телеканалу РТР, а семь месяцев спустя получил три премии ТЭФИ, в том числе за лучший документальный фильм.

Кадр фильма «Великая тайна воды»

Кадр фильма «Великая тайна воды»

Фото: youtube.com

Фильм состоит из историй о древних мудрецах, не пивших из общегородских колодцев, и моряках, превращавших соленую воду в пресную силой мысли. Они перемежаются красивыми кадрами воды и интервью с людьми, называющими себя учеными. Например, с сотрудником кафедры биоорганической химии Биологического факультета МГУ Владимиром Воейковым. Он известен как апологет теории заряженных частиц воздуха. Ее выдвинул советский ученый, художник и поэт Александр Чижевский. Чижевский при жизни был снят с нескольких руководящих должностей за фальсификацию результатов опытов, а пытавшиеся повторить его исследования российские и американские ученые признали, что это невозможно.

Несмотря на очевидные ошибки и критику научным сообществом, премии у фильма остались, а людей, которые здоровались с водой, чтобы ее форма стала более правильной, только прибавилось. После смерти Эмото интернет-магазин по продаже воды и защитной посуды закрылся. Но книги до сих пор можно найти на сайте крупного российского издательского дома. А фотографии кристаллов воды до сих пор восторженно обсуждают на форумах вроде «Ярмарка мастеров», сетуя на то, что мы потеряли знания о воде, которыми обладали предки.

Неприкладное исследование

Теорию Эмото о воде открыто раскритиковала Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. Сыром настоящие ученые пока не занимались. А эксперты рынка на вопрос, может ли звук влиять на объективные качества сыра, отвечают осторожно. В чем они единодушны, так это в том, что в настоящее производство музыку всё равно никто внедрять не будут.

Исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов сказал, что на то, каким получается сыр, влияет огромное количество факторов. Это и то, чем кормили корову, и то, в каких условиях содержался сыр, при какой температуре, в какой раствор он был погружен, в какой камере вызревал.

Артем Белов, исполнительный директор Национального союза производителей молока

У нас даже молоко, которое приходит в разные дни на завод, будет разным. Оно, конечно, не будет отличаться критически. Но может отличаться чуть-чуть по жиру, чуть-чуть по белку и так далее. То есть каждый день на завод приходит разное молоко. Даже больше. На завод приезжает 20-тонная фура, а корова в день дает 30 литров молока. Соответственно, 600 коров дали вам один молоковоз, а у всех коров разное молоко.

Артем Белов добавил, что отличается по разным параметрам даже один и тот же сыр одного бренда. Но найти эти отличия обычный покупатель не сможет. «Я думаю, что в целом было огромное количество факторов, которые повлияли на то, что те или иные продукты получились немножечко разными по качеству и были по-разному оценены шеф-поварами. Но то, что именно звуковые волны виноваты, говорить как минимум странно. То есть всё это интересно с точки зрения аналитиков, исследователей в Швейцарии, но абсолютно неинтересно и нереализуемо на практике с точки зрения сырого молока или производства сыров», — подчеркнул собеседник «Известий».

сыр
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова придерживается сходного мнения. Если эффект от воздействия звуковыми волнами на сыр и есть, то «в ряду всех остальных факторов, влияющих на качество сыра, это последний фактор».

На вопрос, почему музыку на крупных производствах ставить вряд ли будут, Рыбалова напомнила, что многие производители рассчитывают на то, что сыр дозреет уже в магазине. «Сыры массового спроса затягивают в пленку, они какое-то время стоят на складе. И их отправляют в расчете на то, что они будут зреть в пути, на полке магазина. Так делают некоторые наши компании. В Новой Зеландии мы видели такую практику — поскольку страна находится далеко, расчет на то, что пока сыр прибудет, он уже дозреет. Так что, я думаю, вряд когда-нибудь мы будем продавать сыр и писать «Созрел под музыку Вивальди», — сказала эксперт «Известиям».