Сибирский транзит: региональный российский аэропорт догнал Хитроу
В Сибири будет создан крупный транспортный хаб на базе красноярского аэропорта, сообщили «Известиям» в компании – владельце воздушной гавани. В его развитие вложат около 35 млрд рублей. Инвестировать в проект готовы даже японские компании. В феврале новый терминал аэропорта Красноярска получил допуск Минтранса на обслуживание международных рейсов. Это помогло без проблем принять 52 тыс. пассажиров, прибывших на XXIX Всемирную зимнюю Универсиаду. По уровню технической оснащенности и комфорту аэропорт Красноярска уже догнал лондонский Хитроу. Однако в целом региональные рейсы в России по-прежнему нуждаются в господдержке, отмечают эксперты.
Догнали Хитроу
Собственник Красноярского аэропорта — компания «Красинвест» — в течение ближайших 5–7 лет планирует инвестировать в его развитие порядка 35 млрд рублей, рассказали «Известиям» в компании. Инвестор намерен создать мощный транспортный хаб на стыке Европы и Азии. По словам представителя компании-собственника, в проект готовы вложиться японские партнеры. Какие именно, он не уточнил.
— Сейчас предприятия Китая, Южной Кореи и других «азиатских тигров» испытывают дефицит логистических схем для доставки товаров на рынки Канады и США. В связи с этим Красноярск является «аэродромом подскока» на пути между Азией и США, — сказал «Известиям» гендиректор аэропорта Андрей Метцлер.
В феврале Минтранс разрешил новому терминалу красноярского аэропорта принимать международные рейсы, благодаря чему воздушная гавань смогла без проблем обслужить участников и гостей Всемирной зимней Универсиады, которая проходила в городе со 2 по 12 марта. На нее около 3 тыс. спортсменов из более чем 50 стран.
Международный аэропорт Красноярск, по данным на февраль 2019 года, обслуживает 65 направлений, из них 45 внутренних и 20 международных в 14 стран мира. Рейсы выполняют 27 российских и зарубежных авиакомпаний. Воздушная гавань входит в список 15 крупнейших российских аэропортов по объему грузовых и пассажирских перевозок. По итогам прошлого года она обслужила более 2,5 млн человек, что на 12,6% больше показателя 2017 года.
— По уровню технической начинки и безопасности международный аэропорт Красноярска теперь не отличается от лондонского Хитроу или, к примеру, парижского Шарля-де-Голля, — подчеркнул Андрей Метцлер.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что совместить высокую пропускную способность и максимальный уровень сервиса — крайне сложно и дорого.
— Можно говорить, что по уровню технической оснащенности и комфорту для пассажиров красноярский аэропорт выглядит весьма привлекательно. Но сравнивать его нужно с аэропортами сопоставимого класса, — сказал эксперт.
Тест на стрессоустойчивость
За неделю до открытия Универсиады аэропорт, по словам его гендиректора, принял более 500 т грузов и 52 тыс. пассажиров. Приземлилось 293 воздушных судна, и было отправлено 289 рейсов. В среднем каждый день в Красноярск прилетало 7,5 тыс. гостей — спортсмены, тренерский штаб, болельщики и зрители. Все это время аэропорт отработал без единого сбоя, добавил топ-менеджер.
С 2013 года инвестиционная компания «Красинвест» вложила в развитие аэропорта 5,5 млрд рублей. Были построены новый пассажирский терминал с шестью телетрапами, модернизирован перрон и рулежные дорожки, отремонтированы подъездные пути и инженерная инфраструктура, установлено современное диспетчерское оборудование. Модернизация аэропорта была на личном контроле у Олега Дерипаски. Близкие к нему структуры контролируют воздушную гавань Красноярска. В результате пропускная способность международного аэропорта Красноярска выросла до 5 млн пассажиров в год.
Он имеет и ряд геополитических преимуществ: удобный транзит на пути из Азии в Европу, стратегическое значение для доставки грузов в Арктику и на Дальний Восток, отметили в «Красинвесте». По словам Андрея Метцлера, красноярский авиаузел — единственный в стране способен обеспечивать бесперебойную работу «заполярных экспрессов», то есть беспосадочных перелетов через Северный полюс в Западное полушарие.
До самых окраин
Рейсы из Красноярска охватывают удаленные уголки Сибири и Дальнего Востока, где идет разведка и добыча нефти и газа, строятся и модернизируются опорные пункты Северного морского пути (из европейской части РФ в дальневосточную). Здесь же расположены арктические военные базы, а также действуют научные экспедиции.
Например, только из Красноярска можно добраться до населенных пунктов Игарка, Хатанга, Тура, Талакан. На этих направлениях аэропорт выполняет социальную функцию по обеспечению товарами и продуктами районов Крайнего Севера в рамках так называемого «северного завоза», сказали в «Красинвесте».
— Международные рейсы для аэропорта Красноярска тоже имеют огромное значение. Мы постоянно работаем над упрощением правил перевозки и оформления грузов, чтобы повысить нашу привлекательность для международных грузоотправителей, в первую очередь, азиатских, — отметил гендиректор воздушной гавани.
В частности, с 2012 года аэропорт отказался от бумажного оформления таможенных документов для декларирования товаров и транспортных средств в международных перевозках. Перевозчики оформляют документы по международному стандарту E-freight — это упрощает бизнес-процессы. Решение о выпуске груза сократилось до 10 минут.
— Система менеджмента качества услуг для пассажиров была сертифицирована по международному стандарту ISO, а сам аэропорт вошел в перечень аэропортов федерального значения, — добавил Андрей Метцлер.
Зовут в концессию
Наиболее крупные игроки на региональном рынке аэропортов, по данным InfraONE, — «Новапорт», «Базэл Аэро» и «Аэропорты регионов» (входит в «Ренову»).
В этом году власти в рамках расширения государственно-частного партнерства начали заключать концессионные соглашения с крупными аэропортами московского авиаузла. Первый документ был подписан с Шереметьево сроком на 49 лет. Общий объем составляет 61 млрд рублей. Цель соглашения — снизить нагрузку на федеральный бюджет, переложив часть трат на владельцев аэропортовой инфраструктуры. Позднее концессии должны подписать также Домодедово и Внуково. Аналогичный механизм может применяться и для развития региональных аэропортов.
Аэропорты с ежегодном пассажиропотоком от 500 тыс. до 1 млн и более человек уже распределены между крупными инвестиционными группами, сказала «Известиям» руководитель InfraONE Research Александра Галактионова.
— Несколько лет назад закончилась история с Владивостоком, в прошлом году подписал соглашение с инвестором аэропорт Нового Уренгоя. Даже в аэропорту Хабаровска, который не принадлежит крупной группе, идет работа по модернизации — строится взлетная полоса и терминал, в который вкладывали частные, — добавила она.
Аэропортовая сеть в России неплохо развита, но есть системная проблема — основной транспортный узел находится в Москве. Однако это, по словам Александры Галактионовой, связано с формированием маршрутной сети и ценами на билеты, а не инвестициями в аэропортовую инфраструктуру.
Олег Пантелеев согласен, что для развития региональной аэропортовой сети нужен высокий спрос на перелеты. Без него происходит централизация полетов. У населения недостаточно денег, чтобы загрузить прямые межрегиональные и зарубежные рейсы, поэтому авиакомпании бывают вынуждены сворачивать маршрутную сеть, пояснил эксперт.
Он добавил, что через авиационные программы повлиять на это нельзя. Единственный инструмент, по словам эксперта, — субсидирование авиаперелетов. Например, господдержка межрегиональных авиаперелетов делает их доступными для населения и рентабельными для авиакомпаний. По данным Минтранса, в 2019 году субсидируемые полеты осуществляются по 11 маршрутам пятью авиакомпаниями, из бюджета на эти цели выделено порядка 300 млн рублей. Из Красноярска субсидируются полеты в Хабаровск, размер субсидии составляет 6 тыс. рублей на человека.